Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат
Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.
Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73
ответить на вопросы членов комитета и представить
дополнительную информацию о своей работе по выполнению
положений соответствующего договора. Эта процедура не
является процедурой состязательного процесса, и комитет не
выносит своего суждения о деятельности государства-участника.
Цель состоит скорее в проведении конструктивного диалога для
оказания помощи правительству в его работе, направленной на как
можно более полное и эффективное осуществление договора.
Понятие конструктивного диалога отражает тот факт, что
договорные органы не являются судебными органами, а были
созданы для наблюдения за осуществлением договоров и
поощрения и консультирования государств. Государства не
обязаны направлять делегацию на соответствующую сессию, хотя
им настоятельно рекомендуется это сделать. Одни договорные
органы могут провести рассмотрение доклада государства-
участника в отсутствие делегации этого государства; другие же
требуют присутствия делегации.
6. Заключительные замечания и рекомендации
Итогом рассмотрения доклада является принятие
"заключительных замечаний", цель которых состоит в
предоставлении соответствующему государству практических
рекомендаций и поощрении его к принятию дальнейших мер по
осуществлению прав, содержащихся в договоре. В своих
заключительных замечаниях договорные органы признают
позитивные шаги, предпринятые государствами, и выявляют те
области, в которых следует принять дополнительные меры для
полного приведения в действие договорных положений.
Договорные органы стараются сделать свои рекомендации как
можно более конкретными и практически осуществимыми.
35
Государствам предлагается публиковать заключительные
замечания в своей стране в целях информирования общественности
о путях более эффективного осуществления договоров о правах
человека.
7. Выполнение заключительных замечаний и
представление следующего периодического доклада
Принятием заключительных замечаний комитета
заканчивается официальное рассмотрение доклада; однако процесс
на этом не заканчивается. Поскольку никогда нельзя сказать, что
положения того или иного договора были выполнены с абсолютной
полнотой, процесс осуществления предусматриваемых договорами
прав требует постоянной работы государств. После представления
первоначального доклада государства должны направлять
договорным органам дальнейшие доклады через регулярные
промежутки времени. Они называются "периодическими
докладами". Периодические доклады обычно не столь объемны,
как более всеобъемлющий первоначальный доклад, но должны
содержать всю информацию, необходимую для того, чтобы
комитет мог продолжить свою работу по наблюдению за
осуществлением договора в соответствующей стране. Важным
элементом любого периодического доклада является
информирование комитета о шагах, предпринятых государством-
участником по осуществлению рекомендаций договорных органов,
содержащихся в заключительных замечаниях по предыдущему
докладу, что замыкает цикл представления докладов.
Важность последующих мер по выполнению рекомендаций
договорных органов
Договорные органы не располагают средствами по
приведению своих рекомендаций в исполнение. Тем не менее
большинство государств относятся к процессу представления
докладов серьезно, и комитеты добились успеха в привлечении
внимания к проблемам, связанным с осуществлением договоров во
многих государствах.
36
Для оказания помощи государствам в осуществлении их
рекомендаций договорные органы стали вводить процедуры
обеспечения эффективного осуществления своих заключительных
замечаний. Некоторые комитеты в своих заключительных
замечаниях просят, чтобы
государства в течение
согласованного периода
времени сообщали
докладчику по стране или
докладчику по последующим
мерам о шагах, предпринятых
в ответ на конкретные
рекомендации или
"первоочередные вопросы,
вызывающие озабоченность".
После этого докладчик
представляет соответствующий
доклад комитету.
Некоторые члены
договорных органов в целях
принятия последующих мер
по докладу и осуществления
заключительных замечаний
посетили соответствующие
государства-участники по их
приглашению.
Что происходит в случае, если государство не представляет свои
доклады?
Представление докладов договорным органам может
составлять серьезную проблему для государств-участников. Перед
государствами, ратифицировавшими все семь основных договоров
о правах человека, стоит задача представления за десятилетний
период свыше 20 докладов о правах человека, т.е. по одному
докладу каждые шесть месяцев. Государства также должны
Рабочие совещания по
последующим мерам
В ряде стран для
инициирования диалога о
последующих мерах в связи с
заключительными замечаниями
были организованы региональные
рабочие совещания с участием
представителей государств, чьи
доклады были недавно
рассмотрены договорными
органами, а также представителей
НПЗУ, судебных органов, НПО и
других заинтересованных
организаций.
Первое такое рабочее
совещание, состоявшееся в августе
2002 года в Кито, Эквадор, было
посвящено заключительным
замечаниям Комитета по правам
человека. В Дамаске, Сирия, и
Бангкоке, Таиланд, были
проведены два рабочих совещания,
посвященные заключительным
замечаниям Комитета по правам
ребенка. С докладами этих рабочих
совещаний можно ознакомиться на
вебсайте УВКПЧ.
37
отвечать на перечни проблем и готовиться к участию в работе
сессий договорных органов, а затем от них может потребоваться
представление дополнительных докладов о последующих мерах в
связи с заключительными замечаниями. Все это ложится тяжелым
бременем, и поэтому не приходится удивляться тому, что
государства могут отстать от своего графика представления
докладов, а в некоторых случаях не представить доклад совсем.
Договорные органы
признают те трудности, с
которыми сталкиваются
многие государства при
выполнении своих
обязательств по
представлению докладов, и
работают над тем, как можно
было бы облегчить их задачу
(см. часть III ниже). Тем не
менее обязательство
представлять доклады, как и
другие обязательства,
вытекающие из ратификации
договоров, является
международно-правовым
обязательством, добровольно
взятым на себя государством.
Договорные органы
стремятся находить пути
воздействия на государства, с
тем чтобы они своевременно
представляли свои доклады.
В тех случаях, когда они
сталкиваются с особыми
трудностями, государства
могут обратиться за
технической помощью в
УВКПЧ и ОУЖ. Однако в
отношении государств,
которые в течение
"Процедура обзора" –
рассмотрение положения дел в
стране в отсутствие доклада
Согласно этой процедуре
соответствующий комитет может
рассмотреть положение дел с
осуществлением соответствующего
договора каким-либо государством-
участником даже в тех случаях,
когда доклада от этого государства
получено не было. Комитет может
составить перечень проблем и
вопросов по этому государству-
участнику, которому предлагается
направить делегацию для участия в
работе сессии. Соответствующую
информацию можно получить от
партнеров ООН и
неправительственных организаций,
и на основе этой информации и
диалога с государством-участником
комитет подготовит свои
заключительные замечания,
включающие рекомендации. Обзор
может состояться даже в том случае,
если государство-участник
отказывается направить свою
делегацию на сессию. Процедура
обзора используется лишь в
исключительных случаях; в очень
многих случаях уведомления
комитетом о том, что он
намеревается рассмотреть
положение в стране в отсутствие
доклада достаточно для того, чтобы
это государство-участник прислало
свой доклад в течение
непродолжительного периода
времени.
38
длительного времени не представляли свои доклады и не отвечали
на просьбы комитетов о представлении докладов, договорные
органы приняли процедуру рассмотрения положения в стране в
отсутствие доклада, которую иногда называют "процедурой
обзора".
Рассмотрение сообщений отдельных лиц, утверждающих, что
их права были нарушены государством-участником
Четыре договорных органа (КПЧ, КЛРД, КПП и КЛДЖ)
могут при определенных обстоятельствах рассматривать
сообщения или заявления отдельных лиц, которые считают, что их
права были нарушены государством-участником.
КПЧ может рассматривать индивидуальные сообщения о
нарушениях прав государствами - участниками первого
Факультативного протокола к МПГПП;
КЛДЖ может рассматривать индивидуальные сообщения о
нарушениях государствами - участниками Факультативного
протокола к КЛДЖ;
КПП может рассматривать индивидуальные сообщения о
нарушениях, допущенных государствами-участниками,
сделавшими необходимое заявление согласно статье 22 КПП;
и
КЛРД может рассматривать индивидуальные сообщения о
нарушениях, допущенных государствами-участниками,
сделавшими необходимое заявление согласно
статье 14 МКЛРД;
Конвенция о трудящихся-мигрантах также содержит
положение, допускающее рассмотрение индивидуальных
сообщений КТМ; это положение вступит в силу после того,
как десять государств-участников сделают необходимое
заявление согласно статье 776.
6 В настоящее время в стадии рассмотрения находится факультативный
протокол к МПЭСКП, результатом чего может стать предоставление КЭСКП
мандата на рассмотрение индивидуальных сообщений, касающихся этого пакта.
39
Эта процедура является факультативной для государств-
членов: договорный орган не может рассматривать сообщения,
касающиеся какого-либо государства-участника, если это
государство прямо не признает соответствующую компетенцию
этого договорного органа путем либо заявления согласно
соответствующей статье договора, либо принятия
соответствующего факультативного протокола. Хотя в
определенном отношении эта процедура является "квазисудебной",
решения комитета не могут быть приведены в исполнение. Однако
во многих случаях государства-участники осуществляли
рекомендации комитетов и предоставляли средства правовой
защиты авторам сообщения.
Кто может представлять сообщения?
Любой человек, утверждающий, что его права согласно пакту
или конвенции были нарушены государством - участником этого
пакта или конвенции, может направить сообщения
соответствующему комитету, если это государство признало
компетенцию комитета получать такие сообщения. Сообщения
могут также представляться третьими сторонами от имени
отдельных лиц при условии их письменного согласия или в тех
случаях, когда они не способны дать такое согласие.
Каков порядок представления сообщений?
Подробная информация о процедурах представления и
рассмотрения индивидуальных сообщений в договорных органах,
включая рекомендации и инструкции о порядке представления
сообщений, имеется в публикации "Права человека: изложение
фактов" № 7 под названием "Процедуры представления и
рассмотрения сообщений" или на вебсайте УВКПЧ.
Расследования
Два договорных органа - Комитет против пыток и Комитет
по ликвидации дискриминации в отношении женщин - могут по
своей собственной инициативе начать расследование в случае
получения надежной информации с обоснованными
40
утверждениями о серьезных, тяжких или систематических
нарушениях конвенций каким-либо государством-участником.
В отношении каких государств могут проводиться
расследования?
Расследования могут проводиться только в отношении
государств-участников, признавших компетенцию
соответствующего комитета на проведение расследований.
Государства - участники КПП могут принять решение о
непризнании такой компетенции при ратификации или
присоединении путем выступления с заявлением согласно
статье 28; государства - участники Факультативного протокола к
КЛДЖ также могут не признать компетенцию комитета, сделав
заявление согласно статье 10. Любое государство, сделавшее
заявление о нераспространении на него этой процедуры, может
принять ее на более поздней стадии.
Процедура проведения расследований
В статье 20 Конвенции против пыток и статьях 8-10
Факультативного протокола к КЛДЖ предусматривается
следующая основная процедура проведения безотлагательных
расследований соответствующим комитетом:
1. процедура может быть инициирована, если комитет получает
достоверную информацию о систематическом нарушении
закрепленных в Конвенции прав каким-либо государством-
участником. В случае КПП информация должна содержать
вполне обоснованные данные о систематическом
применении пыток на территории какого-либо государства-
участника; в случае КЛДЖ информация должна
свидетельствовать о серьезных и систематических
нарушениях государством-участником прав, изложенных в
Конвенции;
2. в качестве первого шага требуется, чтобы комитет
предложил государству-участнику проявить сотрудничество
при рассмотрении информации путем представления
замечаний;
41
3. комитет может на основе замечаний государства-участника и