Учет продажи продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции организация - изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1: Учет продажи продукции, работ, услуг

1.1 Понятие продукции, работ, услуг, их оценка

1.2 Методы учета продажи продукции, работ, услуг

1.3 Документальное оформление продажи продукции (работ, услуг)

1.4 Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг)

1.4.1 Учет продажи продукции, работ, услуг

1.4.2 Влияние договорной политики на учет процесса продаж

1.5 Учет расходов на продажу

ГЛАВА 2: Пути совершенствования учета продаж продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Учет продажи продукции, работ, услуг.docx

— 160.42 Кб (Скачать)
ustify"> Содержание хозяйственных

 

 операций

 

 документы

 

 Дебет

 

 Кредит

 

 Сумма,

 

 Руб.

 

 Приходуется материал на

 

забалансовый счет Договор мены, счет поставщика 

002

 

 

170000

 

2 Отгружена готовая продукция 

 Договор мены, счет

62/1 90/1 204000

3 Начислен НДС Счет-фактура 90/3 68 34000

4 Списывается фактическая производственная себестоимость проданной продукции Расчет бухгалтерии 90/2 43 120000

5 Отражается прибыль от продажи продукции Расчет бухгалтерии 90/9 99 50000

6 Производится списание с забалансового счета полученного имущества Справка бухгалтерии - 002 170000

7 Отражается стоимость оприходованных и полученных материалов Договор мены и счет поставщика 10 60 170000

 

8 Отражается НДС по поступившим материалам Счет поставщика 19 60 34000

9 Производится зачет задолженности Справка бухгалтерии 60 62 204000

10 Предъявляется к вычету НДС по приобретенным материалам Счет-фактура 68 19 34000

 

 

 

 Таким образом, из данного  примера следует, что материал  сначала приходуется на забалансовый счет 002. После того, как организация отгрузила готовую продукцию, заплатила налоги, а также рассчитала фактическую себестоимость проданной продукции, и получила прибыль от продажи продукции, то производится списание с забалансового счета 002 полученного ранее имущества. Также из примера следует, что каждая хозяйственная операция сопровождается различными документами.

 

 Рассмотрим реализацию товаров  и продукции на основе договоров  комиссии. Особенностью договора  комиссии является то, что при  отпуске продукции посреднику (комиссионеру) право собственности к нему  не переходит. Поэтому продукция  и другие товары, переданных на  комиссию, учитываются организацией  в составе собственных активов.  Поскольку товар реализуется  не собственником (комитентом), а  комиссионером, основанием для  отражения в бухгалтерском учете  реализации продукции является  отчет комиссионера об отгрузке  товаров покупателю. Договор комиссии  может предусматривать или не  предусматривать участие комиссионера  в расчетах. Если он не участвует  в расчетах, комитент производит  расчеты с конечными покупателями  самостоятельно, а на счет комиссионера  поступает только его комиссионное  вознаграждение. Если посредник  участвует в расчетах, то комитент  производит расчеты только с  комиссионером, который самостоятельно  рассчитывается с конечными покупателями (поставщиками) товаров. 

 

 В соответствии с этими  взаимоотношениями осуществляется  бухгалтерский учет реализации  продукции на комиссионных началах.  Принятые для продажи товары  отражаются у комиссионера на  забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». При реализации сумма, подлежащая оплате покупателями, с учетом НДС отражается комиссионером на дату отпуска (отгрузки) товаров покупателям по кредиту сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

 Причитающаяся комиссионеру  сумма вознаграждения учитывается  им по кредиту 90 «Продажи» и  дебету 76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами». Сумма НДС по  начисленному комиссионному вознаграждению  отражается по дебету 90 «Продажи»  в корреспонденции с 68 «Расчеты  с бюджетом». НДС в части  задолженности комитенту за продукцию  и товар, оплаченный покупателями, отражается по дебету 76 в корреспонденции  с кредитом счета 68. После погашения  задолженности перед комитентом  начисленный НДС списывается  обратной проводкой. 

 

 Основной поставщик (комитент) учитывает продукцию, переданную  на комиссию, на сч.45 «Товары отгруженные»  в корреспонденции со счетами  43 «Готовая продукция» и 41 «Товары». Выручка от реализации товаров  и продукции, включающая НДС,  отражается в учете по мере  поступления извещения комиссионера  об отгрузке продукции покупателю. При этом стоимость реализованной  продукции списывается в дебет  сч.90 с кредита сч.45, а выручка  от реализации отражается по  дебету сч.62 и кредиту сч.90.

 

 Выручкой от реализации у  комитента является вся сумма,  поступившая от покупателя комиссионеру  по договору комиссии, независимо  от того, в каком виде установлено  комиссионное вознаграждение: твердой  суммы, процентов от сделки  или торговой наценки. Оплата  услуг посреднической организации  по сбыту продукции и товаров  учитывается в составе расходов  на продажу организации-комитента. 

 

 Сравнив с США счета бухгалтерского  учета, следует заметить, что в  США понятия забалансового учета нет. Товары, принятые на комиссию также отражаются двойной записью. Это приводит к тому, что в активе собственность фирмы увеличивается на стоимость предметов, ее не составляющих. Соответственно в пассиве американского баланса возникает кредиторская задолженность, которая таковой не является. Например, задолженность комитенту возникает только после продажи товаров, сданных на комиссию. В российской теории и практике, напротив, применяют двойную запись для учета того, что составляет собственность организации.

 

 Таким образом, учет продаж  продукции зависит от того  или иного вида договора, но  кроме этого, организации необходимо  определить рыночную цену, по  которой будет реализовываться  продукция. 

 

 Организации могут воспользоваться  для определения рыночной цены  одним из следующих методов:

 

1.Затратный метод. Рыночная  цена на соответствующий вид  продукции, работ, услуг формируется  как сумма произведенных затрат  и наценки. Суммы произведенных  затрат определяются исходя из  сложившейся практики учета отдельных  видов затрат на производство  конкретных наименований продукции  (работ, услуг). Наценка устанавливается  для получения прибыли в пределе,  обеспечивающем разумную и обычную  для соответствующего сегмента  рынка цену.

 

2. Метод цены последующей продажи.  Он предполагает исчисление рыночной  цены продукции, работ, услуг  путем исключения разумных затрат  при их приобретении из цены  последующей продажи (перепродажи)  с учетом наценки. Тем самым  признается, что рыночная цена  на продукт формируется на  соответствующем сегменте рынка  под влиянием спроса и предложения,  границы которых неопределенны. 

 

 Оба метода имеют свои  достоинства и недостатки. К недостаткам  следует отнести то, что законодательство  не конкретизирует понятия «разумные  затраты» и «разумная прибыль»  в соответствующих экономических  ситуациях. В условиях нестабильности  экономики границы, в пределах  которых формируются эти показатели, достаточно широки. Учитывая наличие  на рынке в такой период  случайных сделок и ограниченного  количества участников, размер указанных  показателей нельзя признать  репрезентативным.

 

 Поступление выручки по моменту  зачисления на расчетный счет  находит отражение в учете:

 

 Д-т сч.51 «Расчетный счет» К-т сч.90 «Продажи»/ субсчет «Выручка»

 

 Одновременно отражается сумма  НДС:

 

 Д-т сч.90 «Продажи»/ субсчет 3 «НДС»

 

 К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

 

 После этого списывается  учетная цена проданной продукции  с последующим доведением ее  через сумму отклонений до  фактической себестоимости. Рассмотрим  на примере методику расчета:

 

 Если отгруженная продукция  полностью оплачена, то фактическая  себестоимость ее отгрузки будет  совпадать с фактической себестоимостью  проданной продукции. Когда продукция  оплачена не полностью, сумма  отклонений на данный объем  продаж в учетной цене будет  исчислена путем умножения среднего  процента отклонений на указанный  объем продаж.

 

 Пример. Из 20000руб. объема продаж  оплачено 15000руб. Средний процент  отклонений -5,2% (экономия).

 

 Сумма отклонений на данный  объем продаж составит:

 

15000руб.* (- 5,2%)/100% = - 780руб. (экономия)

 

 Списание плановой себестоимости  проданной продукции на 15000руб.  отразится записью: 

 

 Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет2 «Себестоимость продаж»

 

 К-т сч.45 «Товары отгруженные»

 

 Сумму экономии – 780 руб.  следует отразить в учете методом  «красное сторно» аналогичной бухгалтерской записью. Таким образом, фактическая себестоимость составит 14200руб. (15000руб. – 780руб).

 

 По дебету счета 90 «Продажи»  показываются полная себестоимость  проданной продукции и сумма  НДС, а в кредите – продажная  стоимость, включая НДС.

 

 В конце каждого месяца  по счету 90 «Продажи» составляется  оборот по дебету субсчетов  90/2 «Себестоимость продаж» и 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы» с оборотом  по кредиту субсчета 90/1 «Выручка».  По результатам такого сопоставления  исчисляют финансовый результат:  если сумма оборота по кредиту  выше суммы по дебету, организация  имеет прибыль, в противном  случае – убыток.

 

 Заключительными оборотами  отчетного периода этот финансовый  результат списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на  счет 99 «Прибыли и убытки».

 

 При наличии прибыли делается  запись:

 

 Д-т сч. 90 / субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж»

 

 К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

 

 Если получен убыток, составляется  обратная запись. Заключительными  проводками декабря накопительные  суммы к счету 90 «Продажи» по  всем субсчетам (кроме субсчета 90/9 «Прибыли и убытки от продаж»)  закрываются внутренними записями  на субсчет 90/9.

 

 Исходя из финансового положения  на соответствующем рынке товаров  (работ, услуг) организация для  исчисления налогооблагаемой базы  может применять по операциям  продажи один из следующих  вариантов формирования выручки:

 

 по мере оплаты продукции  (работ, услуг);

 

 по дате отгрузки;

 

 учет по отгрузке, а для  целей налогообложения – по  мере оплаты.

 

 При применении первого варианта (по мере оплаты продукции)  формирование финансового результата  на счетах бухгалтерского учета  следующее. 

 

 Пример. 1. Продукция отгружена  покупателю (в оценке по фактической  себестоимости). Документы сданы  в банк на инкассо.

 

 Д-т сч.45 «Товары отгруженные»

 

 К-т сч.43 «Готовая продукция» - 10000руб.

 

2.Произведены поставщиком–грузоотправителем  различные расходы по отгрузке  продукции, не компенсируемые  покупателем:

 

 Д-т сч.44 «Расходы на продажу»

 

 К-т сч.10 «Материалы», 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 500руб.

 

3. Поступила на расчетный счет  сумма выручки от покупателя  за проданную ему продукцию  по рыночным ценам – 15000руб,  в том числе НДС – 2500руб.:

 

 Д-т сч.51 «Расчетный счет»

 

 К-т сч.90 «Продажи»/субсчет 1 «Выручка» Отражена в учете сумма налога на добавленную стоимость на проданную продукцию:

 

 

 Д-т сч.90 «Продажи»/ «НДС»

 

 К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» - 2500руб.

 

5. Списаны коммерческие расходы  на проданную продукцию:

 

 Д-т 90 «Продажи»/»Себестоимость продаж»

 

 К-т сч.44 «Расходы на продажу» - 500руб.

 

6. Списывается фактическая себестоимость  проданной продукции:

 

 Д-т сч.90 «Продажи»/»Себестоимость продаж»

 

 К-т сч.45 «Товары отгруженные» - 10000руб.

 

7. Исчислен финансовый результат  от продажи:

 

 Д-т сч.90 / субсчет 9 «Прибыль от продаж»

 

 К-т сч.99 «Прибыли и убытки» - 2000руб. (15000 – 2500 – 500 – 10000).

 

 Рассматриваемый вариант исчисления  выручки от продажи продукции,  работ, услуг был присущ затратной  экономике, хотя при определенных  хозяйственных условиях, что отмечалось  ранее, возможен и в современных  условиях. Отход от затратных  методов хозяйствования в условиях  продолжающейся инфляции не дает  оснований для отказа от применения  данного варианта.

 

Вместе с тем многие организации  при формировании своей учетной  политики исходят из целесообразности установления момента выручки от продажи продукции по дате ее отгрузки.Этот метод подобен методу учета по поставке, получившему широкое применение в странах с открытой экономикой. Содержание данного метода предполагает признание дохода в том периоде, в котором отгружается продукция или предоставляются услуги.

 

 В учете на договорную  стоимость отгруженной продукции  составляется запись:

Информация о работе Учет продажи продукции, работ, услуг