Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работе является рассмотрение теоретического вопроса по теме: «Естественные монополии: методы управления и эффективность для общества»
Задачи контрольной работы:
Изучить понятие естественной монополии;
Раскрыть состав отношений на рынках естественной монополии;
Рассмотреть сфера деятельности субъектов естественных монополий;
Решением практической части по варианту №7.

Содержание

Теоретическая часть.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Естественные монополии: методы управления и эффективность для общества…………………………………………………..……………………….5
1.1 Понятие естественной монополии…………………………………………...5
1.2 Состав отношений на рынках естественной монополии…………………....................................................................................6
1.3 Сфера деятельности субъектов естественных монополий…………………7
1.4 Естественные монополии – форма общественного регулирования……...13
Практическая часть
Вариант №7………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

экономика_отрасли_7_вар_расч_часть+ теория.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

      Содержание:

Теоретическая часть.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Естественные монополии: методы управления и эффективность для общества…………………………………………………..……………………….5

1.1 Понятие естественной  монополии…………………………………………...5

1.2 Состав отношений  на рынках естественной монополии…………………....................................................................................6

1.3 Сфера деятельности субъектов естественных монополий…………………7

1.4 Естественные монополии – форма общественного регулирования……...13

Практическая  часть

Вариант №7………………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….48

Список  литературы………………………………………………………………49

Введение

      Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

      Различают пять основных форм монополистических объединений.

      Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений:

  • картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений
  • возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу
  • непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая
  • форма монополистических объединений, как трест.

      Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

      Целью данной работе является рассмотрение теоретического вопроса по теме: «Естественные монополии: методы управления и эффективность для общества»

   Задачи контрольной работы:

  • Изучить понятие естественной монополии;
  • Раскрыть состав отношений  на рынках естественной монополии;
  • Рассмотреть сфера деятельности субъектов естественных монополий;
  • Решением практической части по варианту №7.

      1. Естественные монополии:  методы управления  и эффективность  для общества.

1.1. Понятие естественной  монополии

    В настоящее время отношения на рынках, признаваемых естественными монополиями, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

    Естественная  монополия означает такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

    Из  этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:

    "эффект  масштаба" выражается в существенном  снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;

    неэластичный  спрос. В обычных экономических  отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.

    Неэластичность  спроса можно проиллюстрировать  на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло  потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

    Для некоторых сфер естественных монополий  характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что  монополией является не вся отрасль  экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения. 

  1.2 Состав отношений на рынках естественной монополии

    1. Субъекты естественной монополии  - это юридические лица, занятые  производством (реализацией) товаров  (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником "сетей" (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.

    2. Потребители - это любые юридические  и физические лица, в том числе  индивидуальные предприниматели,  приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие "потребитель" здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ "О защите прав потребителей".

    3. Федеральные органы государственной  власти по регулированию естественных монополий. Первоначально система этих органов была сформирована еще в середине 90-х годов ХХ в. Так, указами Президента РФ были образованы: Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК России), в ведении которой находилось регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России), которая занималась деятельностью естественных монополий, оказывающих услуги общедоступной электрической и почтовой связи; Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), ведающая соответствующими вопросами на железнодорожном транспорте, а также в деятельности транспортных терминалов, портов и аэропортов.

    В дальнейшем эта структура существенно изменилась. Вторым этапом стало формирование всего двух государственных органов по регулированию деятельности естественных монополистов: ФЭК России - в области энергетики; МАП России - в области связи и транспорта1.

    Затем Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 777 в ведение Федеральной энергетической комиссии были переданы вопросы транспорта. Это было обусловлено тем, что с 2001 г. на уровне Правительства РФ обсуждалась возможность создания на базе ФЭК России единого тарифного органа по регулированию естественных монополий.

    В связи с произошедшими изменениями  в структуре федеральных органов  исполнительной власти  естественные монополии регулируются следующими государственными органами: Федеральной  службой по тарифам в части  установления контроля за ценами и Федеральной антимонопольной службой в части контроля за соблюдением естественными монополистами законодательства. Принятие нормативных актов в этой сфере отнесено к компетенции Минэкономразвития России.

1.3. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

    Сами  по себе сферы естественных монополий  являются достаточно подвижными. Это  означает, что по основным характеристикам  естественной монополией можно назвать  многие отрасли экономики. Но формально  эти сферы определяются только на уровне закона.

    1. Железнодорожные перевозки.

    В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.

    Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).

    Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность  пассажирских перевозок в дальнем  и пригородном сообщениях.

    В 2001 г. была создана специальная Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, которая определяла основные принципы унификации железнодорожных тарифов и формировала единую политику Правительства РФ в этой области регулирования. В настоящее время ее планируется упразднить2.

    Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки  пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.).

    2. Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

    Услуги  транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и  сдаче грузов. К ним относятся  только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

    При наличии большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский речной порт" и др.

    Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской  авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

    Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

    Государственное ценовое регулирование услуг  аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов  к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

    3. Услуги общедоступной электрической  и почтовой связи .

    В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные ("главная  труба") и промысловые.

    Магистральный нефтепровод предназначен для транспортировки  нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов налива). Кроме того, нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и пр.).

Информация о работе Естественные монополии