Учет расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике рабочая сила подобно любому товару имеет себестоимость. Цена рабочей силы представляет собой денежное выражение ее стоимости. На рынке труда цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Цена труда как основа формирования заработной платы предоставляет возможность выражать в деньгах различное количество труда, соизмерять количество и качество труда с его оплатой, ставить величину заработной платы в зависимость от количества и качества труда, уровня сложности и т.д. Таким образом, в момент найма работника заработная плата фигурирует лишь в качестве меры цены труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Теоретические основы, принципы и методологические основы учета оплаты труда
Сущность оплаты труда...…………………………...…..……….....5
Нормативные акты по оплате труда……………………..……….12
Регулирование оплаты труда…………………………...…………17
Синтетический и аналитический бухгалтерский учет
Документальное оформление расчетов по оплате труда………..23
Учет расчетов по оплате труда………...………………………….31
Основные направления совершенствования учета
по оплате труда……………………………..………………….…..35
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………….………………….40

Практическая часть……………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

РГР по бух..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Что касается накопительных первичных документов, то они могут быть связаны с определенным изделием (продукцией) или с работником. Примером накопительного первичного документа, связанного с изделием (продукцией), является Маршрутный лист, в котором последовательно указываются операции, которые осуществляются с начала производства изделия (продукции) до ее завершения. Указываются не только операции, но и то, кто их выполнил, когда (в течение какого периода времени) и сколько за ее выполнение должно быть начислено заработной платы (стоимость операции). Если стоимость указанных в Маршрутном листе операций определяется отдельным документом (договором, утвержденными сдельными расценками и т.д.), то указывать их стоимость в Маршрутном листе не обязательно. По завершении изготовления изделия (продукции) в Маршрутном листе должна осуществляться запись, подтверждающая данный факт. Как и в случае с регистрирующим документом такой факт подтверждается либо членами приемной комиссии, которые подписывают Маршрутный лист (случается крайне редко и, как правило, тогда, когда принимается сложное, потенциально опасное для жизни и здоровья человека или дорогостоящее изделие (продукция)) или подписью ответственного работника, принимающего результаты труда (например, кладовщика, принимающего изготовленное изделие (продукцию)).

Примером накопительного первичного документа, связанного с  работником, является Реестр сданной  на склад готовой продукции, изготовленной  работником (группой работников), в  котором указываются в хронологическом  порядке (по сменам или рабочим дням) количество сданной однородной продукции.

Приказом Минстата № 253 "Об утверждении типовых форм первичного учета" (далее - Приказ № 253) утверждены три типовые формы  табелей: П-12 "Табель учета использования  рабочего времени и расчета заработной платы", П-13 "Табель учета использования рабочего времени" и П-14, которая носит такое же название, как и типовая форма П-13. Формы П-12 и П-13 используются для учета рабочего времени всех категорий работающих. Кроме этого в данных формах может осуществляться расчет заработной платы, а так же обобщение информации, необходимой для составления статистической отчетности по труду. Они отличаются только тем, что форма П-13 предназначена для использования при автоматизированной (компьютерной) системе управления производством и обработки информации.

Форма П-14 используется для  учета использования рабочего времени  работниками, имеющими твердый месячный оклад (ставку).

Для осуществления табельного учета каждому работнику при  заключении с ним трудового договора присваивается табельный номер, который сохраняется за ним после его увольнения не менее трех лет (если в течение этих трех лет, ранее уволенный работник вновь будет принят на работу, то ему присваивается тот же табельный номер, т.е. тот, который у него был до увольнения), после чего может быть присвоен другому, вновь принятому работнику. Контроль за присвоением и использованием табельных номеров ведет отдел (служба) кадров. Ни в коем случае не разрешается изменять табельный номер работающему работнику.

Ответственный за ведение  табелей (табельщик) назначается приказом руководителя. Поскольку каждая структурная  единица предприятия (цех, отдел, бригада, смена, участок и т.д.) ведет отдельный  табель, то и в каждой из них имеется  свой табельщик. Это, как правило, руководитель или бухгалтер этого структурного подразделения. Возможно составление отдельного табеля для определенной категории работников. На каждый месяц оформляется отдельный табель. Возможны варианты, когда в соответствии с приказом об учетной политике предприятия табеля "закрываются" и сдаются в бухгалтерию каждую половину месяца, подекадно, понедельно или даже ежедневно. Табель готовится, как правило, за два-три дня до начала месяца. Данные о составе табелируемых работников (именной список работников структурного подразделения) переносятся из табеля предыдущего месяца, с учетом изданных приказов типовой формы П-1 "Приказ (распоряжение) о приеме на работу" и П-5 "Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу". Приказ П-5 оформляется при переводе работника с одного подразделения предприятия (цеха, отдела, участка, смены и т.п.) на другой с возможным изменением формы или системы оплаты труда, должности или специальности и подписывается руководителями "старого" и "нового" места работы работника (подразделения предприятия). Оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в отдел кадров, а второй - в бухгалтерию.

