Учет и контроль материалов в строительной организации и пути их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации учета и контроля использования материалов на производственных предприятиях и выявление путей и резервов совершенствования в современных условиях хозяйствования.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- теоретическое обоснование экономической сущности понятия «материалы» как объекта бухгалтерского учета;
- изучить классификацию материалов в соответствии с нормативными документами Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Экономическая сущность материалов предприятия в условиях рыночной экономики 7
1.2 Оценка материалов в текущем учете и отчетности 12
1.3 Задачи учета и контроля материалов, их значение в принятии управленческих решений в условиях рыночных отношений 21
2 КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ МАТЕРИАЛОВ 24
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ «СМЕЛТ» ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОЗЫРЬПРОМСТРОЙ» 29
4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 44
4.1 Документальное оформление движения материалов в 44
Управлении подсобных производств «Смелт» 44
4.2 Методика синтетического и аналитического учета материалов 49
4.3 Пути совершенствования учета материалов в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов 55
5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
5.1 Информационное и нормативное обеспечение контроля 64
материалов в строительной организации 64
5.2 Приемы и способы контроля использования материалов 65
5.3 Методика проведения и документального оформления результатов контроля движения материалов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что важной  особенностью использования компьютерных систем на предприятии является возможность использования традиционной, журнально-ордерной формы учета (применение привычных форм учетных регистров с добавлением новых форм машинограмм), использование тех же методических принципов бухгалтерского учета (документация, инвентаризация, оценка, система счетов, двойная запись, баланс и отчетность). Появляется возможность автоматического контроля наличия договоров о материальной ответственности, правильности применения цен и подсчета сумм в документах на поступление и выбытие материальных ценностей, соответствия оприходованных ценностей данных документов поставщиков, соответствия количества расходуемых материалов нормам и лимитам отпуска материалов в производство и т.д.

Таким образом, очевидно, что в современных условиях хозяйствования применения автоматизированных систем обработки учетной информации является важным моментом. В повышении эффективности деятельности предприятия. Внедрение комплексной информационной системы на данном участке учетных работ приведет к: ускорению оборачиваемости товарно-материальных запасов предприятия; повышению производительности труда работников; автоматизация закупок обеспечит полноту и непротиворечивость информации и позволит правильно планировать заказы сырья и материалов, что исключает избыточные или недостаточные закупки; приведет к нормальному ведению учета затрат, позволит сделать правильный расчет себестоимости готовой продукции; для качественной работы с поставщиками будет вестись полная история взаимоотношений с ними, накапливаться информация о их надежности, качестве поставляемых сырья и материалов, ценах на сырье и т.п., что позволит выбирать лучших, минимизировать затраты на сырье и сократить сроки поставки. В результате предприятие становится более стабильным и прибыльным.

Необходимо также отметить еще один немаловажный аспект в деятельности предприятий по автоматизации учетных работ. В настоящее время в связи с переходом предприятий Республики Беларусь на новый План счетов идет речь о внесении существенных изменений в слой прикладных решений. Это является удобным моментом для замены морально устаревших версий программ на более современные. Возможно именно  в течение данного периода удобно заменить не оправдавшую себя программу на другую или приступить к автоматизации тех же подразделений предприятия, где учет до сих пор велся с применением ручных методов обработки информации. Нужно отметить, что данную возможность целесообразно использовать и в управлении подсобных производств «Смелт».

Таким образом, видно, что развитие методик бухгалтерского счета побуждает и к активному обновлению применяемых технологических процессов автоматизации бухгалтерских задач.

Нужно также отметить, что в настоящее время в связи с созданием нового механизма внешнеэкономических связей и расширением деятельности совместных предприятий возникла необходимость на предприятиях Республики Беларусь в изучении и использовании международных принципов организации бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. Поэтому приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами является одной из наиболее актуальных проблем на современном этапе. Однако следует учитывать и тот факт, что международные стандарты носят рекомендательный характер. Так как  в каждой стране существуют исторически обусловленные, традиционные подходы к ведению бухгалтерского учета, неизбежны расхождения, которые должны быть учтены при составлении бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами.

