Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение  образования «Полоцкий торгово-технологический  колледж»

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Внешнеэкономическая  деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоцк, 2012г.

5. Деятельность  Всемирной торговой организации  (ГАТТ\ВТО): цели, принципы, задачи.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

Главные задачи ВТО –  либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Основным принципом, на котором строится договорная система  ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:

- рост торгового обмена  товарами и услугами;

- сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);

- деятельность на основе  принципа наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации,  которая обеспечивается взаимным  предоставлением, с одной стороны,  режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- прогрессивное снижение  таможенных тарифов в ходе  периодически проводимых раундов  многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- прозрачность торговой  политики;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах и др.

Важнейшими функциями  ВТО являются: контроль за выполнением  соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров  и консультаций между заинтересованными  странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Система мирохозяйственных связей РБ.

 

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства.

Сегодня наша страна сформировала ключевые элементы новой экономической  системы, создав новые органы экономической  власти, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т.п.

В 50 — 60-х гг. экономика  Беларуси развивалась главным образом  за счет образования высокотехнологичных, наукоемких производств. Научный сектор экономики Беларуси, сформировавшийся в Советском Союзе, обеспечивал в первую очередь общесоюзные интересы, исходя из общесоюзного разделения труда. Значительная часть научно-технического потенциала была ориентирована на потребности отраслей всего СССР. Поэтому распад Советского Союза и разрыв сложившихся экономических и научных связей, экономический кризис начала 90-х гг., потеря военных заказов оказали отрицательное влияние на состояние научных организаций республики: большинство их утратило финансирование от своих главных заказчиков, находящихся в других республиках.

В целом надо отметить, что глубокий социально-экономический  кризис конца 80-х — первой половины 90-х гг. отрицательно сказался на производственном потенциале Беларуси. Техническая база большинства предприятий республики устарела, поэтому продукция, производимая на таких предприятиях, ресурсоемкая и неконкурентоспособная. Если в странах-лидерах мирового научно-технического прогресса доля технологического уклада достигла примерно половины ВВП, то в Беларуси в начале 90-х гг. она составляла только около 10 %, а на сегодняшний день, по оценкам специалистов, находится на уровне 3 — 5 %.

В структуре внешней  торговле Беларуси и в выравнивании ее внешнеторгового баланса все  большую роль играет экспорт-импорт товаров и услуг. Как свидетельствует  статистика, структура белорусского экспорта и импорта товаров на протяжении последнего десятилетия остается относительно стабильной. Мировое разделение труда - разделение труда между странами на основе специализации в производстве определенных товаров или услуг, которое делает возможным и необходимым международный обмен и сотрудничество

Стратегия в области  экспорта нацелена на удержание традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Основные задачи государства по наращиванию  экспортного потенциала страны —  поддержка приоритетных экспортоориентированных производств, создание новых видов продукции на базе новейших и высоких технологий, увеличение экспорта услуг, создание инфраструктуры товарных рынков. На первом месте среди экспортируемых Беларусью товаров находятся минеральные продукты (35%). Второе место (20,3%) принадлежит машинам, оборудованию и транспортным средствам. Третье – продукции химической промышленности (15%). Затем по удельному весу в экспорте следуют: продукция пищевой промышленности (8,3%); черные, цветные металлы и изделия из них (7,5%); продукция легкой промышленности - текстиль и текстильные изделия (3,8%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,5%) и прочие (6,2%).

Основным рынком сбыта  почти для всех перечисленных  видов продукции является Россия. В государства Запада вывозятся в основном сырьеёмкие товары, производство которых сопряжено с экологическими издержками и использованием дешевой рабочей силой. Более технологичная конечная белорусская продукция пользуется спросом на традиционных для нас рынках СНГ, стран Балтии и осваиваемых азиатских рынках. На рынках высокоразвитых стран Западной Европы и Северной Америки она не выдерживает конкуренции по качеству.

Первое место (33,6 % импорта) занимают минеральные продукты (в  основном нефть). На втором (22,8%)- машины, оборудование, транспортные средства, не выпускаемые в стране. На третьем месте - импорт продукции химической промышленности (12,4%). Высок удельный вес импорта черных и цветных металлов (11,5%), продукции пищевой промышленности (10,5%) , древесины и целлюлозно-бумажных изделий (2,3%), и др.

В географии импорта  Беларуси, так же, как и в географии  экспорта, основным партнером является Россия. Из других государств - партнеров  по импорту сравнительно крупными поставщиками товаров в Беларусь являются в основном близкорасположенные европейские страны: Германия (химическая и машиностроительная продукция, продовольственные товары и др.), Украина (металл, уголь, растительное масло, сахар, зерно) Польша, Италия, Литва, Франция и др.

