Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
 изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
 провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;

Содержание

Введение 3
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности 4
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок 8
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности 10
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло» 18
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта 23
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия 30
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

Предприятие работает на следующих рынках:

      внутренний рынок Республики Беларусь;

      рынок СНГ (Россия, Украина, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения);

      рынки стран ЕС (Польша, Литва, Латвия и др.).

В настоящее время около 40% продукции завода реализуется на внутреннем белорусском рынке, а 60% - экспортируется. Ежегодно предприятием экспортирует в среднем около 11 млн. м кв. полированного листового стекла. Структура продаж флоат - стекла в 2011 г. представлена на рис. 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Структура реализации листового полированного  стекла в 2011 году

 

Как видно на рис. 2.2, основными рынками сбыта для ОАО «Гомельстекло» являются Беларусь, Россия и Украина. Реализация в адрес белорусского рынка обусловила почти 40% валовой выручки, 27,1% было получено от продаж на рынок РФ, 14,5 при реализации на Украину. Таким образом, три данных региона обуславливают  около 83% совокупной реализации. При этом, по сравнению с 2010 г., существенно расширилась география поставок за счет таких рынков, как Грузия, Таджикистан, Узбекистан. Стабильно, а не эпизодически стали производится отгрузки в Казахстан и Азербайджан. Также ОАО «Гомельстекло» сохранило за собой свои традиционные рынки сбыта – Литва, Латвия, Польша, Молдова. Стекло, порезанное в размер для комплектации теплиц, как и в 2010 году стабильно отгружалось в Голландию.

На протяжении последних 2002 – 2010 гг., емкость российского рынка листового стекла ежегодно увеличивалась на 12-14% в физическом исчислении. Но в 2011 году рынок РФ подвергся сильнейшему падению с периода 1998 года.  В целом объем строительного рынка сократился в 2 раза. Данные усредненные тенденции в полной мере можно перенести на рынок листового полированного стекла. Этот факт был обусловлен практически полным прекращением строительства коммерческого жиля, а также коммерческих объектов. Государственные стройки также на 50% были заморожены, но они в общем объеме строительства составляли не более 20%. В настоящий момент во всех регионах России стоит замороженным около 80% возведенного еще в конце 2010 года жилья.

При этом за период 2011 года в РФ вступили в строй 2 новые линии по производству листового полированного стекла. Но если 1000 тонный процесс в Клину был окончен, но не активирован, вследствие резкого сужения рынка, то ОАО «Саратовстройстекло» ввело в строй новую печь мощностью 700 тонн в сутки. Сокращение спроса вынудило всех участников рынка РФ в период с января по июнь снизить свою производительность на предельно допустимую величину, без ущерба для качества – в среднем на 15%.

Кроме того, рынок РФ в 2011 году характеризовался самой сильной конкуренцией за последние 10 лет. В феврале 2011 года отпускной уровень цен AGC снизился до 50 руб.РФ/м2, что обусловило общее снижение ценового уровня до исторического минимума. Ведущие производители, в частности AGC, пытались вытеснить с рынка РФ «Гомельстекло» и «Саратовстройстекло». В итоге все производители были вынуждены работать в убыток. Не смотря на то, что в 2012 году ожидается прирост рынка примерно на 10%, профицит производственных мощностей в РФ в любом случае составит минимум 15 000 тыс. м2.

Годовая емкость рынка листового стекла РФ представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Оценочная структура рынка продукции листового стекла Российской Федерации

Перечень номиналов продукции стекла

Годовая емкость рынка

Производители, закрывающие потребности рынка

Рыночный дефицит, свободная емкость сегмента

2 мм 

2 000 000

Лисичанск, БОР, Guardian (Венгрия)

нет

3 мм 

4 000 000

Лисичанск, БОР, Guardian (Венгрия)

нет

4 мм 

95 000 000

Гомельстекло, AGC, Саратов, Пилгингтон, Guardian,  Saint-Gobain, Китай, Турция, Иран, Лисичанск

дефицит в сезон

июнь - ноябрь

5 мм 

8 000 000

Гомельстекло, AGC,  Saint-Gobain Саратов, Guardian, Иран, Турция

нет

6 мм 

5 000 000

Гомельстекло, AGC,  Saint-Gobain Саратов, Guardian, Иран, Турция

нет

8 мм 

3 000 000

AGC, Саратов, Guardian, Китай

нет

10 мм 

1 500 000

AGC, Саратов, Guardian, Китай

нет

12 мм 

700 000

AGC, Guardian, Saint-Gobain

(только Польша), Китай

нет

15 мм 

270 000

AGC, Guardian, Saint-Gobain

(только Польша), Китай

нет

19 мм 

100 000

Guardian (Англия)

нет

25 мм 

50 000

Guardian (Англия)

нет

 

Структура предложения на российском рынке в последние годы претерпела серьезные изменения. В связи с пуском заводов Glaverbel, Pilkington и Guardian, потребители получили доступ к массовым поставкам стекла высокого качества.

В этой связи, рынок предложения «распался» на две практически одинаковые части -  с одной стороны, заводы мировых корпораций с объемом выпуска продукции в 60% от емкости российского рынка, с другой стороны – российские заводы и импорт из стран СНГ и Китая, с качеством на среднем уровне. При этом уровень конкуренции во втором сегменте значительно выше по причине желания потребителей получить действительно качественный продукт за свои деньги. При этом крупные игроки имеют возможность «селекции» покупателей, оставляя себе наиболее лояльных и платежеспособных.

Ситуация на рынке Украины и Молдовы в полной мере соответствует структуре и динамике развития рынка листового стекла в России. Удельную долю стекла толстых номиналов можно охарактеризовать, как среднюю между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, т.к. развитие мебельного производства с использованием стекла на Украине развито больше чем в Беларуси (см. табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 – Оценочная структура рынка продукции листового стекла Украины и Молдовы

Перечень номиналов продукции стекла

Годовая емкость рынка

Производители, закрывающие потребности рынка

Рыночный дефицит, свободная емкость сегмента

2 мм 

200 000

Лисичанск, БОР, Guardian (Венгрия)

нет

3 мм 

400 000

Лисичанск, БОР, Guardian (Венгрия)

нет

4 мм 

30 000 000

Гомельстекло, AGC, Саратов, Пилгингтон, Guardian,  Saint-Gobain, Китай, Турция, Иран, Лисичанск, Румыния

дефицит в сезон

июнь - ноябрь

5 мм 

1 000 000

Гомельстекло, AGC,  Saint-Gobain Саратов, Guardian, Иран, Турция, Румыния

нет

6 мм 

1 000 000

Гомельстекло, AGC,  Saint-Gobain Саратов, Guardian, Иран, Турция, Румыния

нет

8 мм 

600 000

AGC, Саратов, Guardian, Китай

нет

10 мм 

300 000

AGC, Саратов, Guardian, Китай

нет

12 мм 

250 000

AGC, Guardian, Saint-Gobain

(только Польша), Китай

нет

15 мм 

50 000

AGC, Guardian, Saint-Gobain

(только Польша), Китай

нет

19 мм 

30 000

Guardian (Англия)

нет

25 мм 

12 000

Guardian (Англия)

нет

 

Сокращение рынка строительных материалов также в полной мере коснулось рынка Украины и Молдовы. В период январь – март 2011 года сокращение спроса было еще более сильным, чем в РФ, но в течение года ситуация несколько выправилась, т.к. на Украине и в Молдове строительный рынок был более узкий и в основном обеспечен ресурсами Западных компаний, которые частично продолжали финансирование. Таким образом по 2011 году рынок данных регионов сократился примерно на 35 - 40%. Не было также, аналогичного рынку РФ, резкого падения цен. В целом уровень цен, естественно снизился, но не в такой мере как в РФ.