Заполнение табеля осуществляется одним из двух методов:

1) методом общей регистрации  (когда ежедневно отмечаются данные  фактически отработанного времени, опозданий, дней болезни и т.д. по каждому работнику);

2) методом регистрации  отклонений (когда в табеле отмечаются  дни неявок, опозданий и т.д.).

Для того чтобы было проще  заполнять и читать табель, каждый день явки на работу или отсутствия на работе по той или иной причине имеет условное обозначение (буквенный или цифровой код), которые указаны на титульном листе формы П-12.

Табель составляется в одном экземпляре и после  его оформления передается в бухгалтерию.

Типовые формы П-13 и П-14, носящие одинаковое название - "Табель учета использования рабочего времени". Напомним, что форма П-13 предназначена для использования при автоматизированной (компьютерной) системе управления производством и обработки информации.

Форма П-14 используется для учета использования рабочего времени работниками, имеющими твердый месячный оклад (ставку).

К документам, на основании которых  заполняется табель относятся "Список лиц, которые работали сверхурочное время" типовой формы П-15 и "Листок учета простоев" типовой формы П-16.

Внешне форма П-15 похожа на табель учета рабочего времени, но предназначена она исключительно  для того, чтобы вести учет отработанного  сверхурочного времени каждым отдельным  работником. В отличие от табеля данную форму не обязательно открывать в начале месяца и заносить в нее всех работников предприятия или его структурного подразделения, по которому ведется учет рабочего времени. Открывается она только в том случае, когда какой-то из работников отработал определенное время сверхурочно. В форму П-15 заносятся данные такого работника и отработанное им сверхурочное время за конкретный календарный день. Таким образом, заполнение формы П-15 осуществляется методом регистрации отклонений от нормальной продолжительности рабочего дня, т.е. сверхурочных работ. Учетной политикой предприятия может быть предусмотрено оформление типовой формы П-15 в обязательном порядке, даже в том случае, если ни один из работников не работал сверхурочно. В этом случае она сдается в бухгалтерию оформленная и подписанная с прочерками в ячейках, не имеющих данных (в частности, и по сверхурочно отработанному времени). Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ст. 109 Кодекса законов о труде оплата как за первые 2 часа сверхурочной работы, так и за последующие часы, осуществляется в одном и том же размере. Рабочим, имеющим повременную оплату труда, - в двойном размере, а сдельщикам - в виде доплаты в размере 100% тарифной ставки работника соответствующей квалификации, которому установлена почасовая оплата труда, за каждый час сверхурочной работы. 

Что касается "Листка учета простоев", он оформляется  только в те дни, когда имел место  простой хотя бы одного работника, причем на каждый день, в котором был  простой работника, оформляется  отдельный "Листок учета простоев".

 

 

 

2.2. Учет расчетов по оплате труда

Учет заработной платы  в системе счетов - это синтетический  учет начисления и распределения  заработной платы, определение суммы, причитающейся работающим, и отнесение начисленной оплаты труда на соответствующие счета расходов по статьям и объектам калькулирования.

Счет № 66 "Расчеты  по оплате труда" предназначен для  учета расчетов по всем видам оплаты труда; заработной платы, премий, исполнения общественных обязанностей и др.

Для учета расчетов по оплате труда используют три субсчета:

№ 661 "Расчеты по заработной плате";

№ 662 "Расчеты с депонентами";

№ 663 "Расчеты по другим выплатам".

На кредите  субсчета -№ 661 "Расчеты по заработной плате" отражается, начисленная заработная плата всему персоналу предприятия:

— рабочим основного  производства, производства полуфабрикатов, вспомогательных производств;

— рабочим за обслуживание и ремонт оборудования цехов основного  производства;

— служащим и обслуживающему персоналу;

— специалистам;

— работникам жилищно-коммунального хозяйства,

— начисленная заработная плата за внедрение новой техники, технологии, за выполненный ремонт основных средств;

— суммы начисленного пособия по временной нетрудоспособности;

— суммы начисленных  премий.

На дебете субсчета № 661 "Расчеты по заработной плате" отражается выплаченная заработная плата, депонированная заработная плата, удержанный подоходный налог из заработной платы рабочих и служащих в пользу Государственного бюджета, удержанные алименты и другие отчисления согласно исполнительным листам, отчисления в Пенсионный фонд, профвзносы членов профсоюзной организации, выплаченные дивиденды по акциям, суммы по больничным листам, сбор на случай безработицы, отчилсения в фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

На дебете субсчета № 662 "Расчеты с депонентами" отражаются выдачи депонированных сумм.

