Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:56, реферат
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность. От величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного предприятием кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.
1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями.
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.2.3 Перспективы развития малого бизнеса.
1.2.4 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
1.3 Правовое регулирование и государственная поддержка развития деятельности малого предпринимательства в России.
2. Организация учета на малых предприятиях.
2.1 Организация деятельности субъекта малого предпринимательства (выбор вида деятельности, выбор организационно-правовой формы, разработка Устава предприятия, регистрация, постановка на учет в налоговые органы).
2.1.1 Регистрация субъектов малого предпринимательства
2.1.2 Постановка на налоговый учет субъектов малого предпринимательства
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
2.2.2 Разработка рабочего плана счетов.
2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
3.1 Налоговая политика государства в отношении деятельности малого предпринимательства.
3.2 Специальные налоговые режимы, используемые малыми предприятиями.
3.3 Упрощенная система налогообложения: условия применения , выбор объекта налогообложения и определение налогооблагаемой базы, случаи уплаты минимального налога. Право на уменьшение налоговой базы или суммы исчисленного единого налога и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) при упрощенной системе налогообложения.
3.4 Ведение Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
3.5 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться единый налог на вмененный доход, расчет налогооблагаемой ба
УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями.
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.2.3 Перспективы развития малого бизнеса.
1.2.4 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
1.3 Правовое регулирование и государственная поддержка развития деятельности малого предпринимательства в России.
2. Организация учета на малых предприятиях.
2.1 Организация деятельности субъекта малого предпринимательства (выбор вида деятельности, выбор организационно-правовой формы, разработка Устава предприятия, регистрация, постановка на учет в налоговые органы).
2.1.1 Регистрация субъектов малого предпринимательства
2.1.2 Постановка на налоговый учет субъектов малого предпринимательства
2.2 Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.
2.2.1 Разработка учетной политики малого предприятия.
2.2.2 Разработка рабочего плана счетов.
2.3 Формы бухгалтерского учета, рекомендуемые субъектам малого бизнеса. Упрощенная форма бухгалтерского учета и форма с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
2.3.1 Общие положения, особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.2 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
2.3.3 Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
2.3.4 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии
3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
3.1 Налоговая политика государства в отношении деятельности малого предпринимательства.
3.2 Специальные налоговые режимы, используемые малыми предприятиями.
3.3 Упрощенная система налогообложения: условия применения , выбор объекта налогообложения и определение налогооблагаемой базы, случаи уплаты минимального налога. Право на уменьшение налоговой базы или суммы исчисленного единого налога и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу) при упрощенной системе налогообложения.
3.4 Ведение Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
3.5 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может вводиться единый налог на вмененный доход, расчет налогооблагаемой базы (вмененного дохода) и суммы налога. Случаи уменьшения суммы исчисленного единого налога и сроки его уплаты.
1. Малый бизнес как сектор экономики России
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.
Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность. От величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного предприятием кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:
- объективность;
- дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
- простота в понимании и использовании;
- минимизация количества критериев (их не должно быть больше трех);
- стабильность критериев.
Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) численность работников:
• микропредприятия - не более чем 15 человек;
• малые предприятия - до 100 человек;
• средние предприятия - от 101 до 250 человек.
3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
4) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
• микропредприятия - 60 млн, руб.;
• малые предприятия - 400 млн, руб.;
• средние предприятия - 1000 млн. руб.
Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. ЗЧ 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Комментарии к статье
(30.07.2008) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 г. Москва “О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 микропредприятиями признаются компании с годовой выручкой не превышающей 60 миллионов рублей, малыми - 400 миллионов рублей, средними 1 миллиард рублей. Сразу поясним: это постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
В то же время напомним, что в Федеральном законе “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” уже прописаны рамочные критерии для отнесения предприятий к малым.
Помимо годовой выручки, параметром является численность работников. В соответствии с законом число сотрудников микропредприятия не должно превышать 15 человек, малого 100 человек, среднего 250 человек. “Эта градация, представленная правительством, соответствует современным мировым показателям’1, - говорит Андрей Шубин, юрисконсульт “ОПОРЫ России”.
В первую очередь законодательное установление второго критерия отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу позволит начать осуществлять реальную государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, считают эксперты. Теперь появляется возможность адресной поддержки предпринимателей.
Хотя некоторые детали настораживают. Правительство установило вполне приемлемые критерии квалификации бизнеса на микро-, мала и средний, хотя планки годовой выручки, установленные в качестве критерия, прежде всего для микро- и малых предприятий, несколько завышены, заявил информагентству “Росфинком” директор департамента стратегического анализа компании “ФБК” Игорь Николаев. Эксперт уточнил, что оборот в 400 миллионов рублей в год может обеспечить только “хорошее” малое предприятие. Но е учетом набирающей темпы инфляции сегодня эта планка завышена, а завтра она окажется заниженной. Через пару лет заявленные критерии скорее всего будут соответствовать тому, что есть в действительности.
Все годы развития малого и среднего бизнеса в стране существует потребность в его квалификации, говорит Игорь Николаев. Это стало необходимым и на фоне разговоров о сокращении контрольно-надзорной работы государства в сфере малых предприятий. Четкие критерии оценки бизнеса малых форм также позволяют определиться с выбором той или иной системы налогообложения. Ведь малые предприятия могут работать как в рамках упрощенной системы, так и н общем порядке.
Эксперт обратил внимание на то, что “при большом желании” бизнес может обойти любые нормы, установленные властью. “Другое дело, не вышло бы это себе дороже”, - сказал он. Сейчас многие перестраховываются, чтобы вообще не потерять свой бизнес, поэтому если и будут происходить какие-то ошибки и нарушения в изменении параметров бизнеса, то это не станет распространенной практикой. “Бизнес, как правило, с настороженностью относится ко всем нововведениям, поэтому он лучше перестрахуется”, - заявил Игорь Николаев.
Принятие этого постановления стало не единственным шагом навстречу малому бизнесу. Также снижается риск злоупотреблений при отнесении предпринимателя к малому и среднему в свете принятия очень важного Закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерация”, который предусматривает предоставление именно субъектам малого и среднего предпринимательства права на преимущественное право выкупа занимаемых помещений, утверждает эксперт «ОПОРЫ».
1.2 Роль малого предпринимательства в экономическом развитии страны. Особенности малых предприятий, определяющие их жизнеспособность наряду со средними и крупными предприятиями
1.2.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
Малое предпринимательство — с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.