Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:40, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение организации учета и контроля использования материалов на производственных предприятиях и выявление путей и резервов совершенствования в современных условиях хозяйствования.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- теоретическое обоснование экономической сущности понятия «материалы» как объекта бухгалтерского учета;
- изучить классификацию материалов в соответствии с нормативными документами Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Экономическая сущность материалов предприятия в условиях рыночной экономики 7
1.2 Оценка материалов в текущем учете и отчетности 12
1.3 Задачи учета и контроля материалов, их значение в принятии управленческих решений в условиях рыночных отношений 21
2 КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ МАТЕРИАЛОВ 24
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ «СМЕЛТ» ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОЗЫРЬПРОМСТРОЙ» 29
4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 44
4.1 Документальное оформление движения материалов в 44
Управлении подсобных производств «Смелт» 44
4.2 Методика синтетического и аналитического учета материалов 49
4.3 Пути совершенствования учета материалов в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов 55
5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
5.1 Информационное и нормативное обеспечение контроля 64
материалов в строительной организации 64
5.2 Приемы и способы контроля использования материалов 65
5.3 Методика проведения и документального оформления результатов контроля движения материалов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Таким образом, из данных таблицы 3.7. следует, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом длительность одного оборота материалов увеличилась на 4,58 дня. При этом за счет роста объема выручки от реализации продукции длительность оборота сократилась бы на 13,71 дня. Однако увеличение размера среднегодовых остатков материалов привело к возрастанию длительности одного оборота материальных ценностей на 18,29 дня.
Необходимо отметить, что на эффективность использования материалов влияет также и их оборачиваемость непосредственно на складе. Данный показатель определяется путем отношения потребленных материалов (то есть материальных затрат) к среднему складскому запасу материалов. Средняя длительность хранения на складе, то есть длительность одного оборота. Определяется при этом путем деления 365 дней на частоту (скорость) оборота.
Расчет оборачиваемости складских запасов произведен в таблице 3.8.
Таблица 3.8.
материалов на складах управления подсобных производств «Смелт»
Показатели | 2006 год | 2007 год | Изменение (+; –) |
1. Материальные затраты, млн. руб. | 3464 | 4852 | 1388 |
2. Средние остатки материальных ресурсов, млн. руб. | 571 | 850 | 279 |
3. Коэффициент оборачиваемости, раз | 6,06 | 5,7 | -0,36 |
4. Длительность хранения материальных ресурсов на складе, дни | 60,23 | 64,030 | 3,8 |
Как видно из данных таблицы 3.8., в отчетном году количество оборотов запасов на складе составило 5,7 раз по сравнению с 6,06 в предыдущем году, то есть увеличилась на 0,36 оборота. Это привело к сокращению срока хранения материалов на складе на 3,8 дня. Чем выше частота оборота складских запасов, тем короче длительность хранения, меньше использованный капитал, расходы по хранению и тем лучше становится финансовое положение предприятия и его платежеспособность.
Таким образом, необходимо отметить, что эффективное использование материалов имеет большое значение для предприятий в строительстве, в том числе для управления подсобных производств «Смелт», так как повышение эффективности, как показывает практика, позволяет обеспечить увеличение объемов производства продукции и оказывает положительно влияние на финансовый результат. При этом увеличение объемов выпуска готовой продукции может быть достигнуто, в частности, путем применения материалов более высокого качества, полного использования характеристик и свойств применяемых материалов, уменьшение общих расходов предприятия на их приобретение и высвобождения материалов для производства дополнительного объема продукции.
Для увеличения объема производства готовой продукции на предприятии необходимо изыскивать резервы повышения эффективности использования материалов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективное использование материалов в связи с их большим удельным весом в структуре затрат имеет важное значение для всех предприятий, в том числе и для управления подсобных производств «Смелт». Поэтому изучаемое предприятие должно использовать все возможные резервы для повышения эффективности, что окажет положительное влияние на результаты хозяйственной деятельности.
75
4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
4.1 Документальное оформление движения материалов в
управлении подсобных производств «Смелт»
Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском ресурсов организации, оформляются первичными документами. Рационально разработанная первичная документация по учету материальных ценностей дает возможность необходимые сведения для оперативного руководства организацией, и осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за их использованием.
Порядок документального оформления поступления сырья и материалов зависит от источников их поступлений, способов доставки и места приема продукции.
Так, материалы могут поступать в организацию через следующие источники: непосредственно от поставщиков на основании заключенных договоров поставок; от своих подсобных и вспомогательных производств.
Наибольшее количество материалов для осуществления своей производственной деятельности организации приобретают со стороны от различных организаций-поставщиков. Отгрузив материальные ценности покупателям, они одновременно высылают им расчетно-платежные документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.). Полученные от поставщиков документы направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках либо на копиях договоров.
При предварительной оплате за приобретаемые материалы покупатель сначала производит их оплату путем перечисления денежных средств платежными поручениями либо платежными требованиями-поручениями, а затем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.
В дальнейшем документы передаются в бухгалтерию организации для оплаты. Для приемки и оприходования грузов приложения к платежным документам передаются на склад.
