Учет кассовых операций на примере ООО «Нива»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являлось изучение теоретических особенностей регулирования наличного денежного обращения и учета кассовых операций на предприятии, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию учета кассовых операций на примере производственно-экономических особенностей конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Сущность кассовых операций и задачи их учета……………………..…6
1.1. Организация кассовых операций задачи их учета……………………6
1.2. Документальное оформление кассовых операций………………..…16
1.3. Ответственность за несоблюдение правил ведения кассовых операций и осуществление налично-денежных расчетов ……………………….22
2. Учет кассовых операций …………………………………………………26
2.1. Учет поступления денежных средств…………………………………26
2.2. Учет списания денежных средств……………………………………..30
2.3. Инвентаризация…………………………………………...……………37
3. Совершенствование учета кассовых операций……………………..….43
• Должностная инструкция кассиру;
• заключение договора на инкассацию и доставку наличных денежных средств с обслуживающим банком;
• внедрение пластиковых карт на предприятие для выдачи заработной платы своим сотрудникам;
• внедрение новой бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия (версия 8,0).
• Контроль за наличностью

Список использованной литературы…………………………………………54

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 108.67 Кб (Скачать)

      - полнота и правильность оприходования  денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы  в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными кассовой книги;

     - полнота и своевременность оприходования  наличных денег, сданных по    приходным    кассовым   ордерам;

     - соблюдение лимита остатка наличных  денег в кассе в течение  отчетного   года.

     Отдельные проверки кассовых операций и наличия  денежных средств могут   производиться:

     - учредителями предприятий, вышестоящими  организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

     - учреждениями банков, которые обязаны  систематически проверять соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций.

     - органами внутренних дел в  пределах своей компетенции, - проверки технической укрепленности  касс и кассовых пунктов,        обеспечения   условий   сохранности   денег   и   ценностей   на предприятиях.

     Кроме того, при проведении инвентаризации наличных денежных средств проводится сплошная проверка состояния расчетов с   материально ответственными лицами по выданным подотчетным суммам.  Проверяется правомерность выдачи подотчетных сумм (лицам,   с  которыми   заключены   договоры   о  полной   материальной ответственности, а также лицам, направляемым в служебные или производственные командировки), правильность определения сумм, выдаваемых под отчет  (на  хозяйственные нужды - в соответствии с нормами, установленными отдельным распорядительным документом руководителя организации,  на приобретение имущества - в пределах действительной потребности, при служебных командировках - в соответствии с проведенным расчетом), своевременность погашения подотчетных сумм (представления авансового отчета и сдачи неиспользованного остатка).

     Также целесообразно проверить соблюдение требований Правил ведения кассовых операций в части обеспечения  сохранности денежных средств   при   их   транспортировке   и   хранении.

     Для   оформления   инвентаризации   применяют   формы   первичной   учетной   документации,  к  ним  относятся:

  • ИНВ – 15  «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;
  • ИНВ – 16  «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»;
  • КМ – 9   «Акт  о  проверке  наличных  денежных   средств   кассы».

     Результаты  инвентаризации в  ООО  «Нива»  оформляется   Актом  инвентаризации    наличных  денежных  средств.      Эта же форма акта применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек)   и   других),   находящихся   в   кассе   организации.

     Результаты  инвентаризации    оформляются  актом  в  двух             экземплярах и подписываются  всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в            бухгалтерию   организации,   второй   -  остается  у  материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется          в  трех  экземплярах.  Один  экземпляр  передается  материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному   лицу,   принявшему   ценности,   и   третий    -   в   бухгалтерию.

     Во  время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей  и документов не производятся.

     В организации могут также проводиться  внезапные ревизии кассы. Такая   ревизия    возможна:

     - по инициативе руководителя организации;

     - по требованию налоговой инспекции.

     Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная          приказом руководителя.  Если  ревизию проводят по требованию           налоговой  инспекции,  в  состав   комиссии   включают   ее   сотрудника (проверяющего).

      Ревизия проводятся в сроки, установленные  руководителем предприятия, а также  при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток  денежной наличности в кассе сверяется с    данными    учета   по   кассовой   книге.

     При   обнаружении  ревизией   недостачи   или   излишка   ценностей в   кассе  в   акте   указывается   их   сумма   и   обстоятельства   возникновения.

     Результаты   ревизии   отражаются  в  акте  о  проверке  наличных   денежных  средств   кассы  (форма  №  КМ – 9).

     Разновидностью   инвентаризации  кассы   можно  назвать   ежедневную   сверку   данных   фактического   наличия   денежных   средств   и   данных   учета,   проводимую   самим   бухгалтером – кассиром.  Сверку   целесообразно   осуществлять   до   выведения   итогов   по   кассовой   книге.

     Отражение инвентаризации денежных средств оформляются  следующими  бухгалтерскими проводками:

  1. Обнаружены излишки денежных средств:

               Дебет    50 « Касса », 

               Кредит  91« Прочие  доходы  и   расходы », 

                                  субсчет  1 «Прочие   доходы»; 

  1. Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются с   кассиров:

        Списание   недостающих   денег   в  кассе:

               Дебет    94  « Недостачи   и потери   от   порчи   ценностей », 

               Кредит  50 «Касса»;

     Предъявление   иска   кассиру:

               Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом  по прочим операциям»    

                     субсчет 2 «Расчетов по возмещению  материального ущерба», 

               Кредит  94  « Недостач и потерь  от порчи ценностей »;

  1. По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются записи:

              Дебет   50 «Касса», 

                           51 «Расчетный   счет», 

                           70 «Расчеты  с   персоналом  по  оплате  труда»,

          Кредит счета 73 «Расчетов с  персоналом по прочим операциям»

                  субсчет 2 «Расчетов по возмещению  материального ущерба».

     Последний   раз   инвентаризация  в  ООО  «Нива»  проводилась   перед   составлением   годовой   бухгалтерской   отчетности   по   состоянию   на   1 января   2011  года    по    инициативе   руководителя.    Инвентаризацию    проводила   комиссия,   назначенная    приказом   руководителя    №     12      от    01.01.2011  года

     В   состав   комиссии   были   включены    представители   администрации   предприятия,   работники   бухгалтерии.

     Перед   началом   инвентаризации   кассир    дал   расписку   в   том,   что   все   поступившие   деньги   и    ценности    оприходованы,   выбывшие – списаны   в   расход.    Расходные   и   приходные   документы   на   денежные   средства      сданы   в   бухгалтерию.

     Во  время   ревизии   никакие   операции,  связанные   с   приемом   или   выдачей   ценностей   из   кассы,   не   проводились.

     При   проведении   инвентаризации    комиссия   проверила   достоверность   бухгалтерского   учета    и   фактическое   наличие   денежных   средств,   ценностей   и   документов,   находящихся   в   кассе. 

     При подсчете фактического наличия денежных знаков и других    ценностей в кассе принимались к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производилась   по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения   и    материально-ответственным    лицам.

     Остаток денежной наличности в кассе сверялся с данными учета по кассовой книге.

     Результат   инвентаризации   были    оформлен   актом (Приложение 7).  Недостачи или излишка ценностей в кассе комиссией   не  обнаружено,   что   и   отражено   в   акте.

     Акт   инвентаризации  был  составлен   в  2-х экземплярах: один остался       в    делах    бухгалтерии,     другой – у     кассира. В   акте   комиссия   указала,   сколько   наличных   денег   находилось   в   кассе   в   момент   проверки. Акт   подписали   все   члены   комиссии   и   кассир.

Акт    должен    храниться   в   архиве   организации  5  лет. 
 
 
 

    3.Совершенствование  учета кассовых  операций 

   По  результатам построения и анализа  системы бухгалтерского учета на предприятии ООО «Нева» можно  сделать выводы о существующих преимуществах  и недостатках системы учета  кассовых операций.

   Учет  осуществляет кассир, что позволяет  оградить главного бухгалтера от дополнительных обязанностей по ведению кассы, что  положительно отражается на ведении  других участков системы бухгалтерского учета.

   Положительным моментом является заключение договора о полной материальной ответственности  с кассиром, что позволяет кассиру  нести ответственность за сохранность  средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и  ведения кассовой книги, а также  за сохранность всех принятых им ценностей  и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения  к своим обязанностям. И в случае возникновения спорных моментов и недостач при учете кассовых операций договор является основанием для наказания кассира.

   Положительным моментов на предприятии является специально оборудованное помещение кассы  - помещение изолированно, и предназначено  для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. При этом доступ в кассу не разрешен лицам, не имеющим  отношения к ее работе.

   Касса оборудована также охранной сигнализацией, что также сокращает риск ограбления кассы.

У предприятия  также заключен договор с банком о лимите наличных денежных средств.

Наличные  операции предприятия не превышают  установленного законодательством  предела в размере 100 000 рублей.

     На  мой взгляд, недостатком в системе  организации кассовых операций на предприятии  является сдача наличных денежных средств, превышающих лимит кассы самостоятельно в кассу банка, что является опасным  мероприятием, так как кассир может подвергнуться покушению, а также это неудобно в плане траты времени кассира.

      Возможно  целесообразным будет заключение договора на инкассацию и доставку наличных  денежных средств с обслуживающим банком, так подобный договор дает предприятию ряд дополнительных преимуществ. Например:

  • разветвленная филиальная сеть банка, охватывающая всю территорию России, что позволяет получать и сдавать наличные денежные средства в непосредственной близости от своего места расположения;
  • инкассаторское обслуживание осуществляется в удобное, согласованное с клиентом время;
  • возможность осуществлять предварительный заказ необходимой суммы с покупюрной разбивкой при пользовании услугой по доставке денежной наличности на выплату заработной платы;
  • отсутствие максимума по сумме инкассируемой (доставляемой) денежной наличности;
  • банк несет материальную ответственность перед клиентом с момента приема инкассатором денежной наличности в размере фактически принятой суммы;
  • собственная расчетная система, позволяющая осуществлять оперативное зачисление принятой денежной наличности на счета клиентов;
  • сетевым клиентам могут предоставляться услуги инкассации без открытия отдельных банковских счетов для их подразделений, т.е. проинкассированные в разных регионах страны денежные средства клиента могут зачисляться на один его банковский счет, открытый в ОАО «Сбербанк России» – услуга«Централизованный договор»;
  • собственная служба инкассации Банка;
  • специальная подготовка сотрудников службы инкассации;
  • бронированные спецавтомобили;
  • система контроля над процессом инкассации и движением спецавтомобилей;
  • наличие у сотрудников службы инкассации боевого стрелкового оружия;
  • тарифы на услуги инкассации рассчитываются индивидуально для каждого клиента в зависимости от параметров оказания услуг, в том числе объемов перевозимых ценностей, времени проведения операции и месторасположения объекта.

Информация о работе Учет кассовых операций на примере ООО «Нива»