Учет затрат и калькулирование себестоимости в молочной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследование: рассмотреть учет затрат и калькулирование себестоимости на предприятиях молочной промышленности на примере ОАО «Молоко» г. Минусинска.
Задачи исследования:
изучить теоретические и методологические аспекты учета затрат
и формирования себестоимости продукции;
проанализировать понятие, состав, виды, калькулирование себестоимости продукции;
рассмотреть задачи, систему показателей, информационную базу, виды калькульрование себестоимости продукции;
изучить организационно - экономическую характеристику ОАО «Молоко» г. Минусинска;
проанализировать себестоимость произведенной продукции на предприятии ОАО « Молоко»;
разработать рекомендации по снижению себестоимости продукции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
1.Теоретические и методологические основы учета затрат
и калькулирование себестоимости продукции……………….…………….…...5
1.1 Понятие, состав, виды, калькулирование себестоимости продукции……5
1.2 Задачи, система показателей, информационная база, виды учета
затрат и калькулирование себестоимости продукции…………………….….17
2. Организационно - экономическая характеристика
ОАО «Молоко» …………………………………………………………….….30
2.1 Организационная структура управления ОАО «Молоко»……………..…30
2.2 Калькульрование себестоимости произведенной продукции
на предприятии ОАО « Молоко»……………………………… …………….37
2.3.Разработка рекомендаций по снижению калькулирования
Себестоимости ОАО «Молоко»……............................................................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Бух.управл. учёт.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

     Составим аналитическую таблицу 8.

Таблица 8. – Учет затрат на 1 рубль товарной продукции на ОАО «Молоко»

Элемент затрат

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007г.

2008 г.

Материальные затраты

7154

8596

10256

120,16

119,31

Заработная плата

2056

2154

2225

104,77

103,30

Отчисления в фонд социальной защиты

535

560

579

104,67

103,39

Амортизация основных средств

1230

1325

2154

107,72

162,57

Прочие расходы

336

778

1052

231,55

135,22

Итог по элементам затрат

11311

13413

16266

118,58

121,27

Выпуск товарной продукции

13605

16091

19177

118,27

119,18

Затраты на 1 рубль товарной продукции

0,8314

0,8336

0,8482

-

-


 

     Таким образом,  в ходе анализа затрат на 1 рубль  товарной продукции было выявлено, что затраты на 1 рубль товарной продукции на ОАО « Молоко» составили в 2006 году - 0,8314 тыс. руб., в 2007 году - 0,8336 тыс. руб., в 2008 году – 0,8482 тыс. руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,0022 тыс. руб.; в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 0,0146 тыс. руб. Это отрицательно сказывается на деятельности организации и говорит о снижении рентабельности продукции. Предприятию необходимо искать пути снижения себестоимости продукции.

     Изучение динамики себестоимости, выявление причин отклонения фактической себестоимости от нормативной, а так же обоснования возможных путей снижения издержек производства на единицу товарной продукции основаны на использовании индексного метода.

     На базе фактических данных о себестоимости единицы изделия определенного вида продукции устанавливаются относительные показатели ее снижения или увеличения по сравнению с прошлым периодом.

     Имея данные о себестоимости  единицы изделия за предыдущий  период(Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период(Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости.

     Проведем  вычисления на примере данных  анализируемого предприятия по  творожной  массе  обыкновенной  за 2007 – 2008г. Производство одного  килограмма должно обходиться  по плановым расчетам в 100 руб., фактически оно обходится в 105 руб., в предыдущем периоде – 110 руб.; фактически изготовлено 9714 кг в 2008 г., планировалось изготовить 9000 кг. Определим индивидуальные индексы себестоимости.

     Индекс  планового задания: 

     Т.е. планируется снижение  на 9 %.

     Т.е. сверхплановый рост 5%.

     Индекс  динамики:

     Т.е. фактическое  снижение на 4,5%.

