Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат
Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.
Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73
(статья 6);
4. Право ребенка свободно
выражать свои собственные
взгляды по всем
затрагивающим его вопросам:
право ребенка свободно
выражать свои собственные
взгляды "по всем вопросам,
затрагивающим ребенка",
причем этим взглядам
уделяется должное внимание "в
соответствии с возрастом
ребенка" (статья 12).
Более подробную информацию см. в
Замечании общего порядка № 5 КПР
(CRC/GC/2003/5).
19
В части II Конвенции содержится требование ко всем
государствам-участникам регулярно представлять доклады в
Комитет по правам ребенка, созданный в соответствии с
Конвенцией для наблюдения за осуществлением положений
договора.
Более подробную информацию о Конвенции о правах ребенка
можно найти в публикации УВКПЧ "Права человека: изложение
фактов" № 10 под названием "Права ребенка".
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-
мигрантов и членов их семей (1990 год)
Самым последним договором в области прав человека
является Конвенция о трудящихся-мигрантах, посвященная правам
конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех
трудящихся-мигрантов и членов их семей. В сферу действия
Конвенции входит весь процесс миграции, включая подготовку к
миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания и занятия
вознаграждаемой деятельностью в государстве работы по найму, а
также возвращение в государство происхождения или обычного
места проживания. Большинство прав касаются принимающего
государства, однако имеются также обязательства, возлагаемые
непосредственно на направляющее государство.
Конвенция начинается с привычного запрещения
дискриминации при пользовании правами Конвенции. Затем в
двух отдельных частях Конвенции излагаются, во-первых, права
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, независимо от их
статуса мигрантов, и, во-вторых, дополнительные права
трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы.
При определении гражданских и политических прав трудящихся-
мигрантов Конвенция весьма строго следует формулировкам
МПГПП. В некоторых статьях права излагаются в несколько иной
формулировке с учетом особого положения трудящихся-
мигрантов; это, например, относится к правам, связанным с
уведомлением консульских учреждений при аресте, и конкретным
положениям, касающимся нарушений миграционного
законодательства и уничтожения удостоверений личности, а также
20
запрещения коллективной высылки. Кроме того, в отношении
трудящихся-мигрантов непосредственно оговорено право на
владение имуществом, которое первоначально было
провозглашено в Декларации, но не содержится в МПГПП.
В Конвенции определяются экономические, социальные и
культурные права трудящихся-мигрантов в свете их конкретного
положения. Так, например, должна предоставляться как минимум
неотложная медицинская помощь, причем в той же мере, в какой
она предоставлялась бы гражданину, а дети трудящихся-мигрантов
имеют основное право доступа к образованию независимо от их
юридического статуса. Дополнительные права предусмотрены в
отношении трудящихся, имеющих надлежащие документы, а также
таких особых категорий трудящихся-мигрантов, как приграничные
трудящиеся, сезонные трудящиеся, трудящиеся, работа которых
связана с переездами, и трудящиеся на проекте.
В части VII Конвенции содержится требование ко всем
государствам-участникам регулярно представлять доклады в
Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей, созданный для наблюдения за осуществлением положений
договора. В статьях 76 и 77 предусматривается также право
государств-участников или отдельных лиц сообщать о
невыполнении каким-либо государством-участником своих
обязательств по Конвенции, если это государство-участник сделало
заявление о признании в отношении себя компетенции Комитета.
Более подробную информацию о трудящихся-мигрантах и
Конвенции можно найти в публикации УВКПЧ "Права человека:
изложение фактов" № 24 под названием "Права трудящихся-
мигрантов".
Чтение договоров в их совокупности
Для того чтобы полностью понять обязательства государств в
соответствии с договорами в области прав человека, стороной
которых стало соответствующее государство, необходимо читать
все эти договоры в их совокупности. Хотя эти договоры являются
отдельными, не зависящими друг от друга, они тем не менее
21
дополняют друг друга, поскольку их объединяет целый ряд
принципов. В каждом договоре прямо излагаются или
подразумеваются основные принципы недискриминации и
равенства, эффективной защиты от нарушений прав, специальной
защиты особо уязвимых и отношения к человеку как к активному и
информированному участнику общественной жизни государства, в
котором он находится, и затрагивающих его решений, а не как к
пассивному объекту решений властей. Все договоры,
основывающиеся на этих общих принципах, являются
взаимозависимыми, взаимосвязанными и взаимоусиливающими,
вследствие чего никакие права не могут в полной мере
осуществляться изолированно, а зависят от осуществления всех
других прав. Эта взаимозависимость является одной из причин
разработки договорными органами по правам человека более
согласованного подхода к своей деятельности, в частности путем
содействия тому, чтобы государства рассматривали положения
всех договоров частью единой задачи.
Эти семь договоров Организации Объединенных Наций не
составляют окончательного перечня обязательств государств в
области прав человека. Многие государства, помимо своего
участия в системе договоров Организации Объединенных Наций в
области прав человека, являются также участниками региональных
документов в области прав человека, что может способствовать
расширению той защиты, которая предоставляется лицам,
подпадающим под юрисдикцию соответствующего государства.
Кроме того, документами, рассматривающими безусловно важные
аспекты прав человека, являются и другие договоры, в том числе
Конвенция о статусе беженцев и Конвенции МОТ, например
Конвенция (№ 182) о наихудших формах детского труда и
Конвенция (№ 169) о коренных народах и народах, ведущих
племенной образ жизни. При оценке того, насколько ответственно
то или иное государство подходит к защите прав человека, все эти
международные правовые обязательства следует рассматривать в
их единстве.
22
23
Часть II
Наблюдение за осуществлением стандартов в области прав
человека: договорные органы
Договорные органы являются комитетами экспертов, на
которые возложено наблюдение за осуществлением положений
основных договоров в области прав человека государствами-
участниками. В части II рассказывается о работе договорных
органов и объясняется, почему их работа важна для жизни людей
всего мира.
Что такое договорные органы?
Семь основных международных договоров о правах человека
создают для государств-участников юридические обязательства
поощрять и защищать права человека на национальном уровне.
Если какая-либо страна принимает один из этих договоров путем
ратификации, присоединения или правопреемства, она берет на
себя юридическое обязательство осуществлять права, изложенные
в этом договоре. Однако это лишь первый шаг, поскольку
признания прав на бумаге недостаточно для гарантии того, что они
будут осуществляться на практике. Когда был принят первый
договор, было признано, что государствам-участникам потребуется
поощрение и помощь в вопросах выполнения ими своих
международных обязательств путем принятия необходимых мер
для обеспечения осуществления предусмотренных договором прав
каждым человеком, находящимся в этом государстве. Поэтому в
соответствии с каждым договором создается международный
комитет независимых экспертов для наблюдения за
осуществлением его положений с использованием различных
методов.
Наблюдение за осуществлением семи основных договоров в
области прав человека возложено на семь органов по наблюдению
за соблюдением прав человека.
24
1. Комитет по ликвидации расовой дискриминации
(КЛРД), первый созданный договорный орган,
осуществляет наблюдение за выполнением
Международной конвенции о ликвидации всех форм
расовой дискриминации с 1969 года.
2. Комитет по экономическим, социальным и
культурным правам (КЭСКП) был создан в 1987 году
для осуществления мандата по наблюдению, порученного
Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС) в
соответствии с Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах.
3. Комитет по правам человека (КПЧ), был создан в 1976
году для наблюдения за осуществлением Международного
пакта о гражданских и политических правах.
4. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении
женщин (КЛДЖ) осуществляет наблюдение за
выполнением государствами-участниками Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин с 1982 года.
5. Комитет против пыток (КПП), созданный в 1987 году,
осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания.
6. Комитет по правам ребенка (КПР) с 1990 года
осуществляет наблюдение за выполнением государствами-
участниками Конвенции о правах ребенка, а также двух
факультативных протоколов, касающихся детей-солдат и
эксплуатации детей.
7. Комитет по трудящимся-мигрантам (КТМ), проведший
свою первую сессию в марте 2004 года, будет
осуществлять наблюдение за выполнением
Международной конвенции о защите прав всех
трудящихся-мигрантов и членов их семей.
25
Каждый комитет состоит из независимых экспертов (от 10 до
23 человек), обладающих признанной компетентностью в области
прав человека, которые назначаются или избираются
государствами-участниками на четырехлетний срок с правом
переизбрания. КЛДЖ проводит
свои совещания в Центральных
учреждениях Организации
Объединенных Наций в Нью-
Йорке; другие договорные
органы обычно проводят свои
совещания в Отделении
Организации Объединенных
Наций в Женеве, хотя Комитет по
правам человека обычно
проводит свою мартовскую
сессию в Нью-Йорке. Все
договорные органы
обслуживаются Сектором по
договорам и работе Комиссии УВКПЧ в Женеве, за исключением
КЛДЖ, который обслуживается Отделом по улучшению
положения женщин (ОУЖ) в Нью-Йорке.
Чем занимаются договорные органы?
Договорные органы выполняют ряд функций по наблюдению
за тем, как осуществляется соблюдение договоров государствами-
участниками. Все договорные органы уполномочены получать и
рассматривать регулярно представляемые государствами-
участниками доклады с подробным изложением выполнения
договорных положений в соответствующих странах. Они
выпускают руководящие принципы для оказания государствам
помощи в подготовке их докладов, разрабатывают замечания
общего порядка, в которых толкуются положения договоров, и
организуют обсуждения по темам, связанным с договорами.
Некоторые, хотя и не все, договорные органы осуществляют также
ряд дополнительных функций, направленных на обеспечение более
эффективного осуществления договоров государствами-
участниками. Некоторые договорные органы могут рассматривать
жалобы или сообщения отдельных лиц с утверждениями о
Состав договорных органов
КЛРД: 18 членов
КПЧ: 18 членов
КЭСКП: 18 членов
КЛДЖ: 23 члена
КПП: 10 членов
КПР: 18 членов
КТМ: 10 членов
Члены договорных органов
избираются на четырехлетний
срок. Выборы половины членов
происходят каждые два года.
26
нарушениях их прав каким-либо государством-участником, если
соответствующее государство согласилось на эту процедуру.
Некоторые могут также проводить расследования.
Ниже приводится обзор деятельности договорных органов в
соответствии с их конкретными мандатами. Хотя семь договорных
органов представлены вместе в качестве согласованной системы
наблюдения за договорами, следует в то же время отметить, что
каждый договорный орган представляет собой независимый
комитет экспертов, имеющий мандат на наблюдение за
выполнением конкретного договора. Хотя договорные органы
продолжают работу по координации своих усилий,
соответствующие процедуры и практика могут отличаться от
комитета к комитету в результате различий в мандате каждого
комитета согласно соответствующему договору и факультативным
протоколам3.
Рассмотрение докладов государств-участников договорными
органами
Основной мандат, общий для всех комитетов, состоит в
наблюдении за осуществлением соответствующего договора путем
рассмотрения докладов, периодически представляемых
государствами-участниками в соответствии с положениями
договора. В рамках этого основного мандата договорные органы
разработали практические формы работы и процедуры, которые
оказались весьма эффективными при анализе степени соблюдения
государствами своих обязательств по договорам в области прав
человека, сторонами которых они являются, и поощрении
дальнейшего осуществления этих обязательств. Ниже излагаются
важнейшие общие аспекты процедуры рассмотрения докладов
государств договорными органами.
3 Информацию о конкретных процедурах того или иного договорного органа
можно получить в публикациях "Права человека: изложение фактов",
посвященных соответствующему комитету.
27
Обязательство государств представлять доклады