Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в Республике Беларусь, как её составной части, также определяются основные формы участия государства в процессе управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Подробно исследуются системы тарифного и нетарифного регулирования.
Введение 3
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности. 4
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности. 6
Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8
Раздел3.1. Понятие и система мер государственного регулирования. 8
Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование. 9
Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.12
3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 12
3.3.2. Экспортный контроль. 13
3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,услуг, работ. 15 3.3.4.Защитные меры в отношении импорта товара (товаров).15 3.3.5. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальныхинтересов. 16 3.3.6. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов и резидентов Республики Беларусь. 17
3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров. 17
3.3.8. Другие меры. 17
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение. 21
Список использованных источников. 22
4
Содержание
Введение
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности. 4
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности.
Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8
Раздел3.1. Понятие и система мер государственного регулирования. 8
Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование.
Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.12
3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта.
3.3.2. Экспортный контроль.
3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,услуг, работ.
3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров.
3.3.8. Другие меры.
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Республика Беларусь как суверенное государство активно вырабатывает и осуществляет свою внешнеэкономическую политику, вступает в мировое экономическое сообщество. В результате проводимой экономической реформы предприятия, учреждения и организации любой формы собственности получили право выхода на внешний рынок. Для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности и в тоже время обеспечения экономической безопасности страны существует объективная необходимость в её государственном регулировании. Каждое государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортёров, национальных товаропроизводителей, создаёт с помощью торгово-политического регулирования механизмы, связывающие экономические особенности национального хозяйства с международными экономическими процессами. Поэтому первостепенное значение для Республики Беларусь приобрела задача создания эффективного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, совместимого со сложившейся мировой практикой и особенностями развития национальной экономики.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в Республике Беларусь, как её составной части, также определяются основные формы участия государства в процессе управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Подробно исследуются системы тарифного и нетарифного регулирования. Основным методом исследования является сравнительно-правовой, состоящий в изучении нормативно-правовых актов по этому вопросу и организации их в систему с учётом юридической силы и специфики регулируемых ими общественных отношений.
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности.
Понятие внешнеэкономической деятельности широко используется в законодательстве и юридической литературе, однако точного легального определения не имеет. В ряде законодательных актов используются такие понятия как «внешнеторговая деятельность», «внешняя торговля товарами», «внешнеэкономические отношения» и т.д. Тем не менее, квалификация хозяйственной деятельности в качестве внешнеэкономической имеет такие важные последствия как возможность применения иностранного права, а а также применение специального законодательства, в первую очередь, валютного, налогового и таможенного. Определённую специфику имеют также порядок заключения внешнеэкономических контрактов, а также порядок и сроки рассмотрения споров, вытекающих из осуществления такой деятельности.
При кажущейся простоте вопроса о том, является та или иная деятельность внешнеэкономической, единообразное понимание этого термина в юридической литературе отсутствуют. Из самого названия следует, что эта деятельность представляет собой деятельность экономическую, имеющую «внешний» характер, который объясняется наличием в ее структуре «иностранного элемента». В качестве последнего может выступать объект, субъект, юридический факт. Каждый из них может быть критерием отнесения деятельности к внешнеэкономической. Выбор зависит от целей правового регулирования. Например, такой отличительный признак, как «местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах»[17 ;с.62], является прежде всего условием признания сделки внешнеэкономической. В сфере таможенного регулирования и экспортного контроля юридическое значение имеет перемещение объекта сделки через таможенную границу Республики Беларусь. Исходя из такой условности признаков внешнеэкономической деятельности, определение последней даётся в литературе в самом общем виде. Внешнеэкономическая деятельность определяется как «процесс реализации внешнеэкономических связей», под которыми понимаются «международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» [18;с.4,6].
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой систему общественных отношений, состоящую из двух уровней:
Международные межгосударственные экономические отношения (публично- правовой уровень);
Международные немежгосударственные экономические отношения (частно - правовой уровень).
Последний уровень играет решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности. В этом случае субъектный состав отношений образуют коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в двух формах:
- деятельность, облекаемая в форму экспорто- импортных контрактов;
- деятельность в форме инвестиционного сотрудничества, не связанного с экспортно - импортными операциями .
В данной курсовой работе будет рассматриваться в основном первая форма, т.к. инвестиционное сотрудничество регулируется специальным законодательством.
В качестве видов внешнеэкономической деятельности Закон Республики Беларусь от 25 октября 1990 г. N 354-XII «ОБ ОСНОВАХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» называет внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов, осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетные, кредитные и другие банковские операции, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами творческой деятельности.[2;ст.2]
Наиболее распространённым видом внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность. Под ней понимается, согласно Закону Республики Беларусь «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 29.12.1998г. деятельность резидентов Республики Беларусь, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности [3;ст.1].
Под работами понимается деятельность, осуществляемая на основе договорных отношений, в процессе которой лицо создает новые вещи из исходного материала (сырья, вещества) или каким-либо способом изменяет свойства существующих вещей. Услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.[3;ст.2]
Что же касается принципов отношений Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности, то здесь отношения Республики Беларусь с другими государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на основе соблюдения принципов равенства государств, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды. [2;ст.2]
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности.
Особенность внешнеэкономической деятельности заключается в том, что она всегда направлена во вне, и в то же время её субъект всегда национален. Трансграничность отношений обуславливает её двухуровневую систему. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на двух уровнях: публично-правовом и частно-правовом. В первом случае субектами отношений являются государства, а во-втором – юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К ведению государств и, в частности, Республики Беларусь относится:
разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной политики, порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
защита экономических интересов Республики Беларусь, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за ее пределами;
установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
определение зон свободного предпринимательства;
установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных экономических органов.[2;ст.1]
Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять предприятия, организации, их объединения, кооперативы, иные юридические и физические лица после соответствующей регистрации. Регистрация участников внешнеэкономической деятельности осуществляется органом, уполномоченным Правительством республики.[2;ст.2]
Участники внешнеэкономической деятельности не отвечают по обязательствам государства; государство не отвечает по обязательствам участников внешнеэкономической деятельности.[2;ст.3]
Право самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности имеют индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.[3;ч.13 ст.6]