     Перечисленные индексы  взаимосвязаны:

    

     1,05 * 0,95= 0,955 %

     Таким образом,  при плановом задании снижения  себестоимости одного килограмма  на 9% фактически произошло снижение на 5 %, в результате чего получен перерасход ресурсов.

     Общая сумма  перерасхода (экономии) от изменения  себестоимости изделия определяется  по формуле:

     (в нашем примере  (105 – 110) *9714= - 48570 руб.).

     Вычтя из фактической экономии плановую, получим сверхплановую экономию (перерасход):

 

     При изучении динамики  себестоимости по  творожной массе  обыкновенной видно, что при  снижении себестоимости на 5% от  планируемых 9% экономия составила  48570 рублей, однако если сравнивать с нормативной себестоимостью, то перерасход составил 41430 рублей.

     Проведем, представленным  в таблице 9.

 

 

Таблица 9. - индексный анализ по двум видам творожным массам по данным за 2007 – 2008 года

 

Вид продукции

Количество произведенной продукции, кг

Затраты на производство 1 кг продукции, руб.

2007 год

2008 год

2007 год

2008 год

Творожная масса обыкновенная

8691

9714

110

105

Творожные   сырники глазурью

2659

2783

130

120


 

     Индивидуальные индексы по творожной массе обыкновенной и творожных    сырников с глазурью составляют:

     Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%

     Iq(док.)=q1/q0 ; 2783/2659* 100%= 104,7%

     Таким образом, в  отчетном году (2008) по сравнению  с базисным годом (2007) произведено  творожной массы обыкновенной на 11,8% больше, а также увеличилось производство творожных сырников с глазурью на 4,7%

     Индивидуальные индексы  себестоимости составят:

     Iz(об.)=z1/z0 , 105/110*100%= 95,5%

     Iz(док.)=z1/z0 , 120/130*100%= 92,3%

     Таким образом затраты на творожную массу обыкновенную в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизились на 4,5%, а на творожные сырники  с глазурью на 7,7%

     Индивидуальные индексы  конкретного вида продукции в  стоимостном выражении, соответственно, составят:

     Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%

     Iqz(об.)=q1z1/q0z0, (9714*105/8691*110)*100 % = 1019970/956010*100 % = 106,7 %

     Iqz(док.)=q1z1/q0z0, (2783*120/2659*130)*100 % = 333960/345670*100 % = 96,6 %

     Таким образом, объем  в стоимостном выражении творожной   массы обыкновенной  в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 6,7 %, а  творожных сырников с глазурью снизился 3,4 %.

     Для того, чтобы найти  как изменился объем этих видов  продукции в 2008 году по сравнению  в 2007 годом необходимо рассчитать сводные индексы продукции, затрат, и объем продукции.

     Сводный индекс объема  продукции в стоимостном выражении  составит:

     Iqz=∑q1z1/∑q0z0

     Iqz = ((9714*105) + (2783*120)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =

= (1353930/1301680)*100%= 104,01%

     Сводный индекс затрат на производство продукции составит:

     Iz=∑q1z1/∑q1z0

     Iz = ((9714*105) + (2783*120)/ (9714*110)+(2783*130))*100% =

= (1353930/1430330)*100%= 94,66%

     Сводный индекс объема  продукции составит:

     Iq=∑q1z0/∑q0z0

     Iq = ((9714*110) + (2783*130)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =

= (1430330/1301680)*100%= 109,88%

     Используя первое  свойство индексов: индекс переменного  состава равен произведению индексов  постоянного состава и структурных  сдвигов, имеем:

     Iqz= Iq * Iz

     104,01 % = 0,9466*1,0988*100 %

     104,01 % = 104,01 %

     Используя второе  свойство индексов: разность числителя  и знаменателя индекса переменного  состава равна сумме разности  числителя и знаменателя индексов  постоянного состава и структурных  сдвигов, имеем:

     ∆qz(qz) = ∆qz(q) + ∆qz(z) , т.е (1353930-1301680) = (1430330-1301680) + (1353930-

- 1430330) или 52250 = 128650 + (-76400)

     52250 = 52250

     Таким образом,  исходя из проведенных расчетов, следует, что объем продукции  в стоимостном выражении по творожной массе обыкновенной и творожных сырников с глазурью увеличился на 4,01 % или на 52250 рублей; в том числе, за счет снижения себестоимости на 5,34 % объем продукции в стоимостном выражении изменился на 76400 рублей и за счет увеличения физического объема продукции на 9,88 % объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 128650.

     Из вышесказанного  можно сделать вывод, что в  целом работа ОАО «Молоко »  является эффективной. 

Несмотря на жесткую  конкуренцию, продукция, производимая всеми подразделениями, реализуется. Ассортимент и качество продукции удовлетворяют спросу покупателей. И хотя одна из проблем это высокая доля сырья в общих материальных затратах, фирма получает прибыль.

Соответственно часть  прибыли идет на покрытие материальных затрат на его производство. Несмотря на это, руководство ОАО « Молоко» считает не приемлемым выпускать продукцию, содержащую заменители молочной продукции на сухой порошок, хотя это привело бы к снижению себестоимости. Молочные изделия также производятся без заменителей, что объясняет их довольно высокую цену. Это доставляет трудности при реализации, т.к. основное население края имеет низкий достаток.

Для решения многих проблем  производства и реализации продукции, в структуре фирмы, возможно, сделать некоторые изменения. А именно: все функции в коммерческом отделе выполняет один человек – коммерческий директор и для решения маркетинговых задач необходимо привлечь специалиста–маркетолога. При анализе информационной структуры предприятия выяснилось, что автоматизация рабочих мест в ОАО не на всех участках должным образом организована. Автоматизирован только бухгалтерский учет. Но для эффективной работы предприятия необходима максимальная автоматизация всех процессов производства, а особенно функций управления. Ведь современные компьютерные технологии позволяют своевременно и грамотно руководить производственным процессом и принимать решения не с помощью интуиции, а на основе научных знаний.

Стратегия повышения  конкурентоспособности предприятия.

Проводя анализ состояния предприятия ОАО «Молоко» можно предположить, что необходимо предприятию для повышение конкурентоспособности:

  1. Снижение затрат за счет использования в молочных изделиях заменителей молока в связи с этим резко снизится цена на товар, но примет ли это потребитель?
  2. Увеличение цены  за счет создания своего рода элитного товара по очень высокой цене, и в соответствии с этим этот товар стоит позиционировать. Это означает, что понадобятся  значительные расходы на рекламу, стать в газетах и информация по радио и телевидению, которое разъясняло  покупателю преимущества покупки пусть дорогой, но  зато элитного товара.

 

 

2.3. Разработка  рекомендаций по снижению калькулирования себестоимости ОАО «Молоко»

     Экономический  анализ, проведенный на предприятии» ОАО «Молоко», выявил повышение себестоимости производимой продукции.

     Для снижения  себестоимости необходимо:

     1. Проводить  систематический анализ структуры  затрат на предприятии ОАО  «Молоко» по элементам затрат  и по статьям калькуляции, что  необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

     2. Строго  соблюдать режим экономии, снижения  себестоимости продукции, повышения  ее качества.

     3. Организовать  полноценную службу маркетинга  на предприятии, обязанностями  которой являются позиционирование, продвижение собственного товара на местный рынок. Таким образом, предприятию следует провести следующие мероприятий, которые позволят ему ещё больше укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

     - продукция  ОАО «Молоко» является высококачественной, ее реклама позволит создать  или укрепить имидж продукции  предприятия как высококачественного  продукта;

     - расширение  сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции;

     - поиск  новых поставщиков - сырье и  материалы входят в себестоимость  по цене их приобретения с  учетом расходов на перевозку,  поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции.

     4. Уменьшить  материальные затраты на производство  за счет внедрения новой, прогрессивной  технологии, механизации и автоматизации  производственных процессов, снижения  цен на закупаемое сырье.

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости в молочной промышленности