Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
 изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
 провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;

Содержание

Введение 3
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности 4
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок 8
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности 10
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло» 18
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта 23
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия 30
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

 

Рисунок 2.3 - Динамика экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2010 – 2011 года, млн. руб.

 

 

 

В 2012 году планируется увеличить объем экспортируемой  продукции с 202 590,30 млн. руб. до 226 868,10 млн. руб. Несмотря на это, доля экспорта в общем объеме производства не увеличивается, а наоборот уменьшается (см. рисунок 2.4.

Рисунок 2.3 – Планирование экспорта на 2012 год, млн. руб.

 

 

2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия

Таблица 2.5 – Эффективность экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2009 – 2011 года

Показатели

ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2010 к 2009

Темп роста 2011 к 2010

Обьем отгруженной продукции в фактических отпускных ценах (без НДС)

млн.руб.

158096

188580

140283

119,3%

74,4%

в том числе на внутренний рынок РБ

млн.руб.

77730,1

96793

75355,5

124,5%

79,4%

на экспорт

млн.руб.

80365,9

91787

64927,5

114,2%

69,3%

Доля экспорта в выпуске продукции

%

55,6

51,9

35,6

х

Х

Обьем экспорта

тыс.$

37476,0

44013,9

23236

117,4%

52,8%

Обьем импорта

тыс.$

14193,0

25323,4

120560

178,4%

476,1%

 

Уровень экспорта в объеме продаж предприятия:

 

 

 

Таким образом, видно, что объем экспорта на предприятии занимает достаточно большую долю в объеме производства продукции. В 2010 году удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции составил 48,7%, в 2011 году эта доля уменьшилась до 46,3%. 

 

3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала
 

На предприятии ОАО «Гомельстекло»  постоянно проводится работа по обмену опытом со специалистами различных профилей, как с белорусскими, так и с зарубежными. Как результат — применение наиболее передовых методик планирования и экономико-математического моделирования в финансово-плановых расчетах, анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, системе управления себестоимостью и задолженностями и т. д.

Однако продукция предприятия должна подвергнуться ряду существенных изменений, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Гомельстекло»   на международном рынке:

1. Предприятию рекомендуется более полно использовать производственную мощность, сократив простои машин, оборудования, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов; ускорить оборачиваемость капитала за счет сокращения сверхнормативных запасов и периода инкассации дебиторской задолженности.

2. Эффективная работа предприятия на международном рынке тесно связана с инновационной деятельностью. В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что влечет за собой банкротство.

3. Основные возможности расширения сбыта заключаются в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях; предприятию необходимо более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его требованиями ассортимент продукции и ценовую политику.

4. Изменение внутренней среды предприятия, ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых исследований.

Главными задачами управления финансами внешнеэкономической деятельности компании является эффективное планирование и использование финансовых ресурсов внешнеэкономической деятельности в целях повышения благосостояния акционеров.

Важнейшими принципами построения политики внешнеэкономической деятельности компании являются:

      повышение эффективности управления активами компании;

      повышение рентабельности всех видов бизнеса ОАО «Гомельстекло»  (связанных с внешнеэкономической деятельностью;

      эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью по внешнеторговым сделкам;

      оптимизация объемов и структуры заемных средств, минимизация расходов по их обслуживанию.

Основные функциональные блоки по управлению финансами экспортной деятельности ОАО «Гомельстекло»:

      финансовое планирование, формирование бюджетов, мониторинг исполнения бюджетов, анализ финансового состояния ОАО «Гомельстекло»;

      исполнение утвержденных бюджетов ОАО «Гомельстекло»;

      управление кредитным портфелем и оптимизация структуры финансовых инструментов;

      формирование системы налогового планирования Общества, реструктуризация налоговой задолженности, методологическое обеспечение и анализ налоговых рисков;

      формирование и реализация учетной политики компании.

Построение системы бюджетирования. Одной из основных задач построения системы управления финансами внешнеэкономической деятельности руководство ОАО «Гомельстекло»  видит в совершенствовании системы бюджетирования. Реализация данной системы позволила осуществить планирование финансовых потоков, распределение ресурсов с учетом приоритетности статей расходов, добиться экономии затрат и укрепить финансовую дисциплину.

Основными требованиями, предъявляемыми к составлению бюджетов и их исполнению, являются сбалансированность по доходам и расходам, переход исключительно на денежную форму расчетов.

Дальнейшее совершенствование процесса бюджетирования ОАО «Гомельстекло» предполагает:

      внутрифирменную стандартизацию процедур и форм бюджетирования;

      определение стратегии развития бюджетирования в долгосрочной перспективе;

      определение направлений дальнейшей интеграции бюджетирования с системой управленческого учета;

      организацию единой базы обязательств по заключенным договорам и контрактам.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. В целях преобразования ОАО «Гомельстекло» в финансово эффективный субъект хозяйственной деятельности создана рабочая группа по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности Общества. Разработана программа по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности, определены приоритеты в работе по данным видам задолженности, разрабатывается система управления собственными и сторонними долгами.

Вывод: Таким образом, можно сформулировать следующие основополагающие принципы организации экспортной деятельности крупного промышленного комплекса ОАО «Гомельстекло»:

1. Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

2. Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

3. Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

1.            Экспортная деятельность тесно взаимосвязана с внешней экономической деятельностью предприятия. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

2.            Предприятие - участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

3.            Экспорт — это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

4.            Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно разрабатывать определенную экспортную политику: иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов.

5.            ОАО «Гомельстекло» осуществляет свою хозяйственную деятельность на олигопольном рынке, который характеризуется относительно не большим количеством производителей, как правило, около 10, каждый из которых имеет значимую долю рынка и может повлиять в краткосрочном периоде на общую ситуацию на рынке.

6.            Основным экспортным продуктом ОАО «Гомельстекло» является стекло листовое полированное (свыше 90%), основными внешнеторговыми партнерами предприятия в 2010 году являлись: Российская Федерация; Украина.

7.            В настоящее время около 40% продукции завода реализуется на внутреннем белорусском рынке, а 60% - экспортируется. Ежегодно предприятием экспортирует в среднем около 11 млн. м кв. полированного листового стекла.

8.            В 2012 году планируется увеличить объем экспортируемой  продукции с 202 590,30 млн. руб. до 226 868,10 млн. руб. Несмотря на это, доля экспорта в общем объеме производства не увеличивается, а наоборот уменьшается.

9.            Объем экспорта на предприятии занимает достаточно большую долю в объеме производства продукции. В 2010 году удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции составил 48,7%, в 2011 году эта доля уменьшилась до 46,3%.

10.       На предприятии ОАО «Гомельстекло»  постоянно проводится работа по обмену опытом со специалистами различных профилей, как с белорусскими, так и с зарубежными. Как результат — применение наиболее передовых методик планирования и экономико-математического моделирования в финансово-плановых расчетах, анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, системе управления себестоимостью и задолженностями и т. д.


 

Список использованных источников

1.            Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. – М., 2002, 303 с.

2.            Базылев Н.И. Основы бизнеса: учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Мисанта, 2003. – 253 с.

3.            Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 352 с.

4.            Гончаров В.И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2 / В.И. Гончаров – Минск: МИУ, 2003. – 256 с.

5.            Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием / В.И. Гонаров. – Минск: МИУ, 2000. – 160 с.

6.            Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 336 с.

7.            Золотогоров, В.Г. Организация и планирование производства В.Г. Золотогоров. – Минск: ФУАинформ, 2001. – 528 с.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность