Учет расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике рабочая сила подобно любому товару имеет себестоимость. Цена рабочей силы представляет собой денежное выражение ее стоимости. На рынке труда цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Цена труда как основа формирования заработной платы предоставляет возможность выражать в деньгах различное количество труда, соизмерять количество и качество труда с его оплатой, ставить величину заработной платы в зависимость от количества и качества труда, уровня сложности и т.д. Таким образом, в момент найма работника заработная плата фигурирует лишь в качестве меры цены труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Теоретические основы, принципы и методологические основы учета оплаты труда
Сущность оплаты труда...…………………………...…..……….....5
Нормативные акты по оплате труда……………………..……….12
Регулирование оплаты труда…………………………...…………17
Синтетический и аналитический бухгалтерский учет
Документальное оформление расчетов по оплате труда………..23
Учет расчетов по оплате труда………...………………………….31
Основные направления совершенствования учета
по оплате труда……………………………..………………….…..35
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………….………………….40

Практическая часть……………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

РГР по бух..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Сдельная форма оплаты труда используется при оплате труда работников основного производства предприятий. При этом различают следующие виды этой формы оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная система и косвенно-сдельная.

При прямой сдельной форме оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.

Сдельно-премиальная  форма оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.)

При сдельно-прогрессивной форме оплата повышается за выработку сверх нормы.

При косвенно-сдельной форме оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка. Расчет заработка при сдельной оплате труда осуществляется по документам о выработке.

При аккордной форме оплаты труда заработная плата работников определяется не за отдельную операцию, а за весь объем работ (аккордное задание). В большинстве своем такая система оплаты труда применяется при оплате труда работников строительных и прочих бригад, когда общая сумма вознаграждения определяется исходя из оценки аккордного задания, а конкретные суммы заработка каждого работника исходя из количества и качества затраченного труда.

Бестарифная система оплаты труда. При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения организации, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда. Эта система сходна с аккордной оплатой труда, но отличается тем, что при аккордной форме используются такие элементы тарифной системы, как ставки и расценки.    При бестарифной же системе оплаты труда для конкретного распределения сумм оплаты труда используется коэффициент трудового участия. В ряде случаев сумма заработка работника при бестарифной оплате труда исчисляется в процентах от стоимости заключенных им договоров на поставку (продажу) продукции (товаров) или в процентах от стоимости дохода предприятия от сделок, совершенных работником в пользу организации. Поскольку данная система оплаты труда ставит заработок рабочего в полную зависимость от конечных результатов работы трудового коллектива, то применять их можно только там, где трудовой коллектив полностью несет ответственность за эти результаты. Использование организацией бестарифной системы заработной платы предполагает собой:

- оценку квалификационного  уровня работников;

- оценку трудового участия работников;

- сводную оценку уровня  оплаты труда работников;

При бестарифной системе  оплаты труда присвоение работнику  определенного квалификационного  уровня не подразумевает установления ему соответствующей тарифной ставки или оклада. Конкретный уровень оплаты труда заранее неизвестен. Он может лишь предполагать, каким этот уровень будет исходя из своего предыдущего опыта.

Бестарифная система  оплаты труда обычно находит свое применение на небольших предприятиях и компаниях, так как на больших затруднительно учитывать результаты труда по отдельным структурным подразделениям и работникам. В основном бестарифная оплата труда используется при оплате труда работников отделов снабжения, а так же лиц, занятых реализацией продукции, заключением договоров и т.п.

Разновидностью бестарифной  системы оплаты труда является контрактная  система.  При контрактной форме  найма работников начисление заработной платы осуществляется в полном соответствии с условиями контракта, в котором  оговариваются: условия труда, права и обязанности, режим работы и уровень оплаты труда, конкретное задание, последствия в случае досрочного расторжения договора.

1.2. Нормативные акты по оплате труда

По определению специалистов-социологов труд является категорией  не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективность труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества. В связи с этим особое внимание государство уделяет правовым основам организации и оплаты труда. На практике это выражается большим количеством законодательных актов и иных документов государственного и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.

Нормативный акт - официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила нормативного акта. Нормативные акты носят общий характер, направлены на регулирование определенного вида общественных отношений и применяются неоднократно. Можно выделить нормативные документы законодательные (законы, указы, постановления и т.д.) и технические (ГОСТ, ВСН, СНиП, инструкции и т.д.).

Бухгалтерский учет по оплате труда с персоналом регламентируется законодательными актами, утвержденными Министерством Финансов Украины, Госкомстатом Украины, Министерством труда Украины, Гражданским Кодексом Украины, Налоговым Кодексом Украины.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны – Конституция Украины – имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране.

Основным сводом законодательных  установлений по вопросам организации  и оплаты труда является Кодекс законов  о труде Украины (КЗоТ).  КЗоТ Украины был принят 10 декабря 1971 года и приобрел силу с 1 июня 1972 года. За прошедшие 37 лет в КЗоТ из 261 пунктов кодекса законов о труде было изменено около 220 статей.

Статья 1 КЗоТ Украины  формулирует задачи трудового законодательства: «Кодекс законов о труде Украины регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.

Законодательство о  труде устанавливает высокий  уровень условий труда, всемерную  охрану трудовых прав работников».

Следует отметить, что  нарушение любой статьи КЗоТ является серьезным противозаконным действием  и карается в административном и  уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях  правил является обязательным для всех руководителей и работников в Украине независимо от форм собственности и вида деятельности.

КЗоТ Украины построен по принципу последовательности глав, где каждая статья содержит определенный набор статей, соответствующих тому вопросу, который указан в названии данной главы. Это очень полезно, так как помогает руководителям предприятий и бухгалтерам находить законодательные объяснения своих установок при работе с коллективом.

Трудовой кодекс регулирует права и обязанности работников, порядок заключения трудового договора, рабочее время, время отдыха, порядок оплаты труда. Кодекс определяет также нормы труда, гарантии и компенсации. В нем отдельно выделена глава о трудовой дисциплине, охране труда и т.д.

Например, статья 153 «Создание  безопасных и безвредных условий труда» предусматривает:

«На всех предприятиях, в  учреждениях, организациях создаются  безопасные и безвредные условия  труда. Обеспечение безопасных и  безвредных условии труда возлагается  на собственника или уполномоченный им орган.

Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда».

Нормативные акты о труде  – это нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или  их представителей. Локальные нормативные  акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ). Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего, они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида.

Учет расчетов по оплате труда осуществляется на основе типовых  форм, утвержденных приказом Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с работниками и служащими по заработной плате" № 144 от 22.05.96 г., во исполнение мероприятий в отношении реализации государственной программы перехода Украины на международную систему учета и статистики.

Одним Кодексом законов  о труде  законодательство нашей  страны не ограничивается – в дополнение и расширение к КЗоТ существует целый  перечень документов, касающихся организации  и оплаты труда. По характеру их можно  разделить на правовые и экономические. К числу правовых можно отнести те статьи Гражданского кодекса Украины, которые также касаются труда. Вообще Гражданский кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом и предприятиями и гражданами. Трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает.

Налоговый кодекс Украины  регулирует взаимоотношения предприятия  с налоговыми органами: порядок расчетов и уплаты налогов, ставки налогов, а  также права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых органов.

При организации учета  труда и его оплаты используются также следующие законодательные  и нормативные документы:

1. Кодекс законов о труде (КЗоТ) в редакции Закона Украины  от 15.12.93 г. № 3694- XII.

2. Постановление Кабинета Министров  Украины "Порядок исчисления средней заработной платы" № 100 от 08.02.95 г.

3. Закон об оплате труда - Закон  Украины "Об оплате труда"  от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР.

4. Постановление Кабинета Министров  Украины "О мероприятиях по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышения эффективности расходования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению" № 1033 от 31.08.96 г.

5. Закон Украины "О  бухгалтерском учете и финансовой  отчетности в Украине" от 11 мая 2000 года N 1707-III. от 9 февраля 2006 года N 3422-IV

Данный Закон определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности, в Украине.

6. Закон Украины "Об  отпусках" № 504/96 - BP от 15.11.96 г.

7. Постановление Кабинета Министров Украины "О внесении изменений и дополнений к порядку исчисления средней заработной платы" № 185 от 24.02.97 г.

8. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении порядка, продолжительности и условий предоставления ежегодных отпусков работникам, обучающимся в высших учебных заведениях по вечерней и заочной формах обучения, где учебный процесс имеет свои особенности" № 634 от 28.06.97 г.

9. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция по его применению, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999 г. №291 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 21.12.1999 г. под №893/4186)

 

 

 

 

 

1.3. Регулирование оплаты труда

Регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с разделами II и III Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР.

РАЗДЕЛ II

Государственное регулирование  оплаты труда

Статья 8. Сфера государственного регулирования оплаты труда

Государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются или дотируются из бюджета, регулирования фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, а также путем налогообложения доходов работников.

Информация о работе Учет расчетов по оплате труда