Учет на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:56, реферат

Описание работы

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность. От величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного предприятием кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.

Содержание

1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями.
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.2.3 Перспективы развития малого бизнеса.
1.2.4 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
1.3 Правовое регулирование и государственная поддержка развития деятельности малого предпринимательства в России.
2. Организация учета на малых предприятиях.
2.1 Организация деятельности субъекта малого предпринимательства (выбор вида деятельности, выбор организационно-правовой формы, разработка Устава предприятия, регистрация, постановка на учет в налоговые органы).
2.1.1 Регистрация субъектов малого предпринимательства
2.1.2 Постановка на налоговый учет субъектов малого предпринимательства
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
2.2.2 Разработка рабочего плана счетов.
2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
3.1 Налоговая политика государства в отношении деятельности малого предпринимательства.
3.2 Специальные налоговые режимы, используемые малыми предприятиями.
3.3 Упрощенная система налогообложения: условия применения , выбор объекта налогообложения и определение налогооблагаемой базы, случаи уплаты минимального налога. Право на уменьшение налоговой базы или суммы исчисленного единого налога и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) при упрощенной системе налогообложения.
3.4 Ведение Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
3.5 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться единый налог на вмененный доход, расчет налогооблагаемой ба

Работа содержит 1 файл

Учет на предприятиях малого бизнеса 2.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

Учет готовой продукции и товаров, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета, соответственно, на счетах 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», ведется на счете 41 «Товары».

Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшем их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости.

Малое предприятие, имеющее финансовые вложения, использует для их учета счет 58 «финансовые вложения». При этом в аналитическом учете отдельно учитываются вложения, имеющие долгосрочный (свыше одного года) и краткосрочный (до одного года включительно) характер. Учет ссуд банка, заемных и целевых средств, отражаемых в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и 86 «Целевое финансирование», ведется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по кредитам и займам» по их видам и срокам получения. Погашение полученных кредитов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 66 «Расчеты по кредитам и займам» и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.).

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подогчетными лица ми», 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», осуществляется на счете 90 «Продажи».

Финансовые результаты и их использование, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», могут учитываться непосредствен но на счете 99 «Прибыли и Убытки» с открытием отдельного субсчета «Использование прибыли».

При учете операций по определению прибыли и ее использованию следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре бухгалтерского учета развернуто:

по кредиту счета показываются нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета ее использование.

По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли, полученная сумма перечисляется на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». И в бухгалтерской отчетности отражается нераспределенная сумма прибыли отчетного года или непокрытый убыток от четного года.

 

2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

 

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

 

2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Различные формы юридических лиц во многом отличаются друг от друга. Поэтому перед учредителями малых предприятий, как правило, возникает весьма нелегкая для решения задача — выбрать именно ту форму предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

В соответствии со ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. К2 88- «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002

под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 человек; в строительстве 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности —50 человек.

Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее — Типовые рекомендации), утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. 3Г 64н.

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с

Федеральным законом «0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами

законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. Х 129-Ф3 «0 бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2003 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. Ю 34н (с изменениями и дополнениями от 24.03.2000 г.), положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

 

2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

 

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. Х271а <Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, мало-ценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражения, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

 

2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи (п. 7 Типовых рекомендаций). Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом согласно п. 4 Типовых рекомендаций утверждаются:

— рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Малому предприятию рекомендуется в зависимости от объема и вида деятельности использовать следующие формы ведения бухгалтерского учета:

1) по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:

— в регистрах бухгалтерского учета имущества — ведомостях форм № В-1-В-9;

— в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

— в книге учета доходов и расходов.

Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи. Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу. При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:

— Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма К В-1;

— Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма К В-2;

— Ведомость учета затрат на производство — форма№ В-З;

Информация о работе Учет на предприятиях малого бизнеса