Работа по переходу на международные стандарты учета весьма трудоемка, поскольку требует решения целого комплекса проблем в различных направлениях. Происходит активное рассмотрение и проблемы совершенствования учета материалов, что обусловлено значительным объемом работ на данном участке учета, а также наличием большого круга нерешенных методических вопросов в построении учетных моделей согласно действующим нормативным положениям.

Нужно отметить, что в настоящее время в отчетном бухгалтерском учете имеется ряд расхождений с международными стандартами  учета не только по фундаментальным положениям, но и по базовым понятиям. Так, по западным стандартам в качестве актива выступают только ресурсы, которые могут быть: использованы отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и услуг; обменены на другие активы; использованы на погашение обязательств или распределены среди собственников компании.

В подобное понятие актива «не вписывается» целый ряд позиций в нашем балансе. Прежде всего, это касается недостач и потерь от порчи ценностей; сроков и порядка погашения стоимости различных видов ресурсов и др. Поэтому с целью гармонизации учета и финансовой отчетности предстоит также внести  существенные изменения  в существующие нормативные акты.

На предприятиях Республики Беларусь в учете имеются значительные расхождения с международными стандартами учета и в вопросах оценки ресурсов, в частности материальных запасов. Эти различия сводятся к следующему:

1.         Способы оценки материалов по методу ФИФО и ЛИФО, хотя указаны в наших нормативных документах по учету, носят декларативный характер, так как на практике они применяются редко.

2.         В международном стандарте учета №2 «Запасы» подчеркивается, что основным вариантом при оценке этих ресурсов является метод ФИФО или средневзвешенной цены. В отдельных случаях допускается и альтернативный подход – оценка их по методу ЛИФО. В наших нормативных документах таких приоритетов в выборе способа оценки рассматриваемых материалов нет.

3.         Чистая реализуемая стоимость запасов также не получила должной «прописки» в наших инструкциях по учету.

4.         Применяемый порядок оценки переходящих остатков материальных ценностей не вписывается в требования международного стандарта №2, в частности, в норму, по которой отмечается,  что запасы должны оцениваться по меньшей исходя из двух величин: себестоимости и возможной чистой цены продаж.

5.         Состав затрат, включаемых в стоимость запасов, у нас и в международных стандартах учета совпадает не полностью. Это относится к расходам по хранению запасов и др.

6.         Порядок и методика переоценки запасов также идентичны               [26, c.77-78].

Таким образом, видно, что перечень «нестыковок» наших нормативных актов по методологии бухгалтерского учета материалов с требованиями Международных стандартов учета, приведенный выше, можно продолжить, однако и он позволяет сделать вывод, что Республика Беларусь  находится только на начальном этапе перехода на международные стандарты. Данную проблему, несмотря на ее трудоемкость, придется решать ускоренными темпами в целях создания  дополнительных условий для укрепления экономического сотрудничества с зарубежными партнерами. Предстоит внести значительные исправления в нормативные акты в области учета материалов, критически осмыслив содержание соответствующих международных стандартов в сопоставлении с положениями, действующими в нашей стране.

Параллельно необходимо решить ряд организационных и смежных с ними вопросов в рассмотренной области. Так, следует заниматься реформированием и управленческого учета, использование оптимальных моделей которого является обязательным условием успешного осуществления деятельности предприятий. Реформирование учета на основе международных стандартов  учета породило необходимость наряду с бухгалтерскими вести также и налоговый учет, выделение которого стало необходимым в Республике Беларусь с введением нового Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности. Использование данной модели учета Республики Беларусь, а именно финансового учета, построенного на принципах налогового, способствует снижению трудоемкости учета, а также является источником необходимой информации для налоговых расчетов.

Реализация данных момент будет способствовать приведению отчетного бухгалтерского учета, в частности учета материальных запасов, в сопоставимый вид в сравнении с другими странами, окажет общее положительное влияние на развитие и совершенствование бухгалтерского учета в Республики Беларусь, что приведет к повышению эффективности деятельности субъектов хозяйствования в сфере экономики.