В целом политику импорта предполагается формировать на принципах разумного протекционизма и обеспечения здоровой конкуренции, однако уровень тарифной защиты все же будет приближаться к соответствующим нормам ВТО.

Особенности современных  внешнеторговых связей Беларуси:

- основными внешнеторговыми партнерами Беларуси остаются страны СНГ - 65,2 % всего товарооборота, в т. ч. Россия- 59,5;

- относительно высокий удельный вес в товарообороте Беларуси 
характерен для соседних и близлежащих европейских стран, что имеет 
большое значение для технического и технологического развития страны и экономики транспортных расходов на доставку ввозимой и вывозимой продукции;

- география торговых партнеров Беларуси расширяется главным образом за счет установления связей с развивающимися государствами Азии, Латинской Америки и Африки, что увеличивает транспортные расходы, но все же эффективно благодаря отсутствию жестких таможенных барьеров и растущей емкости этих рынков;

- важнейшей проблемой является преодоление дефицитности торгового баланса (самый большой дефицит в торговле с Россией).

Таким образом, особое внимание уделяется развитию нашего внешнеторгового  сотрудничества с соседними государствами  — странами Балтии, Польшей, государствами  Центральной и Восточной Европы, что обусловливается географической близостью, а следовательно, делает их рынки весьма привлекательными для белорусских товаропроизводителей.

Необходимость расширения торгово-экономических отношений  со странами Азии (прежде всего, с Китаем, Индией), Ближнего Востока, Африки и  Южной Америки определяется динамично развивающейся экономикой этих стран, технологической сопряженностью, растущей там покупательной способностью, что делает их рынки перспективными для сбыта белорусской продукции.

Достижению стратегических целей экономического развития Беларуси будет способствовать реализация мер по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это позволит налаживать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать при этом национальные интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Договор  об исключительной продаже товаров.

 

Наименование договора не является еще полностью устоявшимся  на практике и в литературе. В  странах романо-германской и английской систем права чаще всего его называют договором о предоставлении исключительных прав продажи. В англо-американской доктрине нередко говорится о договоре на исключительное распространение товаров, но такое наименование используется и в странах романо-германской правовой системы. Специалисты    некоторых стран, в частности Франции, Бельгии и Швейцарии,   определяют его также как договор о коммерческой концессии.

Договором закрепляются принципы и правила отношений  по приобретению одной стороной (покупателем) в собственность товаров у  другой стороны (продавца) с установлением одновременно ряда прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем своей клиентуре.

С хозяйственно-экономической  точки зрения покупатель товара осуществляет посреднические функции между продавцом  товара и рынком. В качестве продавцов выступают фирмы-продуценты или фирмы — оптовые торговцы, а в качестве покупателей — чаще всего фирмы — оптовики или полуоптовики, покупающие товары для перепродажи их розничным торговцам или индивидуальным потребителям. Покупатели, будучи коммерсантами, действующими на промысловой основе, но не являясь формально-юридически посредниками-агентами, выполняют на практике роль звеньев товаро-проводящей сети и именуются «распространителями» товаров (дистрибьюторами). Именно поэтому договор относят к категории так называемых договоров о размещении товаров. Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, они реализуют на рынке от своего имени, действуя при этом за свой счет и на свой «страх и риск», то есть принимают на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи возникают полностью для такого «распространителя», а его прибыль определяется разницей покупной и перепродажной цен товара.

Договор об исключительной продаже товаров как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон в хозяйственном обороте по покупке и перепродаже товаров. Реализация договорных положений предполагает последующее заключение контрагентами самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил.

По своему содержанию договор представляет сложную сделку, в которой наряду с положениями  о купле-продаже имеется целый  ряд специальных условий, выходящих  за рамки «классического» договора купли-продажи и определяющих организационные, финансовые, коммерческие и некоторые другие отношения контрагентов.

Сердцевиной договоренностей  являются правила о приобретении «распространителем» в собственность  товаров в интересах последующей  их продажи третьим лицам. И эти правила относятся к разным аспектам отношений сторон договора.

Обязательный элемент  контракта составляют «условия об исключительности», которым придается односторонний или двусторонний характер.

Продавец предоставляет  покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся предметом купли-продажи между ними, на обозначенной территории или указанной клиентуре. Предоставляя покупателю коммерческую монополию, продавец отказывается от проведения торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Это — условие об исключительной продаже товара покупателем или об установлении монополии покупателя на продажу приобретаемых товаров. Иногда такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в контракты с другими покупателями условие об отказе последних от прямой или косвенной продажи купленных товаров на территории действия первого договора. Договорный запрет третьим лицам на проведение так называемой «параллельной продажи (или импорта)» дополнительно укрепляет коммерческую монополию покупателя на рынке.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность