Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследование теоретических и методических вопросов организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Содержание

Введение 3
Обзор экономической литературы 4
1.Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками 6
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 6
Нормативное регулирование расчетов с покупателями и
Заказчиками 12
Документальное оформление расчетов с покупателями и
заказчиками 15
2.Формы расчетов с покупателями и заказчиками 18
Расчеты по аккредитиву 18
Расчеты авансами 27
Расчеты векселями 32
Учет курсовых и суммовых разниц 42
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая по бух фин учету.docx

— 77.82 Кб (Скачать)

Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками  по РСБУ осуществляется на четырех  уровнях.

Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами  и законами. В первую очередь, это  Гражданский кодекс Российской Федерации  и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете». В  числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом  векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Из Указов Президента можно  отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и  укреплению платежной дисциплины в  народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с  Пенсионным фондом Российской Федерации».

Второй уровень представлен  нормативными актами, изданными министерством  финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право  регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные  какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние  имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с  покупателями и заказчиками имеют  следующие ПБУ:

Ø Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации

Ø ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

Ø ПБУ 3/2006 «Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте»

Ø ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Ø ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими  указаниями и инструкциями по ведению  бухгалтерского учета. Примерами нормативных  актов данного уровня являются:

Ø План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его  применению

Ø Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС

Ø Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности  прошлых лет»

Ø Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»

Ø Письмо ФНС РФ «О порядке  оформления Справки о дебиторской  и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

Некоторые авторы объединяют второй и третий уровень нормативного регулирования в один, однако, мне  представляется, что их разделение более логично и юридически правильно.

Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие  документы организации, формирующие  ее систему бухгалтерского учета. В  первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные  на основании Закона о бухгалтерском  учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут  прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др.

Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией  внешнеторговых операций список нормативных  актов может быть существенно  расширен. Так, необходимо принимать  во внимание наличие (реже – отсутствие) межправительственных соглашений об избежании  двойного налогообложения, о порядке  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений  правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:

Ø Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан  «О принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании услуг  в таможенном союзе»

Ø Постановление Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»

Ø Постановление Правительства  РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др. [19]

Таким образом, по юридической  силе нормативные акты, регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками, распределяются по четырем уровням. Эти уровни нормативного регулирования  представлены законами, ПБУ, методическими  рекомендациями и указаниями по ведению  учета и, наконец, внутренними документами  компании. При осуществлении внешнеторговой деятельности необходимо руководствоваться  межправительственными соглашениями и иными международными актами, такими как, например, Венская конвенция  по купле-продаже товаров (1980 г.).

 

1.3.Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками

В процессе своей деятельности предприятия  торговли используют различные формы документации, такие как счета-фактуры, товарные накладные, платежные требования.

Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие товары, готовую продукцию, услуги, работы как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Покупателю готовой  продукции счет-фактура необходим  для возмещения сумм НДС. Следует  обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть НДС из бюджета  на основании счета-фактуры, который  был составлен продавцом при  получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы ГП была оприходована в учете.

Бланк счета-фактуры может  быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью  компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре  должны быть указанны: порядковый номер  и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой ГП; цена; налоговая ставка и др. реквизиты.

Отличие новой формы  счета-фактуры от прежней заключается  в ведении двух новых граф: «Страна  происхождения» и «Номер грузовой таможенной декларации». Это позволяет таможенным органам проверять, правильно ли импортер оплатил таможенные платежи. При чем, если раньше проверить это  можно было только при растаможивании готовой продукции, то теперь, придя  в любой магазин и подняв документы  на любую импортную продукцию, таможенным органам по номеру грузовой таможенной декларации определить как продукция  проходила таможню.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр  передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки готовой продукции  или получения аванса. Второй остается у организации, продавшей эту  готовую продукцию.

Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в  хронологическом порядке по мере реализации готовой продукции.

Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены  печатью. Контроль за правильностью  ведения книги осуществляется руководителем  предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении  полных 5 лет с даты последней  записи.

Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить  в банк, зависит от того, каким  образом осуществляется платеж как  правило представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка  покупателя). Не какие исправления  при заполнении платежного поручения  не допускаются.

Перед выпиской платежное поручение  регистрируется в журнале регистрации  платежных поручений. При этом ему  присваивается порядковый номер который указывается в соответствующем после банк платежного поручения.

В платежном  поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной  организации, банковский идентификационный  код и др. реквизиты.

Первый  экземпляр платежного поручения  подписывают главный бухгалтер  и руководитель организации.

Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий  вас банк.

Последний экземпляр платежного поручения  банк должен возвратить клиенту с  отметкой «принято к исполнению»  и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного  работника, принявшего поручение к  исполнению.

Товарная накладная (форма ТОРГ-12) утверждена постановлением Госкомстата  России от 25 декабря 1998 г. № 132, применяется  для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Эта форма составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для  их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Итак, основными документами при расчетах с покупателями и заказчиками являются счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные.

Помимо этого к документам по учету расчетов с покупателями и заказчиками можно отнести  расчетный чек, заявление на аккредитив, платежное требование -поручение. [19]

 

 

 

 

 

2. Формы расчетов с покупателями  и заказчиками

2.1. Расчеты по аккредитиву

Общепринятой формой расчетов между юридическими лицами, связанной  с исполнением хозяйственных  договоров, является безналичная форма  расчетов. При этом расчеты по аккредитиву  вместе с расчетами платежными поручениями, чеками, расчетами по инкассо и  в иных формах, предусмотренных законом (ст.862 Гражданского кодекса Российской Федерации), являются одной из основных форм безналичных расчетов.

Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании  инструкций клиента (приказодателя  аккредитива), обязуется произвести платеж в пользу получателя средств (бенефициара) по предъявлении последним  документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такой платеж. Все аккредитивы  должны ясно указывать, каким путем  они исполняются: путем платежа  по предъявлении, платежа с рассрочкой, акцепта или негоциации (с выплатой денежных средств получателю или  третьим лицам).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками