Учет материально- производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучить организацию бухгалтерского учета материально- производственных запасов и провести их анализ, сделать выводы и разработать пути улучшения организации бухгалтерского учета материальных ценностей.

Исходя, из выше поставленной цели вытекают следующие задачи:

Изучить документальное оформление поступление и расхода материально- производственных запасов;

Изучить организацию складского учета на предприятии;

Изучить организацию синтетического и аналитического учета материально- производственных запасов;

Рассмотреть порядок проведения инвентаризации материалов и отражение ее результатов в учете.

Провести анализ использования материально- производственных запасов.

Работа содержит 1 файл

Диплом материалы.doc Искра.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

       ЗАО «Искра» ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Введение новых субсчетов отражается в учетной политике.

       Инвентаризация  на предприятии проводится ежегодно согласно, Положения по срокам их проведения перед составлением годового отчета, при смене материально- ответственного лица.

       К основным средствам относят материальные активы, которыми предприятие владеет с целью использования их в процессе производства или снабжения товаров и услуг, предоставления в аренду другим лицам или для осуществления административных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых превышает один год (или операционный цикл, если он не превышает год).

       Амортизация основных средств осуществляется линейным способом исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации.

       Нематериальными активами признаются приобретенные  и (или) созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

       Амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется линейным методом.

       При отпуске материально-производственных запасов в производство  и ином выбытии используется метод оценки – по средней себестоимости.

       Прямые  расходы, непосредственно связанные  с производством продукции, выполнением  работ и  оказанием услуг учитывается на соответствующих субсчетах счетов 20,25.

       В течение отчетного периода  готовая  продукция оценивается по плановой себестоимости с доведением ее в  конце года до фактической. Разница  между плановой и фактической  себестоимостью корректируется в Бухгалтерской справке.

       Фактические  затраты на ремонт основных производственных фондов включаются в себестоимость  продукции по мере производства ремонта.

       Порядок распределения прямых расходов на остатки  незавершенного производства- Сумма  прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь.

       Выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется по отгрузке.

      В заключение можно отметить, что настоящая  учетная политика разработана удачно и отвечает требованиям действующих  нормативных актов и применяемых  к исполнению в 2009 году  и обеспечивает  методическое, технологическое и  организационное единство учетного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3.  Учет материально – производственных запасов на предприятия  ЗАО «Искра» Ишимского района

       3.1.  Документальное оформление прихода и расхода материально – производственных запасов 

    Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:

    Доверенность (формы № М-2) применяются для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по счету, договору, заказу, соглашению (Приложение 3).

    Доверенность  на предприятии ЗАО «Искра» оформляется  в одном экземпляре в бухгалтерии  и выдается под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и  прошнурованном журнале учета  выданных доверенностей. Выдача  доверенностей лицам, не работающим на предприятии, не допускается. Доверенность заполняется полностью на срок до 15 дней. В ней указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке  материалов экспедитор производит количественную, но и качественную приемку. Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Заведующий складом подписывает накладную, прилагаемую к счету- фактуре продавца.

    Приходный ордер (форма № М-4) применяется  для учета материалов, поступающих  от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад. Приходный ордер  выписывается на фактически принятое количество ценностей ( Приложение 4).

    Акт о приемке материалов (форма №  М-7) применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

    Отпуск  материалов на предприятии ЗАО «Искра» оформляется следующими документами:

    Требование - накладная (форма № М-11) применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между  структурными подразделениями или  материально ответственными лицами (Приложение 5).

    Требования-накладные  выписывается  получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в складе, второй, с распиской получателя,- у кладовщика. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей,  а второй - принимающему складу для оприходования ценностей. Накладную подписывают и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

    Накладная на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15) применяется для учета  отпуска материальных ценностей  организациям, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

    На  предприятии ЗАО «Искра» вместо накладной на отпуск материалов на сторону применяется  товарная накладная (№ ТОРГ-12),   она применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации (Приложение 6).

    Карточка  учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции (Приложение 7).

     На  каждый номенклатурный номер открывают  отдельную карточку, записывают в ней номер склада, наименование материала, марку, единицу измерения, номенклатурный номер. Кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Первичные документы после записи их данных в карточки складского учета передают в бухгалтерию. Проверку записи операций и выведенных кладовщиком остатков  по каждой операции работник бухгалтерии подтверждает своей подписью по соответствующей строке карточки складского учета.

    Личная  карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты - применяется для учета спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты  выданных под расписку работнику для длительного пользования.

    Кроме унифицированных форм первичной  документации на предприятии ЗАО  «Искра» используются следующие  документы  неунифицированных форм учета товарно - материальных ценностей:

    Акт на списание ГСМ (№МПЗ-81) применяется  для оформления списания ГСМ в  производство (Приложение 8).

    Акт на списание материалов (№МПЗ-85) применяется  для оформления сведений о фактическом списании материалов в производство при выполнении работ (Приложение 9).

    Акт на списание материалов составляется в двух экземплярах, подписывается  материально-ответственным лицом, утверждается руководителем организации или  лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта  передается в бухгалтерию, второй - остается у материально-ответственного лица. Бухгалтер проверяет правильность заполнения акта, наличие всех подписей членов комиссии, после обработки всех первичных документов ,акты подшиваются  и хранятся 5 лет в архиве предприятия.

       Акт закупки у физического лица (№МПЗ-102) применяется для оформления приобретения материально-производственных  запасов  у физических лиц.

    Неунифицированные формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций в бухгалтерском учете организации, содержат следующие  обязательные реквизиты:

    - наименование документа;

    - дату составления документа;

    - наименование организации, от  имени которой составлен документ;

    - содержание хозяйственной операции;

    - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

    - наименование должностей лиц,  ответственных за совершение  хозяйственной   операции и  правильность ее оформления;           

      - личные подписи указанных лиц.

    Оформленные первичные документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия. Все первичные документы подвергаются таксировке с помощью вычислительной техники. На первых экземплярах первичных документов бухгалтерией проставляются учетные шифры видов операций, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах  №МПЗ-85. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается  материально ответственным лицом, утверждается руководителем предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. В конце месяца  подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости по каждому складу отдельно  в натуральном и денежном выражении  отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Выведенные в ведомости остатки материалов в денежном выражении сопоставляются по каждой группе материалов или по каждому синтетическому счету с аналогичными данными, приведенными в оборотных ведомостях группового синтетического учета.(Приложение 12) Тождество указанных данных служит подтверждением правильности ведения складом аналитического учета материалов. Составление отчетности о наличии и движении материалов целесообразно проводить по данным карточек складского учета. В  конце месяца материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках  материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.

    По  истечении каждого месяца  по  данным расходных документов    составляют ведомость по корреспондирующим  счетам.  Для получения обобщенных данных по счетам производственных запасов по каждому из них  составляют  машинограммы – оборотные  ведомости по складам , ведомость  наличия материалов, в разрезе групп (Приложение 10); их данные сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и субсчетам (Приложение 13) , после сверки переносят в машинограмму – Главную книгу. 
 
 

    3.2.  Организация  складского учета  материалов на предприятии ЗАО  «Искра» 

       На  складе предприятия ЗАО «Искра»  ведется только количественно –  сортовой учет движения материалов и осуществляется в карточках  складского учета материалов. Карточки открывает бухгалтерия предприятия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

       По  мере поступления материалов на склад  кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке складского учета материалов.

       На  основании расходных документов в карточке регистрируется расход материалов.

       В карточке после каждой записи выводится  остаток.

       Первичные документы после записи их данных в карточки складского учета передают в бухгалтерию.

       В конце месяца  подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и  расходе каждого вида материалов заносятся в оборотные ведомости  по каждому складу отдельно  в  натуральном и денежном выражении  отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Выведенные в ведомости остатки материалов в денежном выражении сопоставляются по каждой группе материалов или по каждому синтетическому счету с аналогичными данными, приведенными в оборотных ведомостях группового синтетического учета. Тождественно указанных данных служит подтверждением правильности ведения складом аналитического учета материалов. Составление отчетности о наличии и движении материалов проводится по данным карточек складского учета. В  конце месяца материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию (Приложение 13). В отчетах содержатся сведения об остатках  материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.  
 
 
 
 

Информация о работе Учет материально- производственных запасов