Также в конце ноября – начале декабря произошло увеличение уровня отпускных цен ан Украине примерно на 30%, вследствие того, что Лисичанский стекольный завод пролобировал ведение ввозной пошлины на листовое стекло 3,5 – 4,5 мм в размере 31,25%. В 2012 году ожидается постепенна активизация рынка, но не более чем на 5 – 7%, что не составит даже половины уровня падения объемов 2010 года.

Строительный рынок стран ЕС также подвергся общему снижению, но данная негативная тенденция в большей степени коснулась новых членов ЕС – Прибалтика и Балканские страны. В странах Прибалтики до мая 2011 года вообще рынок листового стекла практически остановился, в Польше уровень цен снизился примерно на 40%. При этом ведущие Польские производители предприняли исчерпывающие меры для сохранения внутреннего рынка, посредством продвижения своей продукции на всех рыночных нишах. Так, рынок низкомарочного стекла в Польше занимал Китай и ОАО «Гомельстекло», с целью сохранения внутреннего рынка такие Польские заводы специально увеличили выпуск низкомарочного стекла, которое, в принципе, не уступало по качеству М1. Аналогичные меры они предприняли в декабре 2011. Таким образом, ОАО «Гомельстекло» может активно присутствовать на рынке стран ЕС только в период с мая  по ноябрь, когда имеется ценовая вилка и потребителю интересно низкомарочное стекло по более низкой цене.

Годовая емкость рынка листового стекла в Прибалтике и Польше представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Оценочная структура рынка продукции листового стекла на рынке Прибалтики и Польши

Перечень номиналов продукции стекла

Годовая емкость рынка

Производители, закрывающие потребности рынка

Рыночный дефицит, свободная емкость сегмента

2 мм 

1 800 000

Лисичанск,  Guardian (Венгрия)

нет

3 мм 

2 500 000

Лисичанск,  Guardian (Венгрия)

нет

4 мм 

30 000 000

Гомельстекло, Сент - Гобен,  Пилгингтон, Guardian, Саратов (Прибалтика), Китай (Прибалтика).

дефицит в сезон

июнь - ноябрь

5 мм 

5 000 000

Гомельстекло, Glaverbel-AGC,  Saint-Gobain, Саратов, Guardian

нет

6 мм 

3 000 000

Гомельстекло, Glaverbel-AGC, Saint-Gobain, Саратов, Guardian

нет

8 мм 

1 500 000

Пилкингтон,  Saint-Gobain, Guardian

нет

10 мм 

1 000 000

Пилкингтон,  Saint-Gobain, Guardian

нет

12 мм 

500 000

Saint-Gobain, Guardian

нет

15 мм 

200 000

Guardian, Saint-Gobain

нет

19 мм 

100 000

Guardian (Англия)

нет

25 мм 

50 000

Guardian (Англия)

нет

             

Более высокий удельный процент использования стекла толстых номиналов объясняется высокоразвитым производством промышленной переработки стекла. Обработка стекла изначально была широко представлена в Польше и Прибалтике, также компании из ЕС перевезли свой бизнес в данные регионы, вследствие наличия более дешевой рабочей силы и квалифицированных кадров. На рынке Прибалтийского регион и Польши ярко прослеживается тенденция перехода переработчиков стекла номинала 4 мм на стекло PLF размера.

Структура экспортируемой продукции предоставлена в таблице 2.5 (см. приложение Б). Динамика экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2010 – 2011 года предоставлена в таблице 2.5. Графическое отображение предоставлено на рисунке 2.3. Графическое отображение предоставлено на рисунке 2.3.

 

Таблица 2.5 – Динамика экспорта ОАО «Гомельстекло» за 2010 – 2011 года

Наименование показателей

Ед. изм.

2010 год

2011 год

2012 год (план)

Объем производства продукции

млн.руб.

176 917,00

202 590,30

226 868,10

Объем экспорта

млн.руб.

91 787,00

64 927,50

102 756,50

Удельный вес экспорта в объеме реализованной продукции

%

51,9

48,3

46,4

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность