Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:44, реферат
Уровень развития общества определяется эффективностью исполь-
зования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара
является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособно-
сти.
3.
Показатели ресурсоемкости
товара
Уровень развития общества определяется эффективностью исполь-
зования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара
является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособно-
сти. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразде-
ляются на:
• абсолютные;
• структурные;
• относительные;
• удельные.
Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и ана-
лизироваться как в стратегическом, так и в производственном менедж-
менте.
К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся по-
казатели по стадиям жизненного цикла:
• затраты на маркетинг (на единицу товара);
• затраты на НИОКР (на единицу товара);
• затраты
на организационно-
водства нового товара;
• затраты на производство товара;
• затраты на подготовку товара к функционированию;
• затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;
• затраты на восстановление (ремонт) товара;
• затраты (экономия) на утилизацию товара.
К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся по-
казатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каж-
дой стадии жизненного цикла единицы товара или за весь его жизнен-
ный цикл:
• структура затрат по стадиям жизненного цикла товара (в %);
• сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизне-
нного цикла товара);
• комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от
полных затрат);
• топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении
и в % от полных затрат);
• заработная плата персонала фирмы, приходящаяся на единицу
товара (в % от полных затрат);
• амортизация основных производственных фондов в расчете на
единицу товара на данной стадии (в %).
К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся
показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или техноло-
гические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега
конкретного автомобиля.
К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показа-
тели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного ви-
да или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла
товара на единицу его полезного эффекта.
По сложным
товарам рекомендуется
на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам)
товара с применением метода функционально-стоимостного анализа.
Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти
узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако оконча-
тельное решение может быть принято только по комплексному пока-
зателю ресурсоемкости либо его обратному значению — эффективно-
сти товара.
Кроме этих подходов
при анализе следует
ми принципами,
как многовариантность
синтеза, специализация аналитиков по направлениям и объектам ана-
лиза, автоматизация процессов формирования банка исходных дан-
ных и самого анализа, стимулирование высоких результатов и каче-
ства работы.
4. Показатели эффективности деятельности
организации
Эффективность деятельности фирмы выражается через экономи-
ческие и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений
не может
быть унифицированной системы
вестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей
инвестиционного проекта, профессионализма специалистов и менед-
жеров и других факторов.
К системе показателей эффективности предъявляются следующие
требования:
1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жиз-
ненного цикла товара;
2) показатели
должны формироваться на
3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности фирмы;
3) показатели должны опираться на важнейшие показатели конку-
рентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за
конкретный период;
4) важнейшие
показатели должны быть
относительными и удельными величинами (например, прибыль,
рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
5) показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятель-
ности фирмы (доходы, расходы, страхование, ликвидность цен-
ных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ре-
сурсов и др.);
7) проектирование
окончательных показателей
ляться на основе многовариантных расчетов с определением
степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с ис-
пользованием достаточного и качественного объема информации,
характеризующей технические, организационные, экологические,
экономические и социальные аспекты деятельности фирмы.
В качестве
показателей эффективности
применяются значения рентабельности продаж, капитала, активов,
продукции, а также производительности труда, оборачиваемости капи-
талов, ликвидности. Каждый показатель выполняет свою роль. К еди-
ному интегральному показателю их привести довольно трудно. В связи
с этим на стадии стратегического маркетинга предлагается прогнози-
ровать и нормировать абсолютные или относительные значения ис-
пользования важнейших ресурсов — основного и оборотного капита-
ла, трудовых ресурсов. А на стадии тактического маркетинга должен
рассчитываться интегральный показатель эффективности использо-
вания ресурсов в организации за анализируемый период.
На эффективность и конкурентоспособность товара прежде всего
оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество товара и
затраты потребителя. Ориентация любой деятельности на потребите-
ля требует уточнения приоритетов:
1) сначала нужно повышать качество товара;
2) потом снижать
затраты потребителя (прежде
3) в последнюю
очередь нужно снижать
Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно
применять современные научные подходы и методы (функционально-
стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация
и др.).
5.
Анализ эффективности
использования Ресурсов
Основные производственные фонды характеризуются структурны-
ми показателями и показателями эффективности их использования.
К структурным показателям основных фондов относятся следующие:
1) удельный вес активной части основных фондов (ОФ);
2) коэффициент выбытия ОФ;
3) коэффициент обновления ОФ;
4) коэффициент годности ОФ (с учетом физического и морального
износа).
К показателям эффективности использования ОФ относятся следу-
ющие:
1) фондоотдача
2) коэффициент
использования
3) коэффициент
сменности работы
4) коэффициент
экстенсивного (во времени)
щего оборудования
5) коэффициент интенсивного (по производительности) использо-
вания ведущего
оборудования.
К показателям эффективности использования оборотных средств
(оборотный капитал) относятся:
1) оборачиваемость
оборотных средств (число
2) время расхода оборотных средств в днях
3) коэффициент закрепления оборотных средств за единицей вы-
пускаемой продукции
4) коэффициент
использования i-гo вида
5) экономический эффект внедрения мероприятий по снижению
норм расхода материалов.
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов следует
осуществлять по интегральному коэффициенту использования трудо-
вых ресурсов (кроме производительности труда):
Эффективность использования финансовых ресурсов рекоменду-
ется оценивать по следующим показателям:
1) устойчивость функционирования фирмы;
2) отдача капитала.
Качество анализа
эффективности использования
тем выше, чем больше применены к этому процессу научные подходы
(системный, комплексный,
динамический и др.).
6.
Факторы ресурсосбережения
Улучшение перечисленных выше показателей эффективности дея-
тельности фирмы и ресурсоемкости товаров возможно в результате