Полученные материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему (кладовщикуатериальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему ()ит основанием для материальной ответствен), который проверяет соответствие фактического количества, ассортимента и качества данным сопроводительных документов.
При отсутствии расхождений поступившие материалы рекомендуется приходовать на склад. Необходимо отметить, что в управлении подсобных производств «Смелт» поступившие от поставщиков материалы приходуются без выписки приходного ордера. В данном случае на документе поставщика заведующий складом ставит штамп об оприходовании ценностей в подотчет на центральный склад. При этом данные о поступившем материале заносятся непосредственно в карточку складского учета материалов (форма С-12а).
В случаях, когда количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов или имеет место неотфактурованная поставка, заведующий складом вместе с представителем поставщика либо независимой организации составляет Акт о приемке материалов (форма С-7) в двух экземплярах. В этих случаях данный акт является одновременно и приходным документом, и основание для уточнения расчетов с поставщиками. Второй экземпляр акта передается поставщику материалов. Следует отметить, что в управлении подсобных производств «Смелт» случаев оформления данного Акта о приемке материалов за анализируемый период отмечено не было, что может свидетельствовать об эффективной работе предприятия в области снабжения материалами, о надежности имеющихся поставщиков.
При централизованной доставке материалов автомобильным транспортом поставщик материалов выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 в четырех экземплярах. Один из них является основанием для оприходования материальных ценностей у грузоотправителя.
На склады также могут поступать материалы из цехов своей организации. Это могут быть неиспользованные материалы, ценности, полученные при ликвидации основных средств, от брака, и т.п. Обычно данные ценности приходуются на склад по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы С-13, составляемых в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) – у получателя [4, c.761]. В управлении подсобных производств «Смелт» в целях оприходования на склад неиспользованных материалов применяются накладные на внутреннее перемещение формы С-13.
Прибывшие материалы должны быть оприходованы в соответствующих единицах измерения – весовых, объемных, линейных и других. Если они поступают в одной единице измерения, а отпускаются в другой, то целесообразно учитывать их в двух единицах измерения.
Таким образом, поступившие материалы в управлении подсобных производств «Смелт» могут оформляться различными первичными документами: товарно-транспортными накладными, товарными накладными, приходными ордерами, накладными на внутреннее перемещение и др.
Наряду с оприходованием материалов в организации осуществляются и операции отпуска их по различным направлениям. Материальные ценности со складов организации отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для реализации как излишние и ненужные либо для переработки.
При этом порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска.
Необходимо отметить, что отпуск материалов в производство должен осуществляться с соблюдением определенных требований. Во-первых, они отпускаются по весу, объему и массе в строгом соответствии с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах установленных лимитов. В-третьих, с главным бухгалтером согласовываются списки лиц, которые имеют право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей.
Расход материальных запасов оформляется различными первичными документами. Для систематического отпуск в производство, а также для контроля за соблюдением лимитов их отпуска используется лимитно-заборная карта, которая является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада и выписывается исходя из плановой потребности в тех или иных материалах в двух экземплярах на месяц. Кладовщик должен отмечать в ней дату и количество отпущенных материалов и выводить остаток лимита. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Необходимо отметить, что в управлении подсобных производств «Смелт» также может иметь место отпуск материальных ценностей сторонним организациям. Если отпуск осуществлялся автомобильным транспортом, то в данном случае выписывается товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 в четырех экземплярах, а без участия автомобильного транспорта – товарная накладная формы ТН-2, выписываемая в двух экземплярах.
При использовании вычислительной техники возможно и применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета расхода материалов в производство. При этом по данным карточек будет выдаваться машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями цеха-получателя и материально-ответственного лица склада, получившего ценности.
Необходимо также отметить, что важным условием правильной организации учета материалов является ведение и своевременное составление отчетности материально ответственных лиц складов. Учет движения и остатков материалов заведующий складом в управлении подсобных производств «Смелт» ведет в карточках складского учета, которые открываются на каждый вид материалов в натуральном выражении. Записи в карточки производятся на основании оформленных в установленном порядке первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый остаток. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Такой учет называется количественно-сортовым (складским) методом учета материалов.
Все первичные документы по приходу и расходу материалов, как правило, ежедневно материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. Работники бухгалтерии при этом обязаны периодически непосредственно на складах проверять правильность и своевременность разноски сведений из первичных документов в реестр складского учета, подтверждая это своей подписью.
Необходимо заметить, что в условиях наличия в цехах управления подсобных производств «Смелт» множества отдельных кладовых, на изучаемом предприятии вместо ведомости остатков материалов материально ответственные лица сдают в бухгалтерию материальный отчет об остатках и движении материалов в подотчете формы М 19 с приложением всех первичных документов. Кроме того, к данному материальному отчету прилагаются акты на списание соответствующих видов ценностей, которые утверждаются начальником производства и подписываются членами комиссии. Так в данном отчете находят отражение сведения об остатках ценностей на начало месяца, их поступление, расходе и остатке на конец месяца, которые используются бухгалтерией организации для отражения соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете.