Учет расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике рабочая сила подобно любому товару имеет себестоимость. Цена рабочей силы представляет собой денежное выражение ее стоимости. На рынке труда цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Цена труда как основа формирования заработной платы предоставляет возможность выражать в деньгах различное количество труда, соизмерять количество и качество труда с его оплатой, ставить величину заработной платы в зависимость от количества и качества труда, уровня сложности и т.д. Таким образом, в момент найма работника заработная плата фигурирует лишь в качестве меры цены труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Теоретические основы, принципы и методологические основы учета оплаты труда
Сущность оплаты труда...…………………………...…..……….....5
Нормативные акты по оплате труда……………………..……….12
Регулирование оплаты труда…………………………...…………17
Синтетический и аналитический бухгалтерский учет
Документальное оформление расчетов по оплате труда………..23
Учет расчетов по оплате труда………...………………………….31
Основные направления совершенствования учета
по оплате труда……………………………..………………….…..35
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Список используемой литературы………………………….………………….40

Практическая часть……………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

РГР по бух..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, определяются Кабинетом Министров  Украины, кроме случая, предусмотренного частью первой статьи 10 настоящего Закона.

Статья 9. Условия определения  размера минимальной заработной платы

Размер минимальной  заработной платы определяется с  учетом:

- стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;

- общего уровня средней заработной платы;

- производительности труда, уровня занятости и других экономических условий.

Минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже стоимостной величины предела малообеспеченности в расчете на трудоспособное лицо.

Статья 10. Порядок установления и пересмотра размера минимальной  заработной платы

Размер минимальной  заработной платы устанавливается  Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год в законе о Государственном бюджете Украины с учетом предложений, произведенных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения.

Размер минимальной  заработной платы может пересматриваться при внесении изменений в закон  о Государственном бюджете Украины  в зависимости от роста индекса  цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.

Изменения размера минимальной  заработной платы другими законами Украины и нормативно-правовыми  актами являются действующими исключительно  после внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Статья 11. Минимальные  размеры ставок (окладов) заработной платы и порядок их установления

Минимальные размеры  ставок (окладов) заработной платы, как  минимальные гарантии в оплате труда, определяются генеральным соглашением.

Статья 12. Другие нормы  и гарантии в оплате труда

Нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, который  имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников, младше восемнадцати лет, при сокращенной длительности их ежедневной работы и т. п.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для тех, кто направляется для повышения квалификации, на обследование в медицинское заведение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения других специальностей; для доноров и т.п.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т.п. устанавливаются Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства Украины.

Нормы и гарантии в  оплате труда, предусмотренные частью первой настоящей статьи и Кодексом законов о труде Украины, являются минимальными государственными гарантиями.

Статья 13. Оплата труда  работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета

Оплата труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и других внебюджетных доходов.

Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом.

 

РАЗДЕЛ III

Договорное регулирование  оплаты труда

Статья 14. Система договорного  регулирования оплаты труда

Договорное регулирование  оплаты труда работников предприятий  осуществляется на основе системы соглашений, которые заключаются на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях в соответствии с Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях».

Нормы коллективного  договора, которые допускают оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться лишь временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более чем шесть месяцев.

Статья 15. Организация  оплаты труда на предприятиях

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и  гарантийных выплат устанавливаются  предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмот-ренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. В случае, когда коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются с учетом требований, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Оплата труда работников предприятия осуществляется в первоочередном порядке. Все другие платежи осуществляются предприятием после выполнения обязательств относительно оплаты труда.

Статья 16. Организация  оплаты труда на предприятиях и в  организациях, которым из бюджета  выделяются дотации

На предприятиях и  в организациях, которые находятся  на хозрасчете и получают дотации  из бюджета, организация оплаты труда  осуществляется в соответствии со статьей 15 этого Закона, но в пределах, определенных для них в установленном порядке  сумм дотаций и собственных доходов с учетом условий, установленных Кабинетом Министров Украины.

Статья 17. Оплата труда  работников, которые выполняют работы (предоставляют услуги), не свойственные основной деятельности отрасли (подотрасли)

Для работников предприятий, производств, цехов, участков и других подразделений, которые выполняют работы (предоставляют услуги), не свойственные основной деятельности отрасли (подотрасли), условия оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением гарантий, определенных соглашениями тех отраслей (подотраслей), к которым эти подразделения принадлежат по характеру производства, и в актах действующего законодательства.

Статья 18. Оплата труда  работников общих (сквозных) профессий  и должностей

Размеры ставок (окладов) работников общих (сквозных) профессий  и должностей устанавливаются на условиях, определенных коллективным договором, с соблюдением гарантий, установленных законодательством  и генеральным, отраслевым, региональным соглашениями.

Статья 19. Оплата труда по совместительству

Работники, которые работают по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную  работу.

Условия работы по совместительству работников государственных предприятий  определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 20. Оплата труда  по контракту

Оплата труда по контракту  определяется по соглашению сторон на основании действующего законодательства, условий коллективного договора и связана с выполнением условий  контракта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Синтетический и аналитический бухгалтерский учет

2.1. Документальное оформление расчетов по оплате труда

В данной работе уже рассмотрены  основные формы и системы оплаты труда. Но при этом еще не раскрыт  вопрос документального оформления операций по начислению заработной платы.

О документальном подтверждении сумм начисленной заработной платы необходимо говорить в разрезе все тех  же форм и систем оплаты труда. Практика показывает, что так проще понять и запомнить, какие подтверждающие документы необходимы для начисления основной заработной платы, какие основные реквизиты они должны содержать, в каком порядке и в какое время должны оформляться. 

В вопросе документирования операций по начислению основной заработной платы, прежде всего, необходимо:

1. четко определиться с базой для расчета начисленной заработной платы по каждой форме и системе оплаты труда;

2. оформить документ, подтверждающий  ее (базы для расчета) фактический  объем за соответствующий период (сумму, продолжительность, количество  и пр.) в целом по предприятию и конкретно по каждому отдельному работнику или группе работников;

3. установить и документально  оформить "коэффициент перерасчета"  базового объема в сумму начисленной  заработной платы по каждому  отдельному работнику или группе  работников;

4. осуществить и документально  оформить расчет суммы начисленной  заработной платы путем соотношения  базы для расчета к "коэффициенту  перерасчета".

Под «коэффициентом перерасчета» базового объема в сумму начисленной заработной платы по каждому отдельному работнику или группе работников понимается ничто иное как тарифная ставка, когда базовый объем для расчета заработной платы выражается в часах, днях и т.д., и сдельные расценки, когда базовый объем выражается в произведенной продукции, выполненных работах, оказанных услугах, сданной выручке и т.д.

Определяя для каждого отдельного работника или группы работников форму и систему оплаты труда, мы тем самым и определяем базу для расчета их заработной платы. Если работник находится на повременной  форме оплаты труда, то базой для расчета его заработной платы является отработанное им время. Если работник находится на сдельной форме оплаты труда, то в зависимости от системы оплаты труда, которая установлена для данного работника, базой для расчета может быть и количество изготовленной продукции, выполненных работ или услуг, и сумма денежных средств (если, например, работнику установлена система оплаты труда в процентах от сданной им выручки за реализованные товары, работы или услуги), и количество собранных (закупленных) товароматериальных ценностей, сырья, вторсырья, металлолома и т.д. и т.п.

Зная базу для расчета начисленной  заработной платы по каждому работнику  или группе работников, необходимо ежемесячно определять ее фактический  объем опять же по каждому отдельному работнику или группе работников. Определение это осуществляется первоначально непосредственными руководителями работников (мастерами, начальниками цехов, участков и т.д.) или работниками, на которых возложена такая обязанность (табельщики, учетчики, нормировщики и т.д.) с оформлением соответствующих, подтверждающих такие фактические объемы, документов. Для повременщиков - это табель, для сдельщиков - это акты, наряды на выполненные работы, наряд-заказы1, накладные о сдаче изготовленной продукции (изделий) на склад и прочее.

Если относительно табелей учета  отработанного времени больших  проблем не возникает, так как  существуют их типовые формы (типовая  форма П-12 "Табель учета использования  рабочего времени и расчета заработной платы", П-13 и П-14, имеющие одинаковое название "Табель учета использования рабочего времени") и определен порядок их заполнения (Приказом № 253)2, то относительно актов, нарядов и прочих первичных документов, подтверждающих объем произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг и т.д., таких типовых, единых для всех, документов, как было отмечено выше, не определено.

Например, имеются отдельные типовые  первичные документы, которыми можно  воспользоваться для подтверждения  фактического объема базы для расчета  заработной платы. Примером может служить Приходный ордер типовой формы М-4, утвержденный Приказом № 1933, которым может быть оформлена сдача на склад произведенной работником продукции (изделий).

Итак, как уже было сказано, база для расчета начисленной заработной платы напрямую связана с формой и системой оплаты труда, а поскольку систем оплаты труда много, то и баз для расчета, соответственно, тоже. Трудно предугадать, какую систему изберет или изобретет предприятие для того, чтобы стимулировать работников к эффективному труду. Поэтому становится почти невыполнимой задача представить полный перечень первичных документов, которые могут оформляться для подтверждения фактического объема базы для расчета начислений заработной платы. В такой ситуации остается только определить принципиально важные требования к порядку оформления и содержанию (перечню реквизитов) таких первичных документов.

Прежде всего, следует отметить, что первичные документы могут  быть двух видов:

1. регистрирующие факт осуществления отдельной операции ("регистрирующие");

2. накапливающие факты осуществления последовательных или однородных операций, связанных с определенным изделием (продукцией) или работником (работниками) ("накопительные").

Примером регистрирующего документа может служить Наряд-заказ или, например, акт выполненных работ. Регистрирующие документы, в том числе и акт, используются в тех случаях, когда работником или группой работников все время выполняются разные (по содержанию, трудозатратам, стоимости и т.д.) или очень редко повторяющиеся работы. В связи с этим такой первичный документ должен обязательно содержать, кроме данных, предусмотренных в Положении об обеспечении записей4 в бухгалтерском учете, еще и содержание (перечень, описание) выполняемой работником или группой работников работы, необходимые затраты времени на ее выполнение в человеко-часах и, возможно, ее стоимость, то есть сумму заработной платы, которая начисляется за выполнение данной работы (стоимость работы). Если стоимость такой работы определяется отдельным документом (договором, утвержденными сдельными расценками и т.д.) то указание стоимости работы в регистрирующем первичном документе, подтверждающем факт ее выполнения, не обязательно. Кроме этого документ должен содержать подтверждение факта выполнения указанных в нем работ в полном объеме, качественно и в определенный срок. Последнее, "в определенный срок", указывать не всегда обязательно. Подтверждение факта, указанного в первичном регистрирующем документе, может быть осуществлено членами приемной комиссии, заверяющих акт своими подписями (как правило, в случаях, когда результаты выполненной работы не материальны), или подписью ответственного работника, принимающего результаты работы (например, кладовщика, принимающего изготовленную деталь, продукцию, изделие и т.д.).

Информация о работе Учет расчетов по оплате труда