Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:14, дипломная работа
цель данной части комплексной работы состояла в углубленном изучении законодательно-правовых требований к соблюдению предприятием порядка исчисления и уплаты НДФЛ. Одновременно оценивалась эффективность оплаты труда в обследованном предприятии, поскольку это обстоятельство влияет на динамику налоговой базы и перечисления НДФЛ в бюджет.
Для достижения указанной цели был выполнен анализ показателей ООО "ДВВ-Агро", формирующих в этом предприятии налоговую базу по НДФЛ. На основе изучения Налогового кодекса РФ и других законодательно-правовых и литературных источников были обобщены требования и методические подходы к учету расчетов предприятий с бюджетом по НДФЛ. Была обобщена и проанализирована организация указанных расчетов в бухгалтерии ООО "ДВВ-Агро", на основе чего удалось выявить отдельные недостатки в данной работе. Для предотвращения и исправления указанных недостатков были разработаны и предложены бухгалтерии предприятия разработанные в ходе дипломной работы методические материалы. Был выполнен расчет предполагаемых положительных результатов, которые может получить хозяйство при применении разработанных для него методических материалов.
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО "ДВВ-Агро", ФОРМИРУЮЩИХ
НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДФЛ.
1.1. Динамика показателей производственной деятельности
предприятия, создающих основу для роста оплаты труда
в хозяйстве 6
1.2. Анализ динамики фонда оплаты труда в ООО "ДВВ-Агро"
1.3. Динамика среднемесячной оплаты труда и ее окупаемости
товарной продукцией в ООО "ДВВ-Агро"
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С БЮДЖЕТОМ ПО
НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Общие требования к организации расчетов с бюджетом
по НДФЛ
2.2. Учет налоговых обязательств по НДФЛ при выплате
вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей
в денежной форме
2.3. Учет налоговых обязательств по НДФЛ при оплате труда
в натуральной форме
2.4. Учет налоговых обязательств по НДФЛ при материальной
выгоде
3. ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ
С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ В ООО "ДВВ-Агро"
3.1. Учетные документы и синтетические учетные регистры
по НДФЛ, применяемые в обследованном предприятии
3.2. Бухгалтерские записи, налоговые карточки и справки
по исчислению и отражению НДФЛ в ООО "ДВВ-Агро"
3.3. Недостатки в учете расчетных операций по НДФЛ,
выявленные в ходе изучения работы бухгалтерии
ООО "ДВВ-Агро"
4. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ УЧЕТА
РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ
4.1. Методические материалы для классификации элементов
налоговой базы по НДФЛ в бухгалтерии ООО "ДВВ-Агро"
4.2. Блок-схемы, облегчающие усвоение методики начисления
НДФЛ
4.3. Предполагаемые результаты от применения предложенных
мер по совершенствованию учета расчетов с бюджетом
по НДФЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большую роль в организации оплаты труда имеет рациональное распределение затрат труда по отраслям и подразделениям предприятия. Кроме того, важно, чтобы в общей оплате труда существенную долю занимали выплаты по итогам года, премии, иные стимулирующие вознаграждения.
Соответствующий анализ выполнен при использовании приложений к форме № 5-АПК, содержащихся в специализированной годовой отчетности обследованного предприятия за 2003-2005 гг. На основе указанных показателей построена таблица 8.
Таблица 8 - Показатели использования трудовых ресурсов и их материального стимулирования в ООО "ДВВ-Агро" в 2004 и 2005 гг.
Показатели | Годы | 2005 г. в % к 2004 г. | |
2004 | 2005 | ||
Отработано всего, тыс.чел.-дн. | 42 | 53 | 126,2 |
тыс.чел.-ч | 336 | 424 | 126,2 |
В том числе в растениеводстве | 176 | 225 | 127,8 |
Общепроизводственные затраты по растениеводству | 10 | 19 | 190,0 |
Промышленное производство, мастерские, водоснабжение | 30 | 32 | 106,7 |
Затраты, связанные с реализацией продукции и услугами на сторону | 30 | 44 | 146,7 |
Общехозяйственные расходы | 96 | 104 | 108,3 |
Из общей суммы начисленной заработной платы - оплаты по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам (без доплат и надбавок), тыс.руб. | 5353 | 7223 | 134,9 |
Из нее по натуральной форме | 519 | 2843 | 547,8 |
Премии за счет всех источников, включая по итогам года | 2760 | 292 | 10,6 |
Оплата отпускников | 335 | 427 | 127,5 |
Оплата питания работников | 208 | 548 | 263,5 |
Из таблицы 8 вытекает, что в основной отрасли хозяйства, обеспечивающей ему получение наибольшей выручки и прибылей растениеводства, затраты труда возросли незначительно на 27,8 % против 2004 г. В реализации продукции рост затрат был больше (46,7 %). Но больше всего затраты труда возросли в управлении производством (общепроизводственные затраты). В 2004 г. они составляли 10 тыс.чел.-часов, а в 2005 г. - 19 тыс. Рост управленческих затрат труда не может свидетельствовать о его эффективности, хотя такой труд и имеет большое значение. Однако в наиболее эффективных предприятиях стремятся сокращать удельный вес затрат управленческого труда. Вряд ли целесообразно уменьшение вознаграждений и премий по итогам года (почти на 90 %). Натуральная оплата увеличилась более чем в 5 раз - с 519 до 2843 тыс.руб., хотя ее рост, согласно Трудовому кодексы, может быть больше (20 % общей оплаты).
Не случайно в
обследованном хозяйстве
Таблица 9 - Окупаемость
заработной платы в ООО "ДВВ-Агро"
в 2004 и 2005 гг.
Показатели | Годы | 2005 г. в
% к 2004 г. | |
2004 | 2005 | ||
Получено выручки, тыс.руб. | 89900 | 108671 | 120,9 |
Начислено оплаты труда с ЕСН, тыс.руб. | 12597 | 12853 | 102,0 |
Приходится выручки на 1 руб. оплаты труда с ЕСН, руб. | 7,2 | 8,5 | 118,1 |
Удельный вес оплаты труда с ЕСН в выручке, % | 14,0 | 11,8 | 84,3 |
Материальные затраты, тыс.руб. | 61016 | 73397 | 120,3 |
Валовой доход (выручка за вычетом материальных затрат), тыс.руб. | 28884 | 35274 | 122,1 |
Удельный вес оплаты труда в валовом доходе, % | 43,6 | 36,4 | 83,5 |
Начислено оплаты труда с ЕСН на 1 га с.-х. угодий, руб. | 1745 | 1780 | 102,0 |
Источник: за 2004
г. - форма № 07 приложения к балансу; за
2005 г. - форма № 8-АПК и расчеты
Из таблицы 9 видно, что в 2003 г. на 1 руб. оплаты труда с ЕСН пришлось 7,2 руб. выручки, а в 2005 г. - 8,5 руб., что по отношению к предыдущему году составило 118,1 %. При этом наблюдалось уменьшение доли оплаты труда в валовом доходе предприятия (с 43,6 % в 2003 г. до 36,4 % в 2005 г.). Это значит, что предприятие в значительной мере сохраняет возможности для более активной деятельности по укреплению материально-технической базы производства, рационализации норм внесения минеральных удобрений и других ресурсов. В то же время почти не изменилось начисление оплаты труда в расчете на 1 га с.-х. угодий в 2004 г. - 1745 руб., в 2005 г. - 17800 руб. (разница - 2 %).
Таблица 9 показывает,
что у предприятия неплохая окупаемость
оплаты труда выручкой. Тем не менее
требуется предпринять
Одним из путей решения указанной задачи следует считать улучшение учета и анализа всех операций, связанных с начислением оплаты труда и ее налогообложением на доходы физических лиц. Этому посвящены следующие разделы данной работы.
2.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
НОРМЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ УЧЕТ РАСЧЕТОВ
ОРГАНИЗАЦИИ
С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГА
НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ
2.1.
Общие требования
к организации
учета расчетов
с бюджетом по НДФЛ
Общие требования к
организации рассматриваемых
Согласно ст.226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты (российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций в РФ), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо, являющееся или не являющееся налоговым резидентом) получил предусмотренные доходы, обязаны исчислить, удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов физических лиц за счет любых выплачиваемых им денежных средств и перечислить указанную сумму налога в бюджет. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (в т.ч. за счет остающейся в распоряжении организации чистой прибыли).
Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со следующими статьями Налогового кодекса РФ:
1) ст.214.1 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги";
2) ст.227 "Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами";
3) ст.228 "Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога":
· исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
· исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности;
· по доходам, полученным из источников, находящихся за пределами РФ, физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
· по другим доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
· по доходам в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
При невозможности удержать исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом в налоговый орган. Согласно приказу МНС РФ от 2 декабря 2002 г. № БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год" налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика по доходам за 2002 год по форме № 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2002 год". Поэтому налоговые агенты вправе подавать указанные сведения в налоговый орган либо в произвольной форме, либо по форме, рекомендованной МНС РФ. Указанные официальные документы действовали и в 2005 г. Сохранено их действие и в 2006 г.
Согласно п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога:
во-первых, не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;
во-вторых, для доходов, выплачиваемых в денежной форме - не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода;
в-третьих, для доходов,
полученных налогоплательщиком в натуральной
форме либо в виде материальной выгоды
- дня, следующего за днем фактического
удержания исчисленной суммы
налога.
2.2.
Учет налоговых
обязательств по
НДФЛ при выплате
вознаграждений за выполнение
трудовых обязанностей
в денежной форме
Согласно подп.6 п. 1 ст.208 Налогового кодекса РФ доходом, полученным налогоплательщиками от источников в Российской Федерации, а значит, и объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц, признается вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Согласно п.2 ст.223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Соответственно, обязанность налогового агента по исчислению налога с дохода в виде оплаты труда (включая авансовую оплату) возникает именно в этот момент.
При этом необходимо учитывать, что согласно п.4 ст.226 НК РФ налоговый агент вправе удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов физических лиц за счет любых выплачиваемых им денежных средств (но не более 50 % суммы выплаты). Кроме того, согласно п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках, а в иных случаях - не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме. Соответственно, обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога с дохода в виде оплаты труда возникает в день или на следующий день после фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме.
Информация о работе Учет расчетов предприятия с бюджетом по налоговым обязательствам