Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:56, реферат
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность. От величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного предприятием кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.
1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями.
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.2.3 Перспективы развития малого бизнеса.
1.2.4 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
1.3 Правовое регулирование и государственная поддержка развития деятельности малого предпринимательства в России.
2. Организация учета на малых предприятиях.
2.1 Организация деятельности субъекта малого предпринимательства (выбор вида деятельности, выбор организационно-правовой формы, разработка Устава предприятия, регистрация, постановка на учет в налоговые органы).
2.1.1 Регистрация субъектов малого предпринимательства
2.1.2 Постановка на налоговый учет субъектов малого предпринимательства
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
2.2.2 Разработка рабочего плана счетов.
2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
3.1 Налоговая политика государства в отношении деятельности малого предпринимательства.
3.2 Специальные налоговые режимы, используемые малыми предприятиями.
3.3 Упрощенная система налогообложения: условия применения , выбор объекта налогообложения и определение налогооблагаемой базы, случаи уплаты минимального налога. Право на уменьшение налоговой базы или суммы исчисленного единого налога и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) при упрощенной системе налогообложения.
3.4 Ведение Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
3.5 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться единый налог на вмененный доход, расчет налогооблагаемой ба
— Ведомость учета денежных средств и фондов — форма 3В-4; Ведомость учета расчетов и прочих операций форма 3 В-5;
— Ведомость учета реализации — форма № В-б (оплата);
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма 3 В-6 (отгрузка);
— Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
— Ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
— Ведомость (шахматная) форма № В-9.
Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.
В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
— единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных
операций на малом предприятии.
Если упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендуется малым предприятиям, использующим простой технологический процесс производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также имеющим незначительное количество хозяйственных операций — не более 100 в месяц, то малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем
Книга) по форме ЗЧ К- 1, которая предложена Типовыми рекомендациями.
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогу на доходы с физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме ЗГ2 В-8.
Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть протлнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя мало- го предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Началом записей является регистрация остатков (сальдо) на начало отчетного периода года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе З «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге в графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и. источников их приобретения. Предварительно документ должен обрабатываться бухгалтером с указанием проводки (корреспонденции счетов). Следует напомнить, что к учету принимаются только правильно оформленные документы.
В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство — дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По окончании месяца после отражения всех хозяйственных операций выявляется финансовый результат хозяйственной деятельности малого предприятия, для этого по данным дебета счета 20 «Основное производство» подсчитывается итог расходов (дебетовый оборот), направленных на изготовление продукции (работ, услуг), т. е. определяется фактическая себестоимость произведенной продукция. данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражением, соответственно, в графах Книги «Затраты на производство —кредит» и «Реализация — дебет», при этом в графе З Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции». Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация — кредит», и оборотом по графе «Реализация дебет».
Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой: в графе З делается запись «Финансовый результат за месяц»; в графах «Сумма», «Реализация — дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование — кредит» или «Реализация — кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование дебет» показывается сумма финансового результата за месяц. По окончании месяца в книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов. Они должны быть равны не только между собой, но и итогу по графе 4 «Сумма».
Заключительный этап работы бухгалтера состоит в выведении сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
— Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В- 1;
— Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
— Ведомость учета затрат на производство — форма № В-З;
— Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
— Ведомость учета реализации — форма В-6 (оплата);
Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (от грузка);
— Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-.7; Ведомость учета оплаты труда форма№ В-8;
Ведомость (шахматная) форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых бы ли произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме ]Ч В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).
Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационньих отчислений (В-1)
Ведомость по форме В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).
данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца.
Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается.
Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом.
данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам ЗГ В-З «Ведомость учета затрат на производство» и В4 «Ведомость учета денежных средств и фондов».
При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы 3Г ОС-б «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 ((Основные средства» в ведомости по форме З{2 В-1.
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (В-2)
Ведомость по форме 3Ч2 В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 ((Материалы» и 41 «Товары», а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 (<Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»).
Ведомость открывается на месяц и ведется материально- ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей.
Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.
При наличии на предприятии двух и более материально-ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме 3’Го В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме ЗГ2 В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию.
Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме № В-2, соответственно, в ведомости по формам ЗГ В-З «Учет затрат на производство» или З4Ъ В-б «Учет реализации». Обособленно от товарно-материальных ценностей в ведомости отражается отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.
Ведомость учета затрат на производство (В-З) Ведомость по форме 3( В-З применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых, со ответственно, на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме № В-З.
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).
По дебету счета 20 «Основное производство» собираются затраты с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в ведомостях (В2, В-4, В-5 и др.), а также непосредственно из отдельных первичных документов.
В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11-сторно по строке «Всего затрат на управление (накладные расходы)» и черным по строкам (объектам) учета затрат про изведенной продукции (работ, услуг).
При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 90 «Продажи» с отражением в графе 16 «Реализовано».