Первыми критериями является сравнительная важность организации возможной налоговой экономии за счет варьирования учетной политики по приобретению материалов и достоверности материальных потоков в сфере снабжения для целей управленческого учета.

В настоящее время выбор одного из вариантов в сфере закупки материалов может принести существенные выгоды по отсрочке налогообложения за счет учета затрат на более поздней стадии финансового цикла. Например, если транспортно-заготовительные расходы будут сразу списываться на общехозяйственные расходы, то они будут показаны в себестоимости реализованной продукции в более ранние сроки, нежели если данные расходы будут входить в покупную стоимость материалов, и учитывается на счете 10 «Материалы». С другой стороны, руководствуясь только критериями налогового  планирования, можно получить достаточно искаженную оценку  реальной стоимости активов предприятия в части материалов и затрат.

Данную дилемму нужно решать, исходя из относительной важности возможной налоговой экономии  и требований бухгалтерского учета.

Второй критерий – отраслевая специфика и масштабы предприятия. Если речь идет о крупном предприятии с большой долей материальных затрат в себестоимости продукции, то за счет варьирования учетной политикой в сфере снабжения материалами предприятие может извлечь немалые выгоды по отсрочке налоговых платежей.

При построении оптимальной концепции учета приобретения материалов необходимо учитывать следующие моменты:

1.         Данная концепция является элементом нормативной системы учета.

2.         Фактическая себестоимость приобретения не должна включать в себя общехозяйственных расходов.

3.         Плановая себестоимость приобретения является строго плановым показателем.

Для целей налогового учета рациональным представляется любое перенесение затрат на более позднюю стадию финансового цикла, так как это увеличивает стоимость реализации и уменьшает налогооблагаемую прибыль. С этой точки зрения возможными элементами заготовительных расходов, подлежащих списанию на более поздних стадиях  финансового цикла, являются: транспортно-заготовительные расходы; отклонения фактических цен от учетных; общехозяйственные расходы.

Следует отметить, что «конфликтными» моментами в области учета материалов в налоговом планировании при этом являются: процесс учета транспортно-заготовительных расходов, а также процесс списания отклонений фактических цен от учетных.

Указанные рекомендации будут способствовать минимизации использования материалов на предприятия, а значит позволят изыскать резервы для увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.   


5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1 Информационное и нормативное обеспечение контроля

материалов в строительной организации

Следует отметить, что при проведении контроля за использованием материалов в управлении подсобных производств «Смелт» были использованы различные источники информационного обеспечения, содержащие сведения о величине и структуре материалов данного предприятия. Так, источником информации для контроля являются журнал ордера №6, №10, №7, форма материального отчета М19, карточки складского учета М-17, накладные на внутреннее перемещение, лимитно-заборные карты, отчет о списании материалов в производстве М 29.  В ходе контроля  используются также сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материалов, в частности: «Остатки материалов на складах», предназначенная для учета и контроля остатков имеющихся в наличии материалов в количественном и суммовом выражении по складам предприятия на определенную дату; машинограмма «Оборотная ведомость», содержащая информацию о начальных остатках материальных запасов, их поступлении и выбытии за период, а также об остатках запасов на конец.

Также для контроля материалов мы руководствуемся различными нормативными документами, такими как производственно технические нормы расхода материалов, для контроля за списанием материалов по установленным нормам ГОТС, СТБ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 года.

Таким образом, используя данные источники информационного и нормативного обеспечения, можно провести комплексный контроль материалов в строительных организациях.

 



75

 

5.2 Приемы и способы контроля использования материалов

Контроль, основанный на использовании только приемов документального контроля, по существу сводился бы к проверке бухгалтерских документов. Поэтому одним из этапов контроля является определение фактического состояние контролируемого объекта, которое невозможно осуществить без использования приемов фактического контроля.

Информация о работе Учет и контроль материалов в строительной организации и пути их совершенствования