Законодательные и организационные основы аудиторской деятельности в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение общих законодательных и организационных основ аудиторской деятельности в РБ, а также специфических черт аудита банка. Практическая часть работы посвящена разработке методики проведения аудиторской проверки валютно-обменных операций банка с белорусскими рублями и иностранной валютой.

Работа содержит 8 файлов

3 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА ВАЛЮТНО.docx

— 29.64 Кб (Открыть, Скачать)

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА ВАЛЮТНО.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

    2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА  
 

    Информация  – это совокупность каких-либо сведений, данных о состоянии или изменении проверяемого хозяйствующего субъекта.

    Для целей аудиторской деятельности экономическая информация представляет собой совокупность сведений и фактов, характеризующих производственные и финансово-хозяйственные процессы проверяемой организации. Поиск  информации – основной вид аудиторских  работ, так как только с её помощью  можно доказать достоверность бухгалтерской  отчётности и сформулировать соответствующие  выводы.

    Информацию, используемую для задач аудиторской  деятельности, можно классифицировать по определённым признакам (таблица 1): 

Таблица – Классификация  информационного  обеспечения аудиторской  деятельности 

Классификационный признак Содержание  классификационной группы
1.Источник  информационного обеспечения валютных операций в зависимости от вида информации 1.1.Законодательно-нормативные  акты

1.2.Литературные  источники

1.3.Фактографическая  информация (плановая, учётная, отчётная, статистическая)

1.4.Нормативно-справочная  информация

2.Требования  к источнику информации по валютным операциям 2.1.Достоверность

2.2.Достаточность

2.3.Своевременность

3.Методы  получения информации  по валютным операциям 3.1.Анализ общеэкономических,  региональных и отраслевых особенностей  деятельности банка

3.2.Знакомство  с банком, подлежащему аудиту

3.3.Сбор  информации о структуре собственного  капитала, применяемых методах ведения  бухгалтерского учёта по валютным операциям, системе внутреннего контроля валютных операций

4.Информационное  свидетельство, место получения данных по валютным операциям 4.1.Данные, собранные  аудиторами непосредственно в банке

4.2.Данные, собранные проверяемым хозяйствующим  субъектом, надлежаще проверенные  и используемые аудиторам

4.3.Данные, представленные третьими сторонами,  включая и экспертов (внешние  свидетельства)

5.Источники  информации валютных операций 5.1.Документы,  регламентирующие деятельность банка по валютным операциям (устав, учётная политика, внутрибанковские инструкции)

5.2.Документы,  отражающие результаты деятельности банка по валютным операциям (бухгалтерская и статистическая отчётность)

5.3.Материалы  различных проверок по валютным операциям

5.4.Документы  планирования деятельности экономического  субъекта (инвестиционные программы и бизнес-планы, сметы)

5.5.Первичные  учётные документы, регистры бухгалтерского  учёта, результаты проверок валютных операций

 
 
 

Окончание таблицы 1 

Классификационный признак Содержание  классификационной группы
6.Источники  информации по направлению использования валютных операций 6.1.Рациональное  планирование и эффективное проведение  аудита валютных операций

6.2.Определение  аудиторского риска и уровня  существенности

6.3.Оценка  системы внутреннего контроля банка по валютным операциям, аудиторских доказательств и допущения непрерывности деятельности банка

6.4.Выбор  видов и методов выполнения  аналитических процедур и получения  аудиторских доказательств

6.5.Выявление  противоречивой информации

 

Источник: [2, с. 66-67, таблица 2].

 

    Приведённая классификация информации необходима аудитору для правильной оценки событий  и операций, совершённых банком, выявления их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности и обоснования выводов. При подборе информации для аудиторской проверки большое значение имеет её достоверность, которая зависит от таких факторов, как независимость и комплектность источника.

    Вместе  с тем достоверность информации зависит от её достаточности.

    При определении достаточности необходимо учитывать следующие положения: информация, выявленная в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской службы, более достоверна, чем сведения от других лиц; аудиторская  информация в форме документов и  письменных сообщений более достоверна, чем сообщения в устной форме. Информация из разных источников должна сопоставляться.

    Качество  и убедительность информации зависит  от её своевременности и приближенности к реальному событию или исследуемому периоду, ибо в противном случае она будет избыточна или не нужна.

    При сборе информации необходимо исходить из общего плана и программы аудиторской  проверки.

    Для подбора информации для аудиторской  проверки должны составляться и уточняться базовые перечни необходимой  нормативно-справочной и учётно-отчётной информации в целом по банку и  по каждому разделу программы  аудита.

    Целесообразно также составлять перечни учётно-отчётной информации – документов, регистров, которые необходимо запросить у  проверяемого банка.

    Все источники информации и методики ее подготовки должны быть соответствующим образом оценены, то есть следует оценить вероятность наличия значимых для аудитора ошибок. Оценка риска производится для каждого источника и вида информации отдельно. Здесь принимаются во внимание следующие факторы:

  • внутренний риск и характеристика информации;
  • состояние контроля в целом по банку;
  • схема организации учетного процесса, включая контрольные процедуры;
  • наличие любой другой информации, относящейся к банку или процессу проверки.

    Стандартные ошибки, которые могут иметь место  в данном процессе можно разделить на три основные категории:

  • ошибки в исходной информации, используемой в процессе оценки деятельности банка;
  • ошибки в результате неправильно принятого решения об использовании той или иной информации, правильной самой по себе;
  • ошибки в результате неправильного (некорректного) применения определенных методик обработки информации (например, ошибки в расчетах).

    Аудитор исследует все учетные процедуры, ориентируясь на эти три вида возможных  ошибок, причем учитывая всегда уровень  субъективизма и компетенции персонала. Следует отметить, что суждение аудитора также будет в значительной степени субъективно, но его независимость и высокая квалификация, позволят сделать выводы более верными, чем у клиента [2, с. 67].

    Очевидно, что наибольший объем информации для аудитора дают данные текущего бухгалтерского учета. Порядок понимания  и оценки данного вида информации можно разделить на следующие  этапы:

  • выявление важнейших типов операций и подсистем бухгалтерского учета, затрагивающих данный вид информации;
  • исследование потока основных операций (проводок);
  • определение «слабых» мест, где могут происходить ошибки;
  • проведение и оценка контрольных процедур;
  • предварительная оценка риска.

    В процессе исследования потока важнейших  операций аудитор выясняет порядок прохождения информации, устанавливает лиц, осуществляющих операции и порядок их взаимодействия. Это достигается следующими основными способами:

  • опрос соответствующего персонала банка;
  • наблюдение за процедурами, которые выполняет банк;
  • изучение инструкций (стандартов) банка;

    •поэтапное отслеживание определенной операции или группы 
операций.

    Все операции отражаются в бухгалтерском  учёте на основании первичных  учётных документов, в которых  содержится необходимая информация о характере совершаемых операций.

    Первичные учётные документы по характеру  отражаемых операций делятся на: расчётные  документы; кассовые документы; мемориальные ордера; внебалансовые ордера [2, с. 68].

    Оформление  расчётно-кассовых документов требует  соблюдения определённых условий:

  • для составления документов используются стандартные  бланки установленной формы, изготовленные типографским способом или составленные с применением технических средств, но с соблюдением установленной формы и реквизитов;
  • расчётные документы оформляются в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка по осуществлению безналичных расчётов;
  • исправление в расчётно-кассовых документах не допускаются;
  • количество экземпляров документов должно быть достаточным для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым этой операцией счетам;
  • документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках.

    Расчётно-кассовые документы, на основании которых  совершаются бухгалтерские записи, должны иметь:

  • контировку, т.е. указание номеров счетов по дебету и кредиту;
  • дату проводки;
  • подпись ответственного исполнителя, оформившего документ и совершившего операцию, а в необходимых случаях – подпись контролирующего работника [30, с. 22-23]. 

    Основным  регистром аналитического учёта  в банке является лицевой счёт. Лицевые счета открываются в  разрезе балансовых и внебалансовых счетов и ведутся на бумажных или машинных носителях информации. Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных первичных учётных документов.

    Операции  в иностранной валюте отражаются в лицевых счетах в двойной  оценке: в иностранной валюте по её номиналу и в рублёвом эквиваленте  по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей  иностранной валюте, установленному Национальным банком РБ.

Рассмотрим  информацию о покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты в ОАО «Белинвестбанк» (таблица 2):

Таблица 2 – Информация о покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты

мил.долларов США

Показатели Год Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
1.Покупка 2010 484,5 515,4 540,6 572,9
Средневзвешенный  курс 2009 2881,35 2830,84 2768,87 2758,58
Рублей  за 1 доллар США 2010 3049,12 3039,16 3063,73 3075,73
2.Продажа 2010 548,5 560,3 552,8 571,3
Средневзвешенный  курс 2009 2843,01 2790,73 2736,70 2728,05
Рублей  за 1 доллар США 2010 3012,11 3028,2 3020,1 3040,9
3.Сальдо 2010 -64 -44,9 -12,2 1,6
 

Примечание. Источник: собственная разработка 

    Основными регистрами синтетического учёта в  банках являются:

1 СУЩНОСТЬ.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

4 МЕТОДИКА АУДИТА ВАЛЮТНО.docx

— 49.18 Кб (Открыть, Скачать)

5 ДОКУМЕНТ.ОФОРМЛЕНИЕ.docx

— 20.75 Кб (Открыть, Скачать)

6 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.docx

— 17.14 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 31.04 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 17.47 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Законодательные и организационные основы аудиторской деятельности в РБ