Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
 изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
 провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;

Содержание

Введение 3
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности 4
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок 8
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности 10
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло» 18
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта 23
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия 30
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

При подготовке сделки следует сравнивать цену предложения с переменными затратами на единицу продукции. Здесь возможны два варианта:

а)  цена минус переменные затраты на единицу продукции > нуля.

б) цена минус переменные затраты < нуля.

В варианте «а» рентабельность можно обеспечить при дости­жении определенного объема производства, при варианте «б» рен­табельность никогда не будет достигнута при таком соотношении переменных и постоянных затрат. Сущность концепции маржи­нальной прибыли (МП) заключается в следующем:

1. Цена товара должна быть по крайней мере выше, чем пе­ременные затраты на единицу продукциив противном случае каждая произведенная единица продукции будет только увеличивать убытки предприятия.

2. Предприятие должно продавать по крайней мере «Н» еди­ниц продукции для того, чтобы покрыть постоянные затраты (МП · Н = постоянные затраты).

3. Каждая дополнительно проданная единица продукции (пос­ле покрытия всех постоянных затрат) непосредственно увеличива­ет прибыль. Таким образом, цена может приближаться к уровню переменных затрат на единицу продукции [16, c. 29].

Например, цена единицы товара 100 000 руб., переменные за­траты 80 000 руб., маржинальная прибыль 100 000 – 80 000 = = 20 000 руб. Постоянные затраты составляют 200 000 руб., если разделить эту сумму на маржинальную прибыль с единицы про­дукции, определим, что надо продать хотя бы 10 единиц товара (200 000/20 000) для того, чтобы покрыть постоянные затраты. Каждая единица проданная сверх 10 принесет выручку в размере цены. После вычитания переменных затрат из цены маржинальная прибыль с каждой единицы будет подсчитываться для покрытия постоянных затрат, а после их покрытия вся дополнительная мар­жинальная прибыль будет представлять прибыль. Такой подход, в конечном счете, улучшает комплексность оценки эффективности экспортных сделок в процессе подготовки к заключению контрак­та с зарубежным партнером.

Таким образом, заключение экспортной сделки целесообраз­но при условии:

– оптимальный вариант;

– допустимый вариант.

 

2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО «Гомельстекло»

2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия

Строительная отрасль Республики Беларусь объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности. Это строительные тресты и объединения, предприятия строительной индустрии, проектные институты, научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации. Используя созданный потенциал, организации Министерства вносят весомый вклад в реализацию важнейшего приоритета социально-экономического развития страны – строительства жилья для граждан Республики.

Стекольная отрасль в Республике Беларусь представлена следующими предприятиями:

      ОАО «Гомельстекло» – производство полированного стекла, пеностекла, продукции промышленной переработки стеклопакетов;

      «Гродненский стекольный завод» – узорчатое и армированное стекло, стеклотара, стеклоблоки;

      Предприятиями производящие только стеклотару – «Елизово», «Гомельский стеклотарный завод», ATEC, «Белевротара»;

      Предприятия производящие стеклянную и хрустальную посуда –  стеклозавод «Неман» и «Борисовским хрустальным заводом

      Брестский электроламповый завод,

      «Стекловолокно» г. Полоцк – стекловолокно и стеклоткани.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельстекло» за предшествующие три года представлены в таблице 2.2. (см. приложение А).

2011 год был самым напряженным годом для ОАО «Гомельстекло» за последние 10 лет. Предприятие  в 2011г столкнулось со следующими явлениями, обусловленными влиянием мирового финансового кризиса: разовая девальвация курса белорусского рубля, падение цен на продукцию основного производства, уменьшение в разы потребления стекла и изделий из него, рост процентных ставок по кредитам, дефицит средств для финансирования текущей деятельности.

Кроме этого, в связи с предремонтным состоянием стекловаренной печи и необходимостью ежемесячного проведения горячих ремонтов по поддержанию печи в рабочем состоянии, снизился выпуск и марочность основного вида продукции стекла листового.

В связи с отсутствием заказов от ведущих заводов машиностроения, ЗАО «Атлант», мебельных фабрик снизились объемы выпуска продукции промышленной переработки предприятия. Из-за отсутствия спроса на пенопродукцию и убыточностью данного производства было принято решение о снижении выпуска данной продукции. По этой причине темп роста промышленной продукции за 2011г по сравнению с 2010г составил 87,2%.

В 1 квартале  2011 года рост тарифа на топливо на 11% повлек за собой рост себестоимости продукции,  резкое падение объема отгруженной продукции  и накопление остатков на складах предприятии до 138% от среднемесячного выпуска стали причиной убытка в размере более 8 млрд.руб.

Рентабельность от реализации составила (-14,1%). По итогам 1 полугодия в связи с резким падением цен на стекло листовое как на внешних так и на внутреннем рынке  РБ убыток по предприятию увеличился до 18 млрд.руб., рентабельность  реализованной продукции составила (-16,9%). В апреле месяце по просьбе предприятия была оказана государственная поддержка в виде снижения тарифа на газ на 40%, снижен % отчислений в инновационный фонд.  На предприятии были реализованы ряд мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции, которые позволили совместно с мероприятиями государственной поддержки, начиная с августа 2011 года предприятию работать  прибыльно. Но к концу 2011 года не удалось перекрыть убыток, который сложился в  1 полугодии 2011года. Поэтому рентабельность по итогам 2011 года сложилась на  уровне (-7,7%). Чистая прибыль составила (-20) млрд.руб.

Кроме этого предприятие в тяжелейших условиях 2011 года производило реализацию инвестиционного проекта «Организация производства листового полированного стекла». Ввод новой линии запланирован на начало 2012 года. В связи с этим в 2012 году ожидается рост объемов промышленного производства, увеличение ассортимента, рост качественных показателей стекла листового.

ОАО «Гомельстекло» осуществляет свою хозяйственную деятельность на олигопольном рынке, который характеризуется относительно не большим количеством производителей, как правило, около 10, каждый из которых имеет значимую долю рынка и может повлиять в краткосрочном периоде на общую ситуацию на рынке. Данная модель в большей степени характерна для экспортных рынков предприятия, РФ, Украина, Прибалтика, Польша, Молдова и пр. Данная олигополия не скоординирована, что, с одной стороны, дает потенциальным клиентам шанс на факт доминирования рыночных механизмов регулирования спроса и предложения, с другой стороны, данная модель чревата неожиданными всплесками деловой активности, цепными реакциями в области ценовой политики, нестабильностью рынка продаж продукции.

Положение продукции листового полированного стекла ОАО «Гомельстекло» на рынках можно оценить следующим образом:

             

Рисунок 2.1 - Положение продукции листового полированного стекла ОАО «Гомельстекло» на рынках

 

Данный рисунок характеризует местоположение различных производителей на рынке. В полном объеме все данные заводы присутствуют только на рынке в РФ, что не в коей мере не изменяет их ранговое положение на прочих рынках. Так, например, польские производители, БОР, заводы Клину и Раменском, Твери производят только марку М0 – М1, Лисичанск экспортирует тоже только марку М1. При условии ввода в эксплуатацию новой линии и стабильном выпуске марки М1, ОАО «Гомельстекло» сможет занять более высокую рыночную нишу.

Ниша стекла низких марок постепенно сужается, как вследствие совершенствования производства, так и вследствие укрупнения и повышения платежеспособности переработчиков стекла. Также происходит общее удорожание строительных конструкций – окон, дверей. Удельная доля стоимости сырьевого стекла в конечной конструкции постепенно снижается, т.о. в ближайшее  время более низкая стоимость – на 10 - 15% будет привлекать только мелких и средних производителей, которые и так постепенно вытесняются с рынка крупными компаниями.

Настоящее положение дел с реализацией продукции листового полированного стекла обусловлено отрицательным сальдо спроса и предложение на целевых рынках ОАО «Гомельстекло». При этом на всех рынках в большей или меньшей степени ОАО «Гомельстекло» реализует свою продукцию по цене ниже ведущих конкурентов – производителей флоат-стекла, либо по аналогичному уровню цен, т.к. качество продукции нестабильно.

Сегодня предприятия получают от производства листового стекла нормальную прибыль, при этом давая возможность заработать товаропроводящей сети, но строительство заводов на территории целевых рынках предприятия опережает темпы роста рынка стекла, что уже обусловило снижения уровня рентабельности и отпускных цен, и ОАО  «Гомельстекло» было вынуждено реализовывать продукцию до июня 2011 года в убыток. Возможно также картельное соглашение и искусственное поддержания уровня отпускных цен, но в силу обострения конкуренции и борьбы за перспективные и прибыльные рынки сбыта данный факт маловероятен, т.к. данное соглашение выгодно всем при условии, что спрос превышает предложение.

В последние годы ситуация на порядок осложнилась в связи с существенным сокращением общего уровня спроса на территорию целевых рынков ОАО «Гомельстекло», что было обусловлено процессами глобальной экономической стагнации, как в мире, так и на близлежащих рынках, в частности. Вследствие того, что стекло не является товаром предварительного выбора и наличие определенных требований к каждой конкретной марке регламентируется ГОСТом, основную роль при выборе поставщика играет именно ценовой фактор, а также структура распределительной политики. При производстве конечного изделия ценность продукта, вследствие использования стекла более высокого качества или конкретной фирмы не возрастает, что нивелирует желание компании работать с конкретным поставщиком, т.к. конечный потребитель оценивает все готовое изделие в комплексе – оконная или дверная конструкция и пр.

Таким образом, акцент завоевания потребительских предпочтений смещается с конечных потребителей, на предприятия переработчиков, которые используют стекло при производстве конечного изделия. Переработчика, в первую очередь, интересуют следующие параметры: цена продукции, ритмичность поставок, качество. Из комплектации, сопоставления и взаимоувязки перечисленных характеристик клиент выбирает себе потенциального поставщика. Данный рынок достаточно узок, контрагенты хорошо знают друг друга, особенно если речь идет о серьезных потребителях, все это обуславливает важность высокого значения имиджа предприятия, а также наличия устоявшихся доверительных отношений с потребителями.

Также одной из главных специфических особенностей деятельности предприятия является тот факт, что продукция, производимая на ОАО «Гомельстекло» характеризуется значительными изменениями коэффициентов сезонной востребованности, как на рынке Республики Беларусь, так и на внешних рынках. Для нивелирования сезонного спада ОАО «Гомельстекло» стремиться располагает стекло на складах своей товаропроводящей сети, что позволяет снизить складскую нагрузку на площади ОАО «Гомельстекло» и обеспечить относительную ритмичность выгрузки продукции.

Для успешного нивелирует сезонности спроса на свою продукцию ОАО «Гомельстекло» использует следующие методы:

      работа с конечными потребителями;

      ритмичность поставок продукции;

      гибкая ценовая политика;

      построение долгосрочных партнерских отношений;

      предоставление преференций потребителям, постоянно приобретающим продукцию в течение всего года.

Основываясь на прогнозах ведущих аналитиков строительного рынка, в 2012 году ожидается частичное восстановление уровня спроса на стройматериалы, в вязи с увеличением темпов строительства. Но уровня 2010 года рынок в лучшем случае достигнет в 2012 году. Также вместе с постепенной активизацией рынка существенно увеличится и конкуренция, т.к. основные конкуренты ОАО «Гомельстекло» введут в строй свои новые мощности, могут увеличить производительность действующих линий.

Внутренний спрос на высококачественное полированное листовое стекло стабильно увеличивается, что обусловлено ростом использования данного вида стекла во всех отраслях народного хозяйства. По оценкам экспертов общий объем внутреннего спроса на полированное листовое стекло в 2011 году составил - 10 млн. м кв. Данный спрос на 60% обеспечивается за счет внутреннего производства – ОАО «Гомельстекло», около 40% потребности удовлетворяется за счет импорта (стекло не производимое на ОАО «Гомельстекло» – высокомарочное стекло М0 – м1, стекло PLF размера, цветное, стекло тоньше 2 и 3 мм и толще 6 мм).


2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта

Основным экспортным продуктом ОАО «Гомельстекло» является стекло листовое полированное (свыше 90%), основными внешнеторговыми партнерами предприятия в 2010 году являлись:

      Российская Федерация;

      Украина.

В условиях 2011 года, когда продажи стекла листового на целевых рынка предприятия стали катастрофически снижаться (Российская Федерация 34,6 % от уровня 2010 года, Украина – 52,4 %) ОАО «Гомельстекло» обеспечило рост поставок на другие рынки (Болгария - 169,8%, Эстония – 1649,3%, Германия – 103,6 %, Молдова – 154,4%, Казахстан – 108,9 %, начались поставки в Грузию). Тем не менее, объем охватываемых рынков не в состоянии обеспечить потребление на уровне Российской Федерации. Поэтому темп роста экспорта в  2011 году составил 52,8 % от уровня 2010 года.

Падение строительного рынка Росси и Украины привело к тому, что на складах предприятия за январь-апрель 2011 года накопились остатки листового стекла, превышающие более чем в 1.4 раза месячный выпуск. В последующие месяцы уровень запасов снижался и на 01.10.2011г достиг уровня 75,1% к среднемесячному выпуску. Начиная с ноября 2011г, вследствие сезонности продукции (стекло листовое) уровень запасов стал увеличиваться и на конец года составил 101,2%

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность