Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;
Введение 3
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности 4
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок 8
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности 10
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло» 18
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта 23
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия 30
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала 32
Заключение 35
Список использованных источников 37
Рисунок 2.3 - Динамика экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2010 – 2011 года, млн. руб.
В 2012 году планируется увеличить объем экспортируемой продукции с 202 590,30 млн. руб. до 226 868,10 млн. руб. Несмотря на это, доля экспорта в общем объеме производства не увеличивается, а наоборот уменьшается (см. рисунок 2.4.
Рисунок 2.3 – Планирование экспорта на 2012 год, млн. руб.
Таблица 2.5 – Эффективность экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2009 – 2011 года
Показатели | ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Темп роста 2010 к 2009 | Темп роста 2011 к 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|
Обьем отгруженной продукции в фактических отпускных ценах (без НДС) | млн.руб. | 158096 | 188580 | 140283 | 119,3% | 74,4% |
в том числе на внутренний рынок РБ | млн.руб. | 77730,1 | 96793 | 75355,5 | 124,5% | 79,4% |
на экспорт | млн.руб. | 80365,9 | 91787 | 64927,5 | 114,2% | 69,3% |
Доля экспорта в выпуске продукции | % | 55,6 | 51,9 | 35,6 | х | Х |
Обьем экспорта | тыс.$ | 37476,0 | 44013,9 | 23236 | 117,4% | 52,8% |
Обьем импорта | тыс.$ | 14193,0 | 25323,4 | 120560 | 178,4% | 476,1% |
Уровень экспорта в объеме продаж предприятия:
Таким образом, видно, что объем экспорта на предприятии занимает достаточно большую долю в объеме производства продукции. В 2010 году удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции составил 48,7%, в 2011 году эта доля уменьшилась до 46,3%.
На предприятии ОАО «Гомельстекло» постоянно проводится работа по обмену опытом со специалистами различных профилей, как с белорусскими, так и с зарубежными. Как результат — применение наиболее передовых методик планирования и экономико-математического моделирования в финансово-плановых расчетах, анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, системе управления себестоимостью и задолженностями и т. д.
Однако продукция предприятия должна подвергнуться ряду существенных изменений, направленных на повышение ее конкурентоспособности.
Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Гомельстекло» на международном рынке:
1. Предприятию рекомендуется более полно использовать производственную мощность, сократив простои машин, оборудования, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов; ускорить оборачиваемость капитала за счет сокращения сверхнормативных запасов и периода инкассации дебиторской задолженности.
2. Эффективная работа предприятия на международном рынке тесно связана с инновационной деятельностью. В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что влечет за собой банкротство.
3. Основные возможности расширения сбыта заключаются в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях; предприятию необходимо более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его требованиями ассортимент продукции и ценовую политику.
4. Изменение внутренней среды предприятия, ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых исследований.
Главными задачами управления финансами внешнеэкономической деятельности компании является эффективное планирование и использование финансовых ресурсов внешнеэкономической деятельности в целях повышения благосостояния акционеров.
Важнейшими принципами построения политики внешнеэкономической деятельности компании являются:
повышение эффективности управления активами компании;
повышение рентабельности всех видов бизнеса ОАО «Гомельстекло» (связанных с внешнеэкономической деятельностью;
эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью по внешнеторговым сделкам;
оптимизация объемов и структуры заемных средств, минимизация расходов по их обслуживанию.
Основные функциональные блоки по управлению финансами экспортной деятельности ОАО «Гомельстекло»:
финансовое планирование, формирование бюджетов, мониторинг исполнения бюджетов, анализ финансового состояния ОАО «Гомельстекло»;
исполнение утвержденных бюджетов ОАО «Гомельстекло»;
управление кредитным портфелем и оптимизация структуры финансовых инструментов;
формирование системы налогового планирования Общества, реструктуризация налоговой задолженности, методологическое обеспечение и анализ налоговых рисков;
формирование и реализация учетной политики компании.
Построение системы бюджетирования. Одной из основных задач построения системы управления финансами внешнеэкономической деятельности руководство ОАО «Гомельстекло» видит в совершенствовании системы бюджетирования. Реализация данной системы позволила осуществить планирование финансовых потоков, распределение ресурсов с учетом приоритетности статей расходов, добиться экономии затрат и укрепить финансовую дисциплину.
Основными требованиями, предъявляемыми к составлению бюджетов и их исполнению, являются сбалансированность по доходам и расходам, переход исключительно на денежную форму расчетов.
Дальнейшее совершенствование процесса бюджетирования ОАО «Гомельстекло» предполагает:
внутрифирменную стандартизацию процедур и форм бюджетирования;
определение стратегии развития бюджетирования в долгосрочной перспективе;
определение направлений дальнейшей интеграции бюджетирования с системой управленческого учета;
организацию единой базы обязательств по заключенным договорам и контрактам.
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. В целях преобразования ОАО «Гомельстекло» в финансово эффективный субъект хозяйственной деятельности создана рабочая группа по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности Общества. Разработана программа по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности, определены приоритеты в работе по данным видам задолженности, разрабатывается система управления собственными и сторонними долгами.
Вывод: Таким образом, можно сформулировать следующие основополагающие принципы организации экспортной деятельности крупного промышленного комплекса ОАО «Гомельстекло»:
1. Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.
2. Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.
3. Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
1. Экспортная деятельность тесно взаимосвязана с внешней экономической деятельностью предприятия. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
2. Предприятие - участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.
3. Экспорт — это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
4. Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно разрабатывать определенную экспортную политику: иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов.
5. ОАО «Гомельстекло» осуществляет свою хозяйственную деятельность на олигопольном рынке, который характеризуется относительно не большим количеством производителей, как правило, около 10, каждый из которых имеет значимую долю рынка и может повлиять в краткосрочном периоде на общую ситуацию на рынке.
6. Основным экспортным продуктом ОАО «Гомельстекло» является стекло листовое полированное (свыше 90%), основными внешнеторговыми партнерами предприятия в 2010 году являлись: Российская Федерация; Украина.
7. В настоящее время около 40% продукции завода реализуется на внутреннем белорусском рынке, а 60% - экспортируется. Ежегодно предприятием экспортирует в среднем около 11 млн. м кв. полированного листового стекла.
8. В 2012 году планируется увеличить объем экспортируемой продукции с 202 590,30 млн. руб. до 226 868,10 млн. руб. Несмотря на это, доля экспорта в общем объеме производства не увеличивается, а наоборот уменьшается.
9. Объем экспорта на предприятии занимает достаточно большую долю в объеме производства продукции. В 2010 году удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции составил 48,7%, в 2011 году эта доля уменьшилась до 46,3%.
10. На предприятии ОАО «Гомельстекло» постоянно проводится работа по обмену опытом со специалистами различных профилей, как с белорусскими, так и с зарубежными. Как результат — применение наиболее передовых методик планирования и экономико-математического моделирования в финансово-плановых расчетах, анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, системе управления себестоимостью и задолженностями и т. д.
1. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М., 2002, 303 с.
2. Базылев Н.И. Основы бизнеса: учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Мисанта, 2003. – 253 с.
3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 352 с.
4. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2 / В.И. Гончаров – Минск: МИУ, 2003. – 256 с.
5. Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием / В.И. Гонаров. – Минск: МИУ, 2000. – 160 с.
6. Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 336 с.
7. Золотогоров, В.Г. Организация и планирование производства В.Г. Золотогоров. – Минск: ФУАинформ, 2001. – 528 с.