Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

модернизацию системы договоров ключевым элементом

деятельности Организации Объединенных Наций в области

поощрения и защиты прав человека. Он призвал договорные

органы по правам человека рассмотреть две меры: во-первых,

разработать более скоординированный подход к своей

деятельности и стандартизировать свои различающиеся требования

к представлению докладов; и, во-вторых, разрешить каждому

7 Резолюции 2002/24 и 2003/18 Комиссии.

8 А/57/387.

49

государству подготавливать единый доклад, содержащий резюме

выполнения им положений всех договоров по правам человека,

участником которых оно является. В ответ договорные органы

начали процесс консультаций и реформирования по двум

проблемам, поднятым в предложении Генерального секретаря:

1) повышение координации между договорными органами, в том

числе путем упорядочения методов работы; и

2) совершенствование процесса представления докладов по

осуществлению договоров, включая согласование требований в

отношении представления докладов.

1) Повышение координации между договорными органами

Договорные органы успешно выполняли свои мандаты, в

частности путем подключения государств к открытому и

откровенному обсуждению проблем осуществления прав человека,

используя процедуру представления докладов. Тем не менее до

весьма недавнего времени каждый договорный орган стремился

подходить к своей работе независимо от других договорных

органов, несмотря на дублирование многих аспектов их

деятельности. Специальный характер учреждения каждого

комитета в соответствии с его собственным договором означал, что

они могли свободно разрабатывать свои собственные процедуры и

практические формы работы, и при наличии значительного

сходства в порядке работы договорных органов имеются также

существенные различия, приводящие подчас к путанице и

непоследовательности.

Договорные органы в течение многих лет неизменно искали

пути повышения эффективности своей работы путем упорядочения

и согласования своих методов и практических форм работы.

Предложения Генерального секретаря дали новый импульс этому

процессу. Предложения по таким вопросам, как стандартизация

терминологии и условного обозначения документов, обсуждались

на межкомитетских совещаниях председателей, и каждый комитет

в индивидуальном порядке пересматривал свои методы работы в

целях использования наилучшей практики других комитетов. В то

же время признается, что некоторые различия в практике

комитетов обоснованны или даже необходимы в силу требований,

50

связанных со строгим соблюдением положений соответствующего

договора.

2) Совершенствование системы представления докладов об

осуществлении договоров

Основное внимание в рамках работы по обеспечению более

эффективного осуществления договоров в области прав человека в

последние годы уделялось представлению докладов государствами.

По мере расширения системы возникли проблемы, связанные с

задержкой в представлении и/или рассмотрении докладов,

представлением с опозданием или непредставлением, а также

дублированием требований договорных органов в отношении

представления докладов. Повышение эффективности системы

договоров в области прав человека было неизменной заботой

отдельных договорных органов, совещаний председателей,

Комиссии по правам человека и Генеральной Ассамблеи.

В ответ на призыв Генерального секретаря к согласованию

требований в отношении представления докладов и обеспечению

возможностей представления единого доклада договорные органы

стали разрабатывать согласованные руководящие принципы

представления докладов по всем семи основным договорам в

области прав человека. В этих руководящих принципах

государствам-участникам предлагается не подходить к каждому

договору отдельно, а рассматривать весь круг обязательств по

договорам в области прав человека, сторонами которых они

являются, в качестве одной скоординированной системы.

Доклады, составленные в соответствии с этими руководящими

принципами, обеспечат основу для единого представления

докладов, исходя из которой комитеты смогут строить свою

работу, избегая ненужного дублирования и создавая стандарты для

представления докладов, которые были бы общими для всех

комитетов.

После широких консультаций с государствами-участниками,

учреждениями системы Организации Объединенных Наций, НПО

и другими заинтересованными сторонами договорные органы

пришли к выводу, что представление единого доклада явится

51

огромной проблемой для государств-участников и не обязательно

будет отвечать задачам, которые имел в виду Генеральный

секретарь, когда выступил со своим предложением. Вместо этого

они высказались за расширение сферы охвата базового документа с

тем, чтобы он включал полную информацию о правовой базе для

поощрения и защиты прав человека в целом внутри

соответствующего государства, а также информацию об

осуществлении основных положений о правах человека, имеющих

отношение к нескольким договорам. Этот расширенный базовый

документ будет представляться всем договорным органам наряду с

индивидуальным докладом для каждого правового органа,

содержащим информацию, имеющую отношение только к

соответствующему договору. В результате доклады государств

договорным органам будут состоять из общего документа,

излагающего целостный взгляд на осуществление прав человека, и

документа, касающегося конкретного договора, в котором

основное внимание будет уделяться вопросам, имеющим

отношение непосредственно к каждому комитету и

соответствующему договору.

Роль системы договоров в области прав человека в укреплении

систем защиты прав человека на национальном уровне

Договоры в области прав человека являются правовыми

документами, в которых устанавливаются международные

стандарты поощрения и защиты прав человека во всем мире.

Путем ратификации договоров государство принимает эти

стандарты и обязуется осуществлять права на национальном

уровне. Договорные органы поощряют государства к таким

действиям и оказывают им соответствующую поддержку. Может

возникнуть впечатление, что в рамках системы договоров в

области прав человека основное внимание уделяется

международному аспекту, в то время как главное значение имеет,

безусловно, поощрение и защита прав человека на национальном

уровне. Согласованные на международном уровне стандарты,

изложенные в договорах, требуют эффективного осуществления на

национальном уровне для обеспечения того, чтобы они

распространялись на всех мужчин, женщин и детей каждой страны.

52

Будучи органами, созданными для наблюдения за

осуществлением закрепленных в договорах международных

стандартов в области прав человека, договорные __________органы играют

важную роль в оказании поддержки работе по усилению защиты

прав человека на национальном уровне. Во-первых, процедура

представления докладов договорным органам сама по себе

является важной частью развития национальной системы защиты

прав человека. Во-вторых, работа договорных органов дает

возможность государствам получить практические консультации и

помощь в вопросе о том, как наилучшим образом осуществлять

договоры.

Важность процедуры представления докладов на национальном

уровне

Работа, направленная на поощрение государств к тому,

чтобы они принимали целостный подход к представлению

докладов, рассматривая весь круг обязательств, которые они на

себя взяли, не только нацелена на упрощение процедуры

представления государствами докладов международным

договорным органам. Хотя соответствующие доклады требуются

международными органами, процедура подготовки каждого

доклада весьма важна на национальном уровне. Выполняя свои

обязательства по представлению докладов в соответствии с

договорами, государства проводят самооценку для определения

того, насколько эффективно права человека осуществляются в их

стране. Процесс сбора информации об осуществлении прав

человека на национальном уровне является важным инструментом,

помогающим правительствам планировать и реализовывать

программы развития, основанные на правах человека. Многие

государства параллельно занимаются процессами представления

докладов согласно договорам, разработкой национального плана

действий в области прав человека и осуществлением национальных

планов развития. В результате увязывания этих процессов права

человека ставятся во главу угла национального стратегического

планирования, что гарантирует более эффективное выполнение

стандартов в области прав человека на национальном уровне.

Связанная с докладами процедура, охватывающая подготовку

докладов, их международное рассмотрение и ответ государства на

рекомендации договорного органа, может также стимулировать

национальную дискуссию по правам человека в рамках

гражданского общества и привлечь к обсуждению прав человека

новых участников.

53

Практические советы и помощь со стороны договорных органов

Работа договорных

органов может дать

государствам, а также группам

ООН по странам и донорам

полезную ориентацию

относительно того, где

требуется приложить больше

усилий для укрепления

защиты прав человека. После

того как доклады были

представлены государствами-

участниками и рассмотрены

договорными органами,

практические и адресные

заключительные замечания и

рекомендации дают

возможность получить точную

консультацию по конкретным

моментам, которые требуют

внимания. Еще одним

источником конкретных

рекомендаций по конкретным

проблемам, требующим

решения, являются мнения,

выраженные комитетами в

ответ на индивидуальные

сообщения. В замечаниях

общего порядка договорных

органов можно найти более

обстоятельную дополнительную

информацию о том, как

следует осуществлять

договоры.

Работа договорных

органов может иметь

существенное воздействие

Цели развития, сформулированные

в Декларации тысячелетия, и права

человека

В 2000 году государства - члены

ООН согласовали восемь задач - или

Целей развития, сформулированных в

Декларации тысячелетия (ЦРДТ), - к

достижению которых к 2015 году

должны вместе стремиться как

развитые, так и развивающиеся

страны. Все восемь ЦРДТ могут быть

увязаны с положениями договоров в

области прав человека или

замечаниями общего порядка (ЗОП)

договорных органов.

Цель 1 - ликвидация крайней

нищеты и голода: МПЭСКП (ст. 11 и

ЗОП 12); КПР (ст. 24(2) и 27(3));

Цель 2 - обеспечение всеобщего

начального образования: МПЭСКП

(ст. 13 и 14 и ЗОП 11); КПР (ст. 28 а) и

ЗОП 1), КЛРД (ст. 5 и 7);

Цель 3 - поощрение равенства

мужчин и женщин и расширение прав

и возможностей женщин: КЛДЖ;

МПЭСКП (ст. 3 и 7 а) i)); МПГПП

(ст. 3, 6(5) и 23(2)); КПР (ст. 2);

КЛРД (ЗОП 25);

Цель 4 - сокращение детской

смертности: КПР (ст. 6 и 24(2) а));

МПЭСКП (ст. 12(2) а), ЗОП 14);

Цель 5 - улучшение охраны

материнства: КЛДЖ (ст. 10 h), 11 f),

12(1), 14 b) и ЗОП 24); КЛРД (ст. 5 е)

iv)); МПЭСКП (ЗОП __________14); КПР (ст. 24

d));

Цель 6 - борьба с ВИЧ/СПИДом,

малярией и другими заболеваниями:

Международные руководящие

принципы по ВИЧ/СПИДу и правам

человека; МПЭСКП (ЗОП 14); КПР

(ст. 24 с) и ЗОП 3);

Цель 7 - обеспечение

экологической устойчивости. Чистая

питьевая вода: МПЭСКП (ЗОП 15 и

14). Обитатели трущоб: МПЭСКП

(ЗОП 4 и 7); КПР (ст. 24 с));

Цель 8 - формирование

глобального партнерства в целях

развития: Устав ООН (ст. 1(3));

МПЭСКП (ст. 2); КПР (ст. 4).

54

внутри государств, способствуя более эффективному осуществлению

договоров путем, например, разработки нового законодательства

или обеспечения более эффективной подготовки государственных

служащих по вопросам прав человека. Степень этого воздействия

зависит не только от правительства, но и от других

заинтересованных сторон, способных оказать влияние на то, как

осуществляется защита и поощрение прав человека в стране, в том

числе национальных и региональных парламентов, НПЗУ, судей и

юристов, а также гражданского общества.

Дополнительная информация о системе договоров

Организации Объединенных Наций в области прав человека

Дополнительную информацию о договорах и договорных

органах можно получить на вебсайте УВКПЧ в разделе "органы по

правам человека". На этом сайте имеется информация о процессе

представления докладов государств, в том числе о положении с

представлением докладов отдельными странами. С сайта можно

распечатать документы договорных органов, в том числе доклады

государств-участников и заключительные замечания.

УВКПЧ подготовило следующие публикации "Права

человека: изложение фактов", касающееся работы договорных

органов:

Процедуры представления и рассмотрения сообщений (№ 7);

Права ребенка (№ 10);

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (№ 12);

Гражданские и политические права: Комитет по правам

человека (№ 15);

Комитет по экономическим, социальным и культурным

правам (№ 16);

Комитет против пыток (№ 17);

55

Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и

Комитет (№ 22); и

Права трудящихся-мигрантов (№ 24).

Эти публикации можно бесплатно получить в отделе

публикаций УВКПЧ или в онлайновом режиме на вебсайте

http://www.ohchr.org/english/about/publications/sheet.htm

Уведомление по электронной почте о рекомендациях

договорных органов

Информация о работе Права и свободы человека