На кредите  субсчета № 662 "Расчеты с депонентами" отражаются суммы своевременно не выданной заработной платы, премий, пособий и т.д. работникам предприятия.

Задолженность предприятия  по выплатам работникам в случае получения  предприятием денежной наличности для  выплаты через кассу предприятия  и неполучение ее работниками  в установленный срок отображается за дебетом субсчета № 661 и № 663 и кредитом субсчета №662.

На субсчете № 663 ведется учет расчетов по выплатам, которые не принадлежат к фонду оплаты труда, в частности помощь по частичной безработице, помощь по временной нетрудоспособности. 

Аналитический учет расчетов по оплате труда и начислению заработной платы осуществляется по следующим основным направлениям:

- по каждому работнику  независимо от времени его  работы на предприятии;

- по видам начислений;

- по источникам выплат;

- по структурным подразделениям;

- по    видам    выпускаемой    продукции,    оказываемых   услуг, выполняемых работ.

На рабочем месте  расчетчика основным направлением аналитического учета является организация учета  начислении по каждому конкретному  работнику.

В настоящее время  на предприятиях и в организациях используются три варианта организации такого аналитического учета: по расчетно-платежным ведомостям, раздельно по расчетным и платежным ведомостям и по составленным машинным способом листкам «расчет заработной платы» (начислено, удержано и к выдаче) на основании которых заполняется платежная ведомость для выдачи заработной платы.

Первые два варианта используются в условиях ручной обработки  документации, а последний - в условиях автоматизации учета.

Аналитический учет расчетов по заработной плате имеет столько  счетов, сколько работающих на предприятии по списочному составу, т.е. это учет расчетов по заработной плате по каждому работающему отдельно. Сумма всех начислений заработной платы по каждому аналитическому счету (т.е. по каждому работающему) будет равна кредитовому обороту синтетического счета № 66 за отчетный месяц, то есть сумме начисленной заработной платы по цеху, отделу, предприятию в целом. Сумма всех удержаний по аналитическим счетам будет равна дебетовому обороту синтетического счета № 66. Сумма в графе Расчетно-платежной ведомости "Сумма, причитающаяся к оплате" аналитических счетов, равна кредитовому сальдо синтетического счета № 66 "Расчеты по оплате труда".

Аналитический и синтетический  учет взаимосвязаны, что позволяет  бухгалтеру проводить сверки, анализ расчетов и подведение итогов расчетов по каждому работнику и в целом по предприятию.

Важным этапом работы бухгалтерской службы по учету заработной платы является начисление взносов  в государственные внебюджетные фонды  социального страхования.

Создание этих фондов направлено для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, по инвалидности, потери кормильца, обеспечение в случае болезни, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

К государственным внебюджетным фондам Украины относятся:

    • Пенсионный фонд;
    • Фонд социального страхования от безработицы;
    • Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;
    • Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве.

Удержания с заработной платы в Пенсионный фонд составляют 2%.

В Фонд социального страхования  от безработицы – 0,6%.

Фонд социального страхования  по временной потере трудоспособности удерживает с заработной платы 1%, если заработная плата выше прожиточного минимума, который составляет 669 грн., если заработная плата меньше, - 0,5%.

Фонд социального страхования  от несчастного случая на производстве – ставка зависит от вида деятельности предприятия.

Счет 66 «Расчеты по оплате труда» корреспондирует

по дебету с кредитом счетов:

по кредиту с дебетом  счетов:

24 «Брак на производстве»

30 «Касса»

31 «Счета в банках» 
33 «Прочие денежные средства»

37 «Расчеты с разными дебиторами»

41 «Паевой капитал»

46 «Неоплаченный капитал»

64 «Расчеты по налогам и платежам»

65 «Расчеты по страхованию»

66 «Расчеты по оплате труда»

68 «Расчеты по прочим операциям»

70 «Доход от реализации»

71 «Прочий операционный доход»

97 «Прочие расходы»

15 «Капитальные инвестиции»

23 «Производство»

24 «Брак на производстве»

30 «Касса»

31 «Счета в банках»

39 «Расходы будущих периодов»

47 «Обеспечение предстоящих  

      расходов  и платежей»

48 «Целевое финансирование и

      целевые  поступления»

65 «Расчеты по страхованию»

66 «Расчеты по оплате труда»

81 «Расходы на оплату труда»

85 «Прочие затраты» 
91 «Общепроизводственные расходы»

92 «Административные расходы» 
93 «Расходы на сбыт»

94 «Прочие расходы операционной

    деятельности»

99 «Чрезвычайные расходы»

Информация о работе Учет расчетов по оплате труда