Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:16, курсовая работа
Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия как в Республике Беларусь, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. В условиях перехода Республики Беларусь к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников.
Введение……………………………………………………………..……………... 5
1 Экономическое содержание и организация учета заработной платы в Рес-
публике Беларусь ………………………………………………………………….. 7
1.1 Заработная плата как экономическая категория и ее роль в эффективном
использовании трудовых ресурсов…………………………………..…………… 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и зара-
ботной плате ………………………………………………………………………. 13
1.3 Обзор экономической литературы по теме исследования и проблем
учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………….. 18
1.4 Экономическая характеристика и ее влияние на учетную политику
ООО «Антери»……………………………………………………………………. 21
2 Учет трудовых ресурсов и средств на оплату труда в торговле …………..... 24
2.1 Организация учета труда и заработной платы в ООО «Антери»………….. 24
2.2 Учет расчетов с персоналом по оплате труда ………………………………. 27
2.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с персона-
лом по оплате труда……………………………………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………….…... 35
Список использованных источников………………………………….………… 37
Примечание - Источник [35].
Оплата труда является определяющим фактором уровня денежных доходов большинства населения.
Начисленная среднемесячная заработная плата по республике приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь в 2000-2010 гг.
Показатели |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тысяч рублей |
58,91) |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
112,0 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Примечание - Источник [35].
Таким образом, заработная
плата как экономическая
Чтобы заработная
плата выполняла свою
Производство может
успешно развиваться, если
Наиболее принципиальным является не искать новое в терминологии, а более обстоятельно выявить суть и свойства экономической категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.
Здесь раскрывается только источник заработной платы, к тому же не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная плата распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. И определение заработной платы, как части совокупного общественного труда, национального дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива.
Рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (часть чистой продукции), выплачиваемой нанимателем работнику за выполненную работу.
Значение правового
регулирования труда и
Основополагающими документами,
определяющими организацию и
регулирование учета и
- Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., N 296-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 г., N 225-З. Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения, а также отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, охране труда, складывающих в новых экономических условиях [32].
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29 декабря 2009 г., N 71-З в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011, N 330-З. Настоящим кодексом определяется правильность удержания подоходного налога.
- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 N 3321-XII (ред. от 26.12.2007) "О бухгалтерском учете и отчетности".
- Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 6-З). В данном законе определены плательщики, объекты для начисления и размеры обязательных страховых взносов; освобождение от уплаты обязательных страховых взносов.
- Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 239-З О прожиточном минимуме в Республике Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2007 N 299-З).
- Закон Республики Беларусь от 9 января 1992 г. N 1383-XII О формировании и использовании минимального потребительского бюджета (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2007 N 299-З).
- Типовой план счетов и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учёта, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.
- Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников» от 9 марта 1998 г. N 30 (в ред. постановления Министерства труда от 01.06.2011 N 40). В данной инструкции определяется порядок заполнения и выдачи трудовых книжек, которым руководствуется исследуемая организация.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25 января 1999 г. N 115 Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое "БЕЛГОССТРАХ" (в ред. постановлений Совета Министров от 31.03.2009 N 397). Согласно данному Постановлению к выплатам, на которые страховые взносы не начисляются, относят: заработную плату, начисленную за работу в день проведения республиканского субботника; выходное пособие при прекращении трудового контракта; государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования; единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию; суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях и др.
- Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (в ред. постановления Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.08.2011 N 89/84). Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности может служить только листок нетрудоспособности, оформленный медицинским (лечебным) учреждением надлежащим образом в соответствии с данной инструкцией.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 года №73 О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер (в ред. постановлений Совета Министров от 25.02.2011 N 236).
- Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 года №47 Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (в ред. постановления Министерства труда от 20.05.2011 N 31). Постановлением определен период, за который исчисляется заработок; перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка; порядок корректировки заработка в связи с увеличением тарифных ставок (окладов) и др.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (ред. от 09.07.2011) "О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей" и др.
В целях расширения прав
нанимателей по установлению гибких
условий оплаты труда работников,
максимально учитывающих
С 1 июня 2011 г. нормами Указа №181 придается рекомендательный характер применению ЕТС для оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации (как государственные, так и частные), в том числе банки, и индивидуальные предприниматели. Применение ЕТС носит рекомендательный характер. Наниматель вправе самостоятельно определять условия оплаты труда - либо на основе ЕТС, либо без нее. При отказе организации от ЕТС важным аспектом является произведение всех изменений в локальных правовых актах, а также недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения. Принятие Указа №181 призвано «обеспечить установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход».
Государственное регулирование заработной платы - осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями).
Нормы, определяющие основные подходы к регулированию оплаты труда, существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.
Сочетание государственного и договорного регулирования свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации заработной платы [39, c. 138]:
-принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);
-принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации в области оплаты труда);
-принцип объективной дифференциации заработной платы (в зависимости от особых условий труда, его сложности и т.п.);
-принцип гарантированности заработной платы (гарантии минимальной заработной платы; гарантии определенных размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);
-неприкосновенность заработной платы;
-недопустимость ограничения размеров заработной платы;
-свобода распоряжения заработной платой.
Государство устанавливает определенные правила регулирования заработной платы, которые затем могут быть конкретизированы на локальном уровне.
Государственное регулирование заработной платы включает в себя:
- правовое регулирование
организации заработной платы
на основе имеющегося
- обновление нормативной базы по организации тарифной системы оплаты труда, организации контрактной системы оплаты труда, организации доплат и надбавок с учетом условий труда.
Правовое регулирование организации заработной платы предполагает: установление минимальной заработной платы, минимального потребительского бюджета, бюджета прожиточного минимума, системы налогообложения и индексации заработной платы в связи с инфляцией.
Минимальная заработная плата (МЗП) – социальный норматив, определяющий гарантированный минимум заработной платы (нижняя граница цены рабочей силы). Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством.
МЗП подлежит обязательной
выплате при соблюдении установленной
законодательством
Критерием определения МЗП является минимальный потребительский бюджет – денежная оценка минимальных благ и услуг, обеспечивающих простое воспроизводство рабочей силы работающих путем установления минимальных физиологических и социально-культурных потребностей, которые определяются на основе социальных норм и нормативов на потребности человека в питании, предметах одежды, белья, обуви, оплаты жилища, транспорта, связи, минимальных культурных потребностей. МПБ рассчитывается на основе потребительской корзины, которая включает минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичные потребности человека. Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда