Учетная политика огрнизации и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- изучить общие сведения о предприятии;
- провести анализ и оценку основных экономических показателей деятельности предприятия;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учёта на предприятии;
- проанализировать действующую учетную политику предприятия;
- выработать учётную политику для целей бухгалтерского учёта и налогового учёта и провести оценку эффективности выработанной учётной политики.

Работа содержит 1 файл

К диплому.docx

— 217.81 Кб (Скачать)

     Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгоден, если стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет (например, в условиях инфляции). В подобной ситуации применение метода ЛИФО увеличит материальные расходы (стоимость приобретения товаров), что позволит уменьшить  налоговую базу.

     Метод оценки по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО) целесообразно  применять при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости  реализуемых товаров (работ, услуг).

     В бухгалтерском учете способ списания материально-производственных запасов  методом ЛИФО не применяется. Поэтому  если организация хочет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, то в учетной политике для целей  налогообложения необходимо зафиксировать  тот же метод, который используется в бухгалтерском учете.

     В соответствии со ст. 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы  в целях налогообложения прибыли  на прямые и косвенные.

     Для целей налогообложения и для  целей бухгалтерского учета можно  установить один и тот же перечень прямых расходов.

     Перечень  прямых расходов необходимо закрепить  в учетной политике, причем даже если он полностью соответствует  перечню, приведенному в ст. 318 НК РФ.

     Порядок отнесения прямых расходов для услуг  следует закрепить в учетной  политике.

     Организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, самостоятельно формируют покупную стоимость товаров  одним из двух способов, указанных  в ст. 320 Кодекса. Первый способ: в  покупную стоимость включаются только суммы, уплаченные поставщику за товары. Второй способ: покупная стоимость  формируется с учетом расходов на приобретение товаров аналогично тому, как это принято в бухучете. То есть помимо сумм, уплаченных поставщику, в стоимость товаров можно  включать таможенные пошлины, сборы, страховые  и иные платежи, произведенные при  покупке, а также транспортные расходы, связанные с приобретением товаров.

     Выбранный способ формирования покупной стоимости  товаров отражается в учетной  политике. Применять его нужно  как минимум в течение двух налоговых периодов.

     В налоговом учете амортизацию  основных средств и нематериальных активов можно начислять одним  из двух методов: линейным или нелинейным. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в 8 - 10-ю амортизационные  группы. Их стоимость списывается  только линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ). Выбранный способ организация должна зафиксировать в учетной политике.

     Налогоплательщики имеют право менять метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода. При этом они  вправе перейти с нелинейного  метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в  пять лет.

     Нелинейный  способ начисления амортизации применяется  с учетом следующих особенностей.

     Если  организация выберет нелинейный метод, то на 1-е число налогового периода, с начала которого этот метод  применяется, для каждой амортизационной  группы (подгруппы) определяется суммарный  баланс. Он рассчитывается как суммарная  стоимость всех объектов амортизируемого  имущества, отнесенных к данной амортизационной  группе (подгруппе). Сумма начисленной  за месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной  группы (подгруппы) на начало месяца и  нормы амортизации.

     Налогоплательщики могут ликвидировать группу (подгруппу), если ее суммарный баланс станет менее 20 000 руб. Группа (подгруппа) ликвидируется  в месяце, следующем за месяцем, когда  указанное значение было достигнуто и при условии, что в этот промежуток времени не вводились в эксплуатацию объекты, которые бы увеличили суммарный  баланс этой группы (подгруппы). Решение  о том, будет или нет организация  пользоваться этим правом, необходимо отразить в учетной политике для  целей налогообложения.

     Организация может иметь основные средства, которые:

     - используются в условиях агрессивной  среды или повышенной сменности.  В таком случае применяется  специальный коэффициент, но не  выше 2;

     - являются предметом договора  финансовой аренды. В этом случае  применяется специальный коэффициент,  но не выше 3.

     Применение  организацией повышающих коэффициентов  должно быть отражено в учетной политике.

     Организация может начислять амортизацию  по нормам ниже установленных ст. 259 НК РФ. Такое решение необходимо отразить в учетной политике организации. Использование пониженных норм амортизации  допускается только с начала налогового периода.

     Согласно  п. 9 ст. 258 НК РФ организации могут  единовременно списывать на расходы  в целях налогообложения до 10% (до 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой  амортизационным группам) от первоначальной стоимости приобретенных основных средств. Также списываются суммы, израсходованные на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое  перевооружение, а также на частичную  ликвидацию основных средств. Указанная  норма не применяется по основным средствам, полученным безвозмездно.

     Частичное списание стоимости объекта производится в первый месяц начисления амортизации. Об этом говорится в п. 3 ст. 272 НК РФ.

     Организация, которая предполагает единовременно  признавать в налоговом учете  расходы по основным средствам, должна отразить этот факт в учетной политике и установить процент для единовременного  списания таких расходов (10% (30%) или  менее).

     Организации, которые признают доходы и расходы  от реализации товаров (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать  резервы на предстоящие расходы. Создание резервов позволяет равномерно включать в расходы для целей  исчисления налога на прибыль определенные виды затрат.

     В учетной политике для целей налогообложения  необходимо определить, какие резервы  будет создавать организация. В  соответствии с нормами гл. 25 НК РФ организация может создать резервы:

     - на предстоящую оплату отпусков  работникам;

     - выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет;

     - предстоящий ремонт основных  средств;

     - гарантийный ремонт и гарантийное  обслуживание;

     - формирование расходов по сомнительным  долгам;

     - предстоящие расходы, направляемые  на цели, обеспечивающие социальную  защиту инвалидов.

     Создание  резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет регламентируется ст. 324.1 НК РФ. Его создают, как правило, организации с большим штатом сотрудников. В учетной политике для целей налогообложения в  таком случае необходимо отразить принятый способ резервирования, предельную сумму  отчислений и ежемесячный процент  отчислений в указанный резерв.

     Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается размер ежемесячных  отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме  расходов на оплату отпусков работникам.

     Резерв  на предстоящий ремонт основных средств  создается в порядке, изложенном в ст. 324 НК РФ. Решение о создании резерва отражается в учетной  политике для целей налогообложения.

     Норматив  отчислений в резерв утверждается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения исходя из периодичности осуществления  ремонта, частоты замены элементов  основных средств и сметной стоимости  указанного ремонта. Если организации  нужно накопить средства для проведения особо сложных и дорогих видов  капитального ремонта основных средств, то такой резерв может быть создан на срок, превышающий налоговый период.

     Организации, которые не создают резерв на ремонт основных средств, расходы на ремонт включают в состав прочих расходов и признают для целей налогообложения  в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ).

     Резерв  по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию образуется в отношении  тех товаров, по которым в соответствии с условиями договора с покупателем  предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Расходами  признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). В налоговом учете решение  о создании резерва на гарантийный  ремонт и гарантийное обслуживание, а также его предельный размер отражаются организацией в учетной  политике. Но размер созданного резерва  не может превышать предельного  размера, который определяется следующим  образом. Это - доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных  товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период (п. 3 ст. 267 НК РФ).

     Если  организация решила прекратить продажу  таких товаров (осуществление работ), сумма созданного, но неиспользованного  резерва включается в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

     Создание  резерва по сомнительным долгам должно быть предусмотрено в учетной  политике для целей налогообложения. Порядок создания резерва предусмотрен в ст. 266 НК РФ. Сомнительным долгом является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией  товаров, выполнением работ, оказанием  услуг, в случае, если она не погашена в срок, определенный договором, и  не обеспечена залогом, поручительством  или банковской гарантией. Сумма  этого резерва определяется по результатам  проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим  образом:

     - по сомнительным долгам со  сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого  резерва включается полная сумма  выявленной задолженности;

     - по сомнительным долгам со  сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва  включается 50% суммы выявленной задолженности;

     - сомнительные долги со сроком  возникновения до 45 дней не включаются  в сумму создаваемого резерва.

     При этом существует ограничение размера  суммы создаваемого резерва. Согласно ст. 266 НК РФ он не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

     Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.

     Главой 25 НК РФ установлено несколько способов исчисления и уплаты налога на прибыль.

     Уплата  ежемесячных авансовых платежей может производиться исходя из 1/3 суммы налога, подлежащей уплате за предыдущий квартал. С 1 января 2011 г. организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышают  в среднем 10 000 000 руб. за каждый квартал, бюджетные учреждения и некоторые  другие категории налогоплательщиков уплачивают только квартальные авансовые  платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ).

     Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

     Выбранный организацией способ расчета ежемесячных  авансовых платежей должен быть закреплен  в учетной политике для целей  налогообложения. При этом система  уплаты авансовых платежей не может  изменяться налогоплательщиком в течение  налогового периода.

     Учетная политика в целях исчисления НДС

     Основным  элементом, прямо отнесенным гл. 21 НК РФ к учетной политике, является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным (свыше шести месяцев) производственным циклом (п. п. 1 и 13 ст. 167 НК РФ). Эта категория  налогоплательщиков вправе устанавливать  момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). Установив в учетной политике указанный порядок, налогоплательщики с длительным циклом производства могут не исчислять НДС в день получения авансов (оплаты, частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот день не будет являться для них моментом определения налоговой базы.

     Обязательное  условие применения этого способа - раздельный учет операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным  правам, используемым для операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного  цикла, и др. Налогоплательщики обязаны  исчислять НДС, включая также  в налоговую базу суммы предварительной  оплаты, поступившие в счет будущих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для них момент определения  налоговой базы не является элементом  учетной политики.

Информация о работе Учетная политика огрнизации и оценка ее эффективности