Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Договорный орган или комитет

Комитет независимых экспертов, назначаемых для

наблюдения за осуществлением государствами-участниками

каждого из основных международных договоров по правам

человека. Во всех договорах используется термин "комитет",

однако комитеты широко известны как "договорные органы",

поскольку каждый из них создан в соответствии с положениями

того договора, наблюдением за осуществлением которого он

72

занимается. Во многих важных вопросах они независимы от

системы Организации Объединенных Наций, хотя и получают

поддержку со стороны Секретариата ООН и представляют доклады

Генеральной Ассамблее. Иногда называются также "договорными

контролирующими органами".

Доклад/документ по конкретному договору

Предлагаемый расширенный базовый или единый документ

будет представляться каждому договорному органу совместно с

адресным документом по конкретному договору, в котором

основное внимание будет уделяться вопросам, связанным

непосредственно с соответствующим договором. Хотя его часто

называют "докладом по конкретному договору", доклад,

представляемый каждому договорному органу, на практике

состоит из единого документа для всех комитетов и документа по

конкретному договору для каждого конкретного договорного

органа. Вместе эти оба документа будут составлять доклад

соответствующего государства-участника.

Методы работы

Процедуры и практика, разработанные каждым договорным

органом для облегчения своей работы. Такая практика не всегда

официально принята в правилах процедуры. Методы работы

каждого договорного органа изменяются в зависимости от рабочей

нагрузки и других факторов. В последние годы наблюдается

тенденция к упорядочению и согласованию методов работы на

ежегодных совещаниях председателей, особенно в тех случаях,

когда различия в подходах комитетов приводят к путанице и

непоследовательности.

Письменные ответы/ответы на перечень проблем

Письменные ответы государства-участника на перечень

проблем и вопросов, представляемые договорным органам до

сессии, на которой доклад этого государства-участника будет

рассмотрен комитетом. Письменные ответы на перечень проблем

являются дополнением к докладу государства-участника или его

обновленным вариантом.

73

Как государство может стать государством - участником

договора

Ниже разъясняется процедура, с помощью которой

государство может стать связанным положениями международно-

правового договора в качестве государства-участника. Более

подробные сведения можно получить в Управлении Организации

Объединенных Наций по правовым вопросам

(http://untreaty.un.org).

Государство-участник

Государством-участником является государство, признавшее

для себя обязательный характер какого-либо международно-

правового договора. Чтобы стать участником договора,

1) государство должно выразить свое согласие быть связанным

обязательствами по договору путем его ратификации, принятия,

утверждения или присоединения к нему и 2) должна наступить

дата вступления в силу договора для этого государства. Одни

договоры, например договоры о правах человека, открыты только

для государств, а другие открыты и для других образований,

могущих заключать международные договоры. Оба Пакта и

МКЛРД открыты для подписания и ратификации "любым

государством - членом Организации Объединенных Наций или

членом любого из ее специализированных учреждений, любым

государством - участником Статута Международного Суда или

любым другим государством, приглашенным Генеральной

Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию".

Другие основные договоры о правах человека открыты для всех

государств. Участие во всех факультативных протоколах

ограничено государствами - участниками договора, к которому они

относятся, за исключением Факультативного протокола к КПР,

касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, к

которому может присоединиться любое государство.

Каким образом государство может стать участником договора?

В каждом договоре о правах человека содержатся положения,

в которых разъясняется, во-первых, что государства должны

74

сделать, чтобы взять на себя обязательства по основным

положениям договора, и, во-вторых, когда договор вступает в силу.

Чтобы стать участником многостороннего договора,

государство должно с помощью конкретных действий

продемонстрировать свою готовность осуществлять права и

обязанности, предусмотренные договором. Иными словами, оно

должно выразить свое согласие быть связанным обязательствами

по договору. Государство может выразить такое согласие

несколькими способами, следуя заключительным положениям

соответствующего договора. В договорах о правах человека

предусматривается выражение такого согласия либо путем

подписания, за которым следует ратификация, принятие или

утверждение, либо путем присоединения. При определенных

обстоятельствах государство может также связать себя

соответствующими обязательствами путем правопреемства.

Во многих договорах содержится требование о минимальном

числе государств-участников, необходимом для вступления этих

договоров в силу согласно международному праву.

Подписание

В многосторонних договорах, подобных договорам о правах

человека, обычно предусматривается подписание с последующей

ратификацией, принятием или утверждением. В таких случаях

акт подписания не налагает на государство юридических

обязательств. Однако подписание свидетельствует о намерении

государства принять меры к тому, чтобы позднее быть связанным

обязательствами по договору. Иными словами, подписание

является подготовительным шагом к ратификации договора

государством. Подписание также создает обязательство

добросовестно воздерживаться в период между подписанием и

ратификацией, принятием или утверждением от любых действий,

идущих вразрез с объектом и целью договора.

Положение о подписании с последующей ратификацией дает

государствам время добиться одобрения договора на национальном

уровне и принять любые законодательные нормы, необходимые

75

для осуществления договора внутри страны, прежде чем брать на

себя юридические обязательства по договору на международном

уровне.

Ратификация, принятие или утверждение

Ратификация, принятие и утверждение являются все

заключительным актом, осуществляемым на международном

уровне, с помощью которого государство оформляет свое согласие

быть связанным обязательствами по договору, который оно уже

подписало. Оно делает это путем депонирования

"ратификационной грамоты" у Генерального секретаря

Организации Объединенных Наций. Для ратификации договора

государство должно прежде всего подписать его; если государство

выражает согласие быть связанным обязательствами по договору

без его предварительного подписания, этот процесс называется

присоединением (см. ниже). После ратификации государство

становится юридически связанным обязательствами по договору в

качестве одного из его государств-участников.

Какого-либо предельного срока для ратификации договора

подписавшим его государством обычно не существует. После того

как государство ратифицировало договор на международном

уровне, оно должно ввести в действие этот договор на

национальном уровне.

Ратификацию на международном уровне, показывающую

международному сообществу, что государство готово взять на себя

обязательства по договору, не следует путать с ратификацией на

национальном уровне, которая до выражения государством

согласия быть связанным обязательствами по договору на

международном уровне может от него требоваться в соответствии с

его собственными конституционными положениями. Ратификации

на национальном уровне не достаточно для намерения государства

быть юридически связанным соответствующими обязательствами

на международном уровне. Должны также быть предприняты

надлежащие действия на международном уровне.

76

Присоединение

Присоединение является актом, посредством которого

государство, не подписавшее договор, выражает свое согласие

стать участником этого договора путем депонирования "документа

о присоединении" у Генерального секретаря Организации

Объединенных Наций. Присоединение имеет те же юридические

последствия, что и ратификация, принятие или утверждение.

Однако, в отличие от ратификации, в случае которой для

возникновения связующих юридических обязательств по

международному праву должно предшествовать подписание, для

присоединения требуется лишь один шаг, а именно депонирование

документа о присоединении.

Условия, при которых может иметь место присоединение и

связанная с этим процедура, зависят от положений

соответствующего договора. К процедуре присоединения обычно

прибегают государства, желающие выразить свое согласие быть

связанными обязательствами по договору, в тех случаях, когда

истек предельный срок для подписания. Однако во многих

современных многосторонних договорах предусматривается

присоединение даже в тот период, когда договор открыт для

подписания.

Правопреемство

Правопреемство имеет место лишь в тех случаях, когда

государство, являющееся участником договора, прошло через

значительные конституционные изменения, порождающие

определенные сомнения относительно того, сохраняется ли

действительность первоначального выражения согласия быть

связанным обязательствами по этому договору. К таким

обстоятельствам могут относиться получение независимости

(например, в результате деколонизации), распад федерации или

союза, а также отделение государства или какого-либо образования

от государства или федерации. При таких обстоятельствах

государство-правопреемник может принять решение о

ратификации соответствующего договора или присоединении к

нему в своем собственном качестве или же может выразить свое

77

согласие быть по-прежнему связанным юридическими

обязательствами, взятыми на себя первоначальным государством-

участником в отношении той же территории, с помощью акта

правопреемства. В таких случаях соответствующее государство

уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных

Наций о своем намерении выступить правопреемником

юридических обязательств.

Различие между ратификацией/присоединением и вступлением

в силу

Акт, с помощью которого государство выражает свое

согласие быть связанным обязательствами по договору, отличается

от вступления договора в силу. Государство демонстрирует свою

готовность взять на себя юридические права и обязанности по

договору путем депонирования ратификационной грамоты или

документа о принятии, утверждении или присоединении.

Вступление в силу договора в отношении государства происходит

в тот момент, когда договор фактически становится юридически

обязательным для государства-участника. Договор не вступает в

силу немедленно: обычно в договоре между датой депонирования

ратификационной грамоты и датой вступления в силу договора

предусмотрен определенный срок.

Вступление в силу

Вступление в силу договора происходит в тот момент, когда

этот договор становится юридически обязательным для участников

договора. В положениях договора определяется момент его

вступления в силу, что происходит обычно через короткий период

времени, составляющий около месяца. Существуют два вида

вступления в силу: окончательное вступление в силу договора в

качестве международно-правового документа и конкретное

вступление в силу для того или иного государства.

78

Окончательное вступление в силу

Окончательное вступление в силу происходит, когда новый

договор становится юридически обязательным документом для тех

государств, которые уже выразили свое согласие быть связанными

его положениями. В большинстве договоров оговаривается, что

они вступают в силу после депонирования у Генерального

секретаря определенного числа ратификационных грамот и

документов об утверждении, принятии или присоединении.

До этой даты договор не может быть юридически обязательным

для какого-либо государства, даже для тех, которые

ратифицировали его или присоединились к нему (хотя они обычно

обязаны добросовестно воздерживаться от любых действий,

идущих вразрез с объектом и целью договора).

Вступление в силу для государства

Вопрос о том, когда - после вступления в силу договора в

целом - он вступит в силу в отношении любого дополнительного

государства или международной организации, которые хотели бы

Почему важна дата вступления в силу?

Это - дата, начиная с которой указанные в договоре права

становятся обязательными для соблюдения соответствующим

государством в рамках международного права. Любой, кто согласно

положениям договора или факультативного протокола желает

представить в договорный орган сообщение о нарушениях какого-либо

государства-участника, должен убедиться в том, что договор вступил в

силу в отношении этого государства. На основе этой даты также

определяются даты представления государствами докладов в

договорные органы.

Как определить, действует ли договор в отношении какого-либо

государства?

Главным источником является Депозитарий ООН, который ведет

реестр многосторонних договоров, депонированных у Генерального

Информация о работе Права и свободы человека