Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:40, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение организации учета и контроля использования материалов на производственных предприятиях и выявление путей и резервов совершенствования в современных условиях хозяйствования.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- теоретическое обоснование экономической сущности понятия «материалы» как объекта бухгалтерского учета;
- изучить классификацию материалов в соответствии с нормативными документами Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Экономическая сущность материалов предприятия в условиях рыночной экономики 7
1.2 Оценка материалов в текущем учете и отчетности 12
1.3 Задачи учета и контроля материалов, их значение в принятии управленческих решений в условиях рыночных отношений 21
2 КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ МАТЕРИАЛОВ 24
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ «СМЕЛТ» ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОЗЫРЬПРОМСТРОЙ» 29
4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 44
4.1 Документальное оформление движения материалов в 44
Управлении подсобных производств «Смелт» 44
4.2 Методика синтетического и аналитического учета материалов 49
4.3 Пути совершенствования учета материалов в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов 55
5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
5.1 Информационное и нормативное обеспечение контроля 64
материалов в строительной организации 64
5.2 Приемы и способы контроля использования материалов 65
5.3 Методика проведения и документального оформления результатов контроля движения материалов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Методические приемы фактического контроля служат для определения реального состояния наличия материалов. Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы:
- инвентаризация;
- экспертная оценка;
- визуальное наблюдение.
Инвентаризация – это снятие фактических остатков материальных ценностей на определенную дату и сопоставление полученных результатов с данными бухгалтерского учета.
В зависимости от степени охвата различают полные и частичные инвентаризации. Полные инвентаризации охватывают все виды материалов, находящихся как в производственной, так и в непроизводственной сфере. Частичные инвентаризации охватывают только некоторые виды этих средств или объекты, находящиеся в отдельных структурных подразделениях предприятия.
По способу проверки бывают сплошные и выборочные. При сплошной инвентаризации проверяют все виды материальных ценностей, имеющиеся в подотчете у определенного материально ответственного лица, при выборочной - проверяется наличие только отдельных наименований материалов. Как правило, контрольная проверка качества проводимых инвентаризаций осуществляется путем проведения выборочных инвентаризаций.
Экспертная оценка представляет собой прием фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами в различных областях знаний проверки действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, соблюдения технологических режимов, соответствия выпускаемой продукции республиканским стандартам, стандартам предприятия и соответствующим техническим условиям. Экспертная оценка применяется в процессе осуществления контроля для исследования вопросов, требующих специальных знаний.
Для проведения контрольного обмера выполненных строительных работ должна быть создана комиссия с обязательным включением в ее состав специалиста по строительству. В противном случае документы, составленные по результатам контрольного обмера, не будут иметь юридической силы. В процессе производства контрольного обмера комиссия устанавливает объем фактически выполненных работ на соответствующем объекте строительства путем обмера.
Визуальное наблюдение включает в себя обследование на месте цехов и участков для изучения организации труда на рабочих местах, проверку условий хранения материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, вывоза и ввоза материалов и готовой продукции и др.
Одним из начальных этапов контроля должно быть детальное изучение состояния материально-технической базы контролируемого объекта, его контрольно-пропускной системы, при этом устанавливаются соответствие складских и производственных помещений условиям нормального хранения и функционирования производства, наличие и исправность весов и другого измерительного оборудования, технических средств.
Моментальные наблюдения применяются при осуществлении контрольных процедур для фиксации отдельных моментов исследуемого процесса на определенные периоды времени.
В период проведения контрольных действий вскрываются случаи списания сырья и материалов на производство по завышенным нормам и замены дорогостоящего материала, значительно меньшей, без отражения таких замен в первичных документах, что приводит к образованию скрытых от учета излишков материалов. Для выявления таких нарушений целесообразно использовать различные приемы контроля: сравнительный анализ фактических материальных затрат на производство единицы продукции в сопастовлении с действующими нормами; проверка соответствия качественных показателей списанных на производство материалов данным лабораторного анализа.
5.3 Методика проведения и документального оформления результатов контроля движения материалов
Все организации обязаны регулярно проводить инвентаризацию всего имущества, в т.ч. и материалов. Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель организации, что закрепляется в графике проведения инвентаризаций. Обычно график составляется и утверждается руководителем в начале отчетного года.
Инвентаризация проводится:
- при ликвидации и реорганизации;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене руководителя организации или другого материально-ответственного лица;
- при установлении факта хищения, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам;
- по решению контролирующих, судебных или иных уполномоченных на то органов.
Инвентаризации подлежат также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки на давальческих условиях, имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Порядок проведения инвентаризации материальных ценностей определен Методическими указаниями № 54. Инвентаризация осуществляется по их местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.
Материалы заносятся в описи (акты) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация материалов должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении материалов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного их пересчета или перевешивания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материалы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись (акт) под наименованием «Материалы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись (акт) по аналогии с документами на поступившие материалы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Если в ходе инвентаризации установлены излишки или недостачи, то они отражаются в бухгалтерском учете следующим образом таблица 5.1.
Таблица 5.1.
Отражение результатов инвентаризации
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражаются излишки имущества, выявленные в результате инвентаризации. Стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, включается в состав доходов от внереализационных операций, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли): | ||
- материалов | 10 | 92 |
Отражены излишки ТМЦ, выявленные при их приемке | 10 | 60 |
Отражаются недостачи имущества, выявленные в результате инвентаризации: | ||
- материалов (по фактической себестоимости) | 94 | 10 |
Списываются суммы недостач в пределах норм естественной убыли | 20 | 94 |
Исчислен НДС по недостачам, хищениям и порче материалов сверх норм естественной убыли на дату составления сличительной ведомости | 94 | 68 |
При приемке ценностей, поступивших от поставщиков: | ||
- потери в пределах норм естественной убыли | 20 | 60 |
- потери сверх норм естественной, предъявленные поставщикам или транспортной организации | 76-3 | 60 |
списание недостач на материально ответственное лицо | ||
Списывается недостача по учетной стоимости с учетом НДС | 73-2 | 94 |
Отражается разница между взыскиваемой с материально ответственного лица стоимостью недостающего имущества (с НДС) и его учетной стоимостью (с НДС) | 73-2 | 98-4 |
Продолжение таблицы 5.1.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Исчисляется НДС из суммы возмещения, превышающей учетную стоимость с НДС | 98 | 68 |
Одновременно на внереализационные доходы списывается сумма разницы между взысканной с материально ответственного лица стоимостью недостающих материалов (без НДС) и его учетной стоимостью (также без НДС) | 98-4 | 92 |
виновное лицо не установлено и убытки от недостач относятся на финансовые результаты | ||
Списывается учетная стоимость недостачи (с учетом НДС) | 92 | 94 |
суд отказал во взыскании недостачи с виновного лица | ||
Списывается учетная стоимость недостачи с учетом НДС | 92 | 73-2 |
Описи (акты) составляются отдельно на материалы, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений). В описях на материалы, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Если обнаружены отклонения фактического наличия от учетных данных, то составляются сличительные ведомости. Сличительные ведомости, как и описи, по мнению автора, составляются в двух экземплярах, один из которых остается у материально ответственного лица.
Суммы излишков и недостач материалов в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Следует отметить, что для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
Таким образом, инвентаризация является неотъемлемой составляющей контроля использованием материалов в строительной организации. Так как целесообразное их использование ведет к улучшению финансового состояния предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по результатам исследования. Как показало исследование, проведенное в данной дипломной работе, материалы являются важнейшим элементом производственного цикла управления подсобных производств «Смелт».
Бухгалтерский учет в управлении подсобных производств «Смелт» организован в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Для учета движения материалов по учетным ценам предназначен активный синтетический счет 10 «Материалы».
Расходы по приобретению и заготовлению материалов в бухгалтерском учете отражаются с применением счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - для определения фактических затрат по приобретению материалов и отклонений от учетной цены с последующим их списанием по направлениям использования материалов.
При отпуске материалов в производство их оценка производится предприятием по учетной цене – средней себестоимости материалов.