Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:01, дипломная работа
Среди расчетов по социальному страхованию наибольшее значение имеют расчеты с Фондом Социального страхования, поскольку каждое предприятие не только платит обязательные платежи на формирование бюджета фонда, но пользуется его средствами для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождение ребенка, по уходу за ним, в связи со смертью работника и членов его семьи. Кроме того из средств этого фонда возможна оплата путевок в дома отдыха и изготовление протезов инвалидам. Причем особенностью начисления является тот факт, что все расчеты проводит бухгалтер предприятия, а сотрудники фонда контролируют их правильность.
Продолжительность отпуска по беременности и родам регламентирована ТК РФ21. Отпуск по беременности и родам состоит из двух частей - отпуска дородового и отпуска послеродового, каждый из которых имеет свое целевое назначение. Продолжительность дородового отпуска составляет 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней; послеродового - 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней. Поскольку возникновение осложнений при родах в настоящее время - явление достаточно частое, в данном случае понятие осложненных родов, как медицинской категории, определено положениями Инструкции Министерства Здравоохранения РФ22.
Пособие по беременности
и родам выплачивается
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается:
1) застрахованным лицам за первые три (в 2010г два) дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го ( в 2010г 3-го) дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;
2) застрахованным
лицам, добровольно вступившим
в правоотношения по
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)
Женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), имеют право на единовременное пособие. Для получения пособия в бухгалтерию представляется справка, выданная женской консультацией или иным медицинским учреждением, поставившим женщину на учет23.
Пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет будет представлена одновременно с листком нетрудоспособности, дающим право на получение пособия по беременности и родам. Если справка будет представлена позднее, то пособие должно быть назначено и выплачено в течение 10 дней со дня представления24.
В 2008 году были внесены изменения в Федеральный закон25. В частности, установлен порядок индексации и пересчета государственных пособий гражданам, имеющим детей. В связи с этим размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 1 января 2011 г. составил 438,87. Соответствующие разъяснения приведены в письмах ФСС РФ26.
Право на данное пособие имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее27. В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка, при рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Первоначальный размер единовременного пособия при рождении ребенка установлен 8000 руб28. В 2010 году оно выплачивалось с учетом индексации в сумме 10 988,85 руб., в 2011 году - 11703,13 руб.
Круг лиц, которые имеют право на получение единовременного пособия при рождении ребенка, перечень необходимых для его назначения документов, а также сроки и место выдачи такого пособия приведены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ29.
Деятельность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний происходит в нескольких направлениях (рис.2).
Рис.2. Виды деятельности ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ заключатся в проведении следующих мероприятий:
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона31 в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства РФ32 на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует
исполнение бюджета государственного
социального страхования, утверждаемого
ежегодно федеральным законом, контролирует
использование средств
В 2000 г. Правительство Российской Федерации убеждало, что взносы в государственные внебюджетные фонды должны быть включены в Налоговый кодекс Российской Федерации. Так появился единый социальный налог (далее ЕСН). Это упростило организациям уплату взносов и подачу отчетности, позволило передать их администрирование налоговым органам, создало общую практику взыскания и привлечения к ответственности.
Несмотря на активную поддержку такой позиции33, в том числе и органами государственной власти34, в науке не раз высказывались позиции о различной правовой природе налога и страхового взноса. Например, М.Ю. Федорова считает, что «уплаченные страховые взносы «возвращаются» застрахованным при наступлении страхового случая, что отражает взаимосвязь страховых взносов и социально-страхового обеспечения»35. Налог же, наоборот, характеризуется индивидуальной безвозмездностью и безвозвратностью.
Сегодня наконец-то победила позиция противников совмещения налоговой и пенсионной реформы, ЕСН, не отпраздновав и первого десятка, канул в Лету. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон36, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог»37 утратила силу38. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний39, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения40, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.
Закон определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Определяемые Законом объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, в основном совпадают с установленными гл. 24 НК РФ объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по единому социальному налогу для данной категории налогоплательщиков.
Размер страховых взносов для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, предлагается определять исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется по отношению к страховым взносам, подлежащим уплате в каждый государственный внебюджетный фонд, как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года (с 1 января по 31 декабря календарного года), за который уплачивается страховой взнос, и соответствующего тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.
Закон также воспроизводит применительно к страховым взносам положения гл. 24 НК РФ в части круга плательщиков, а также порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов.
Одна проблема с дублированием норм гл. 24 НК РФ в Закон уже появилась. Между нормами наблюдается некоторое расхождение, которое явно не в пользу плательщиков.
Во-первых, несколько расширен объект обложения взносами. Если ЕСН облагались авторские договоры, то страховыми взносами облагаются уже договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Во-вторых, несколько сокращен перечень льгот. Под обложение взносами попали компенсации за неиспользуемый отпуск и выплаты за работу с тяжелыми вредными или опасными условиями труда. Материальная помощь, выдаваемая в связи с рождением ребенка, не будет облагаться, если она выдается в первый год после рождения. Применительно к обложению ЕСН таких ограничений не существовало.
Для целей исчисления и уплаты страховых взносов все плательщики поделены на две большие группы.
К первой группе относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
Вторая группа плательщиков страховых взносов41 имеет свой объект обложения взносами и платит взносы как бы «за себя», а не за своих работников. К этой группе относятся адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Обращаем внимание, что физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в случае получения дохода не будут являться плательщиками страховых взносов, поскольку с их дохода взносы должен будет уплатить их источник дохода. Эта группа плательщиков
Регистрация страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ предусмотрена федеральным законом42.
Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах ФСС РФ установлен постановлением ФСС РФ43.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от длительности нарушения срока44.
При определении базы исчисления страховых взносов надо учитывать следующие особенности.
Во-первых, с 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб., она определяется нарастающим итогом с начала календарного года. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. В связи с этим становится выгодным иметь несколько высокооплачиваемых сотрудников, чем много низкооплачиваемых. Следует заметить, что работники, соглашающиеся на нее, лишаются права на получение пособий по временной нетрудоспособности, пенсионных накоплений и других пособий.
Во-вторых, плательщики взносов определяют базу в отношении каждого физического лица отдельно. Для этих целей в организации в отношении каждого работника открывается личная карточка работника по форме № Т-2, расчетно-платежная ведомость по форме № Т-49 и иные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты45.
Информация о работе Учет расчетов с фондом социального страхования РФ