Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:56, реферат
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность. От величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного предприятием кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.
1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями.
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.2.3 Перспективы развития малого бизнеса.
1.2.4 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
1.3 Правовое регулирование и государственная поддержка развития деятельности малого предпринимательства в России.
2. Организация учета на малых предприятиях.
2.1 Организация деятельности субъекта малого предпринимательства (выбор вида деятельности, выбор организационно-правовой формы, разработка Устава предприятия, регистрация, постановка на учет в налоговые органы).
2.1.1 Регистрация субъектов малого предпринимательства
2.1.2 Постановка на налоговый учет субъектов малого предпринимательства
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
2.2.2 Разработка рабочего плана счетов.
2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
3.1 Налоговая политика государства в отношении деятельности малого предпринимательства.
3.2 Специальные налоговые режимы, используемые малыми предприятиями.
3.3 Упрощенная система налогообложения: условия применения , выбор объекта налогообложения и определение налогооблагаемой базы, случаи уплаты минимального налога. Право на уменьшение налоговой базы или суммы исчисленного единого налога и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) при упрощенной системе налогообложения.
3.4 Ведение Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
3.5 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться единый налог на вмененный доход, расчет налогооблагаемой ба
• сведения о представительствах, филиалах (наименование, код, адрес).
Сведения, включаемые налогоплательщиком в заявление о постановке на учет юридического лица по месту его нахождения и в приложениях к нему, представляют собой налоговую тайну. В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Статьей 35 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия их должностных лиц. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета или соответствующего внебюджетного фонда.
Постановкой на учет в налоговых органы занимаются специалисты (ведущие, главные специалисты, старшие госналогинспекторы) — сотрудники отделов организации учета налогоплательщиков. Порядок документооборота при постановке налогоплательщика на учет регламентируется внутриведомственной инструкцией, предназначенной только для служебного пользования.
Прием заявлений осуществляют три-четыре сотрудника налоговой инспекции ежедневно по 4 часа в день. В зависимости от числа поданных заявлений регистрируется до 30-40 организаций в день.
В подтверждение регистрации налогоплательщика предприятию выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ. В свидетельстве указывается:
• полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами,
• адрес места нахождения в соответствии с учредительными документами,
• сведения о регистрации (вид документа, реквизиты документа, наименование органа, выдавшего документ о регистрации).
Свидетельство подтверждает:
• постановку на учет юридического лица с указанием даты постановки на учет,
• наименование налоговой инспекции и ее код,
• присвоение ИНН и кода причины постановки на учет.
Свидетельство датируется и подписывается руководителем государственной налоговой инспекции и скрепляется печатью.
Бланки свидетельства о постановке на учет в налоговом органе включают голографическую марку с изображением Государственного герба Российской Федерации и являются бланками строгой отчетности. Заполнение бланка свидетельства производится автоматически, при внесении данных о налогоплательщике в Госреестр. Свидетельство оформляется в течение 5 дней с момента подачи заявления и предоставления необходимого пакета документов. Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и подлежит замене в случае изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи, утери. Свидетельство выдается руководителю предприятия (или его уполномоченному представителю) под роспись и с занесением информации о выдаче свидетельства в специальный журнал.
С учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 09 июля 1999 г. Т 1 54-Ф3, банки открывают счета организациям только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организаций в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня их открытия. Предоставление в банк справок об уведомлении налоговых органов о намерении открыть счет не требуется.
В случае отсутствия печати организации (печать изготавливается и регистрируется в городском реестре печатей) или недооформления учредительных и иных документов постановка на учет производится на основании только заявления о постановке на учет. При этом организации выдается письмо — уведомление о постановке на учет в налоговом органе и необходимости представления полного пакета документов к определенной дате (срок — более 10 дней с даты государственной регистрации). В отличие от Свидетельства в Уведомлении о постановке на учет в налоговом органе не указываются сведения о регистрации (вид документа, реквизиты документа, наименование органа, выдавшего документ о регистрации).
Уведомление не может быть основанием для открытия банковского счета и применяется в предусмотренных законодательством случаях только при наличии Свидетельства о постановке на учет либо его заверенной копии.
По мнению представителей налоговых органов, процедура постановки на учет не влечет каких-либо трудностей для налогоплательщиков. Однако в регионах отмечаются следующие проблемы:
Порядок и сроки изготовления печати часто затрудняют для налогоплательщиков — организаций возможность постановки на налоговый учет без нарушения сроков постановки на учет и применения налоговых санкций.
График работы органов статистики и сроки выдачи письма о присвоении кодов статистики затрудняют для налогоплательщиков - организаций возможность представления в налоговый орган одновременно с заявлением о постановке на учет полного комплекта учредительных документов.
После постановки на учет организаций уполномоченными юридическими или физическими лицами, действующими на основании доверенности, выявляются случаи регистрации организаций на фиктивных учредите- лей по недействующим паспортам (физические лица) или учредителями (юридическими лицами), фактически не осуществляющими деятельность, а существующими только “на бумаге” и уклоняющимися от представления отчетности в налоговые органы. Руководителями таких организаций также назначаются фиктивные лица.
• Регистрация по одному адресу нескольких юридических лиц, либо регистрация по вообще не существующим адресам.
• действующее законодательство не предусматривает хранение в регистрирующем органе подлинных экземпляров Устава и других учреди- тельных документов, что на практике приводит к тому, что в случае подмены документов (решений собрание учредителей, приказов и т.п.) невозможно установить подлинные образцы подписей учредителей и должностных лиц.
• При регистрации юридического лица его учредителям необходимо представлять справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам в бюджет у ранее созданных ими предприятий и организаций.
• Необходимо законодательно закрепить за органами, осуществляющими государственную регистрацию, обязанность направлять в налоговые органы комплект учредительных документов с целью упрощения поиска организаций в случае уклонения от постановки на налоговый учет.
• В настоящее время участились случаи регистрации фирм “однодневок” по подложным документам (утерянным, украденным паспортам). В связи с этим назрела необходимость при регистрации юридических лиц проводить проверку паспортных данных учредителей по данным паспортно-визовой службы ГУВД и базе утраченных документов и лиц, объявленных в федеральный розыск, которая должна быть закреплена законодательно.
• действующим законодательством предусмотрены сроки приведения организациями своих учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ. Но законодательством никаких мер ответственности учредителей или должностных лиц организаций за невыполнение требований, предъявленных к перерегистрации, не предусмотрено. На практике регистрирующие органы ни разу не воспользовались своим правом предъявления требований о ликвидации таких организаций в судебном порядке.
• Остро стоит проблема работы с организациями, длительное время не представляющими отчетность.
• Многочисленные случаи регистрации организаций на подставных лиц, как на начальной стадии образования юридического лица, так и путем перерегистрации учредительных документов по истечении определенного периода времени, когда размер задолженности предприятия перед бюджетом всех уровней превышает возможности по ее погашению.
Представители налоговых органов считают необходимым ужесточение процесса регистрации за счет:
• проверки достоверности паспортных данных, идентичности подписей с целью исключения регистрации по утерянным паспортам,
• представлением учредителями (юридическими лицами) справки из налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней,
• четкого определения места нахождения юридического лица как помещения, имеющего конкретный адрес, по которому размещается постоянно действующий орган управления юридического лица или осуществляется основная деятельность; в качестве такового должен быть указан адрес только одного помещения; данное помещение не может быть жилым; на регистрирующий орган должен быть возложен контроль за качеством и достоверностью представляемых документов.
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово- хозяйственной) деятельности.
Основные требования к учетной политике изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
При формировании учетной политики предприятие малого бизнеса должно соблюдать основные требования и допущения.
Согласно п.6 ПБУ 1/2008 ее требования сводятся к следующим: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП; осмотрительность - не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.
Основные допущения при формировании учетной политики:
- имущественная обособленность – активы и обязательства малого предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и от активов и обязательств других организаций.
- непрерывность деятельности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.
- последовательность применения учетной политики – принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, изменения ее возможны в некоторых случаях.
- временная определенность фактов хозяйственной деятельности - факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от их фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Учетную политику формируют независимо от организационно-правовых форм. Если организация существует не первый год, в том положении об учетной политике, представляемом вместе с годовой отчетностью в налоговые органы, раскрываются только случаи применения новых способов учета.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
· существенного изменения условий деятельности малого предприятия (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).
Изменения учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Согласно п. 17 ПБУ 1/2008 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и приятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения малого предприятия, финансовых результатов его деятельности и движения денежных средств.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым для формирования учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов, оценке производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, а также другие способы.
Учетная политика в целях налогообложения малого предприятия ведется в соответствии с требованиями гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Налоговый учет характеризуется отсутствием двойной записи и регулированием учета и вида разрешенных операций. Однако НК РФ предоставляет предприятиям малого бизнеса возможности выбора тех или иных методов учета, в связи с чем возникла необходимость разработки в приказе по учетной политике отдельных разделов в целях налогового учета.
Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером малого предприятия в срок не позднее 90 дней со дня его государственной регистрации. Принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя организации не позднее 1 января нового финансового года.
Принятая организацией учетная политика утверждается руководителем малого предприятия:
- отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета;
- одним приказом, в котором первый раздел – учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй – для целей налогообложения.
- в форме объединенной учетной политики.
Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер организации. На руководителя малого предприятия возложена обязанность по утверждению сформированной учетной политики.