Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:33, реферат
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
1. Понятие естественной монополии
2. Субъектный состав отношений
3. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
4. Методы государственного регулирования деятельности
5. Государственный контроль в сферах
6. Ответственность за нарушение законодательства
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
МОНОПОЛИИ
1. Понятие естественной монополии
2. Субъектный состав отношений
3. Сферы деятельности
субъектов естественных
4. Методы государственного регулирования деятельности
5. Государственный контроль в сферах
6. Ответственность
за нарушение законодательства
1. Понятие
естественной монополии
В настоящее время отношения на рынках, признаваемых естественными монополиями, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Из
этого определения можно
"эффект
масштаба" выражается в существенном
снижении издержек в расчете
на единицу продукции по мере
увеличения объемов ее
неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
Для
некоторых сфер естественных монополий
характерен также сетевой характер
организации рынка. Он означает, что
монополией является не вся отрасль
экономики, а лишь ее передающие "сети".
Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов,
сеть линий электропередач, система
теплоснабжения.
2. Субъектный состав отношений
на рынках
естественной монополии
1.
Субъекты естественной
2.
Потребители - это любые юридические
и физические лица, в том числе
индивидуальные
3.
Федеральные органы
В дальнейшем эта структура существенно изменилась. Вторым этапом стало формирование всего двух государственных органов по регулированию деятельности естественных монополистов: ФЭК России - в области энергетики; МАП России - в области связи и транспорта.
Затем
Постановлением Правительства РФ от
6 ноября 2001 г. N 777 в ведение Федеральной
энергетической комиссии были переданы
вопросы транспорта. Это было обусловлено
тем, что с 2001 г. на уровне Правительства
РФ обсуждалась возможность
В
связи с произошедшими
3. Сферы
деятельности субъектов
Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это означает, что по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики. Но формально эти сферы определяются только на уровне закона.
1. Железнодорожные перевозки.
В
сфере железнодорожного транспорта
полностью отсутствует
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.
В 2001 г. была создана специальная Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, которая определяла основные принципы унификации железнодорожных тарифов и формировала единую политику Правительства РФ в этой области регулирования. В настоящее время ее планируется упразднить.
Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.).
2.
Услуги транспортных
Услуги
транспортных терминалов - это производственные
операции по приемке, перемещению и
сдаче грузов. К ним относятся
только те операции, которые неразрывно
связаны с обслуживанием
При наличии большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский речной порт" и др.
Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).
Состояние
материально-технической базы критическое,
т.к. 90% парка воздушных судов морально
устарело. Рост цен на аэропортовые
услуги (аэронавигационное
Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.
3.
Услуги общедоступной
В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные ("главная труба") и промысловые.
Магистральный нефтепровод предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов налива). Кроме того, нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и пр.).
Вместе
с тем законодательного разграничения
между этими трубопроводами пока
нет. Применяются СНИПы и ГОСТы,
в соответствии с которыми трубопроводы
строились, но это вызывает ряд проблем.
Например, трубопроводы, построенные
как промысловые, со временем реконструируются
и подпадают под все
Уже в течение нескольких лет в Государственной Думе РФ рассматривается проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Предполагается, что данный закон будет распространять свое действие не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов).
В нем предусмотрено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривается как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделяется по отдельным объектам. Предусмотрены некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности, стандартизация и сертификация оборудования, лицензирование деятельности операторов (тех, кто оказывает услуги по транспортировке углеводородов).
В
законе целесообразно также, на мой
взгляд, ввести лицензирование для
проектных и строительных организаций;
определить особенности землепользования,
связанные с эксплуатацией