Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия как в Республике Беларусь, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы является одним из наиболее трудоемких и ответственных участков работы бухгалтера. В условиях перехода Республики Беларусь к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………... 5
1 Экономическое содержание и организация учета заработной платы в Рес-
публике Беларусь ………………………………………………………………….. 7
1.1 Заработная плата как экономическая категория и ее роль в эффективном
использовании трудовых ресурсов…………………………………..…………… 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и зара-
ботной плате ………………………………………………………………………. 13
1.3 Обзор экономической литературы по теме исследования и проблем
учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………….. 18
1.4 Экономическая характеристика и ее влияние на учетную политику
ООО «Антери»……………………………………………………………………. 21
2 Учет трудовых ресурсов и средств на оплату труда в торговле …………..... 24
2.1 Организация учета труда и заработной платы в ООО «Антери»………….. 24
2.2 Учет расчетов с персоналом по оплате труда ………………………………. 27
2.3 Основные направления совершенствования учета расчетов с персона-
лом по оплате труда……………………………………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………….…... 35
Список использованных источников………………………………….………… 37

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Примечание - Источник [35].

Оплата труда является определяющим фактором уровня денежных доходов большинства населения.

Начисленная среднемесячная заработная плата по республике приведена в таблице 1.4.

Таблица 1.4 -  Начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь  в 2000-2010 гг.

Показатели

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Номинальная начисленная 

среднемесячная заработная

плата одного работника, тысяч рублей

58,91)

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

Реальная заработная плата,

 в процентах к предыдущему  году

112,0

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0


 

    1. С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

Примечание -  Источник [35].

Таким образом, заработная плата как экономическая категория выполняет одну из  основных функций воспроизводства рабочей силы.

 Чтобы заработная  плата выполняла свою стимулирующую  функцию, должна существовать  прямая связь между ее уровнем  и квалификацией работника, сложностью  выполняемой работы, степенью ответственности.

 Производство может  успешно развиваться, если затраты  живого и овеществленного труда  соответствуют нормативам, обеспечивающим  выполнение плановых заданий  и качественное обслуживание  населения. Внедрение новой техники  и передовой технологии повышает производительность труда работников только тогда, когда применяются прогрессивные нормы и нормативы, передовые формы и системы оплаты труда. Все это стимулирует увеличение объема товарооборота с меньшей численностью работников.

Наиболее принципиальным является не искать новое в терминологии, а более обстоятельно выявить суть и свойства экономической категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.

Здесь раскрывается только источник заработной платы, к тому же не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная плата  распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. И определение заработной платы, как части совокупного общественного труда, национального дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива.

Рассматриваемую категорию  можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (часть чистой продукции),   выплачиваемой нанимателем работнику за выполненную работу.

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по труду и заработной плате

 

 

Значение правового  регулирования труда и заработной платы для общества и государства  трудно переоценить.

Основополагающими документами, определяющими организацию и  регулирование учета и отчетности по труду и заработной плате, являются:

         - Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., N 296-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 г., N 225-З. Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения, а также отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, охране труда, складывающих в новых экономических условиях [32].

- Налоговый  кодекс Республики Беларусь  (Особенная  часть), 29 декабря 2009 г., N 71-З в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011, N 330-З. Настоящим кодексом определяется правильность удержания подоходного налога.

- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 N 3321-XII (ред. от 26.12.2007) "О бухгалтерском учете и отчетности".

- Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 6-З). В данном законе определены плательщики, объекты для начисления и размеры обязательных страховых взносов; освобождение от уплаты обязательных страховых взносов.

-  Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 239-З О прожиточном минимуме в Республике Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2007 N 299-З).

 - Закон Республики Беларусь от 9 января 1992 г. N 1383-XII О формировании и использовании минимального потребительского бюджета (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.12.2007 N 299-З).

- Типовой план счетов и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учёта, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.

          - Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников» от 9 марта 1998 г. N 30 (в ред. постановления Министерства труда от 01.06.2011 N 40). В данной инструкции определяется порядок заполнения и выдачи трудовых книжек, которым руководствуется исследуемая организация.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25 января 1999 г. N 115 Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое "БЕЛГОССТРАХ" (в ред. постановлений Совета Министров от 31.03.2009 N 397). Согласно данному Постановлению к выплатам, на которые страховые взносы не начисляются, относят: заработную плату, начисленную за работу в день проведения республиканского субботника; выходное пособие при прекращении трудового контракта; государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования; единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию; суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях и др.

- Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности  (в ред. постановления Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.08.2011 N 89/84). Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности может служить только листок нетрудоспособности, оформленный медицинским (лечебным) учреждением надлежащим образом в соответствии с данной инструкцией.

-  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 года №73 О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер (в ред. постановлений Совета Министров от  25.02.2011 N 236).

- Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 года №47 Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (в ред. постановления Министерства труда от 20.05.2011 N 31). Постановлением определен период, за который исчисляется заработок; перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка; порядок корректировки заработка в связи с увеличением тарифных ставок (окладов) и др.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (ред. от 09.07.2011) "О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей" и др.

В целях расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской  деятельности, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 10 мая 2011 г. подписал Указ N 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", который вступил в силу с 1 июня 2011 г.

С 1 июня 2011 г. нормами Указа №181 придается рекомендательный характер применению ЕТС для оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации (как государственные, так и частные), в том числе банки, и индивидуальные предприниматели. Применение ЕТС носит рекомендательный характер. Наниматель вправе самостоятельно определять условия оплаты труда - либо на основе ЕТС, либо без нее. При отказе организации от ЕТС важным аспектом является произведение всех изменений в локальных правовых актах, а также недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения. Принятие Указа №181 призвано «обеспечить установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход».

Государственное регулирование  заработной платы - осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями).

Нормы, определяющие основные подходы к регулированию оплаты труда, существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.

Сочетание государственного и договорного регулирования  свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации заработной платы [39, c. 138]:

-принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);

-принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации в области оплаты труда);

-принцип объективной дифференциации заработной платы (в зависимости от особых условий труда, его сложности и т.п.);

-принцип гарантированности заработной платы (гарантии минимальной заработной платы; гарантии определенных размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);

-неприкосновенность заработной платы;

-недопустимость ограничения размеров заработной платы;

-свобода распоряжения заработной платой.

Государство устанавливает  определенные правила регулирования  заработной платы, которые затем  могут быть конкретизированы на локальном уровне.

Государственное регулирование  заработной платы включает в себя:

- правовое регулирование  организации заработной платы  на основе имеющегося законодательства;

- обновление нормативной  базы по организации тарифной  системы оплаты труда, организации контрактной системы оплаты труда, организации доплат и надбавок с учетом условий труда.

Правовое регулирование  организации заработной платы предполагает: установление минимальной заработной платы, минимального потребительского бюджета, бюджета прожиточного минимума, системы налогообложения и индексации заработной платы в связи с инфляцией.

Минимальная заработная плата (МЗП) – социальный норматив, определяющий гарантированный минимум заработной платы (нижняя граница цены рабочей силы). Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством.

МЗП подлежит обязательной выплате при соблюдении установленной  законодательством продолжительности  рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда) на предприятиях всех форм собственности. МЗП должна пересматриваться в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги, а также при введении платных услуг.

Критерием определения  МЗП является минимальный потребительский бюджет – денежная оценка минимальных благ и услуг, обеспечивающих простое воспроизводство рабочей силы работающих путем установления минимальных физиологических и социально-культурных потребностей, которые определяются на основе социальных норм и нормативов на потребности человека в питании, предметах одежды, белья, обуви, оплаты жилища, транспорта, связи, минимальных культурных потребностей. МПБ рассчитывается на основе потребительской корзины, которая включает минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичные потребности человека. Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда