Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, дипломная работа
Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, выявление недостатков в учете и использовании запасов предприятия, предложения по совершенствованию учета и использования материальных ресурсов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
- изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
- выработка путей совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
- анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;
- выработка путей повышения эффективности использования материальных ресурсов.
Материально-производственные запасы на предприятии учитываются по фактической себестоимости с применением субсчетов к счету 10 «Материалы». Однако для исследуемого предприятия ОАО ГК «Амазаркан» более рационально вести учет материалов по учетным ценам (ценам поставщиков) с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во – первых, поскольку на предприятие ОАО ГК «Амазаркан» имеется большая номенклатура и объем приобретаемых материально-производственных запасов, очень сложно определить фактическую себестоимость каждого вида материалов. Во – вторых, данный способ учета позволит анализировать величину и причины появления отклонений от учетной стоимости материалов и дает возможность поиска резервов снижения этих отклонений.
При учете материалов по фактической себестоимости с использованием счета 10 «Материалы» в ОАО ГК «Амазаркан» составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приобретены материалы у поставщиков;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оплачены услуги автотранспортной организации;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - подотчетным лицом приобретены материалы;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 23 «Вспомогательное производство» - оплачены расходы по доставке материалов на предприятие собственным транспортом;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отражены расходы на оплату труда работников, занятых погрузо-разгрузочными работами;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 75 «Расчеты с учредителями» - поступили материалы от учредителей по согласованной между ними оценке;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 98 «Доходы будущих периодов» - поступили материалы безвозмездно по рыночной стоимости;
Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» - списаны материалы на выполнение работ;
Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» - списаны транспортно-заготовительные расходы на выполнение работ пропорционально объему выполненных работ.
При учете материальных ценностей по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» в организации будут составляться следующие бухгалтерские записи:
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - поступили в организацию расчетные документы поставщика за приобретенные материальные ценности;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - акцептован счет транспортной организации по доставке материалов на предприятие;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 23 «Вспомогательное производство» - отражены расходы по доставке материалов собственным транспортом;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - отражены материалы, приобретенные за счет подотчетных сумм;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - отражены расходы на оплату труда работников, занятых погрузо-разгрузочными работами;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - оприходованы материалы, фактически поступившие на предприятие по учетной цене;
Дебет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - отражен перерасход (отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой);
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - отражена экономия (отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой);
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - списан перерасход материальных ценностей, т.е. превышение фактической себестоимости материалов над их учетной стоимостью;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» [КРАСНОЕ СТОРНО] – списывается экономия материальных ценностей, т.е. превышение учетной цены материалов над фактической себестоимостью материалов;
Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» - отпущены материалы в производство по учетным ценам;
Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - списывается отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от учетной цены.
Еще одним недостатком в ОАО ГК «Амазаркан» является то, что некоторые материалы (тосол, топливо, тормозная жидкость, масло) поступают в одной единице измерения, а расходуются в другой. Для предприятия отражение движения таких материалов одновременно в двух единицах измерения довольно затруднительно. Такой способ является нерациональным, поскольку он более трудоёмкий и его применение не оправдано. Поэтому, возможен вариант перевода материалов в другую единицу измерения с составлением акта перевода представителями отдела поставщика, а также в другой единице измерения со ссылкой на акт перевода (ПРИЛОЖЕНИЕ Н).
Инвентаризация товарно – материальных ценностей в ОАО ГК «Амазаркан» не проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, что является нарушением п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ , а также нарушением требований Методических рекомендаций о порядке проведения инвентаризации имущества и средств организации (утверждены Приказом Минфина РФ от 11.08.92 №49).
ОАО ГК «Амазаркан» можно порекомендовать сокращение документооборота за счет приходных складских ордеров. Методические рекомендации по учету материально-производственных запасов предусматривают упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов. В соответствии с ней приходный ордер можно не оформлять. Вместо этого на накладной поставщика ставят специальный штамп с реквизитами приходного ордера. Такой порядок приемки материалов нужно закрепить в учетной политике ОАО ГК «Амазаркан».
Оформление приемки и отпуска материальных ценностей на данном предприятии – ОАО ГК «Амазаркан» достаточно трудоемко из-за большого количества и разнообразия форм первичных документов. Поэтому, важное значение в этих условиях имеет упрощение бухгалтерского учета на этом участке учета - учета материально-производственных запасов.
С этой целью в ОАО ГК «Амазаркан» первичные документы по учету материально-производственных запасов на внутреннее перемещение и отпуск в производство оформляются только в натуральных показателях.
В конце месяца в бухгалтерии предприятия по данным первичных документов происходит списание на затратные счета материальных ценностей по учетным ценам, в качестве которых служат оптовые цены приобретения производственных запасов в течение месяца.
В целях совершенствования документального оформления отпуска материалов на производство в ОАО ГК «Амазаркан» можно предложить следующее:
- введение в обращение лимитно-заборных карт на все производственные запасы. Лимитно-заборные карты предназначены для последовательного оформления отпуска материалов, а также для текущего контроля за лимитами отпуска материалов на производственные нужды.
С этой целью, прежде всего, в ОАО ГК «Амазаркан» необходимо установить предельные лимиты отпуска основных видов материалов на производство, основываясь на прогрессивных нормах и плановых объемах их расхода на предприятии.
Лимитно-заборная карта будет являться накопительным первичным документом, служить основанием для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, ответственный за снабжение материалами будет выписывать лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц. Один экземпляр карты передается потребителю (участку), а второй - на склад. В каждом экземпляре будет указан установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов и другие данные.
Отпуск материалов непосредственно в производство на предприятии будет осуществляться складом при предъявлении представителем участка своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик после отметки в обоих экземплярах даты и количества отпущенных материалов выведит остаток лимита.По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт должны будут поступить в бухгалтерию предприятия для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В лимитно-заборной карте ведется также количественный учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов составляться не будет.
Главное достоинство введения лимитно-заборных карт заключается в том, что лимитно - заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада предприятия в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых ненужных документов.
Более широкое внедрение компьютерного учета в процесс оформления первичных документов может являться одним из наиболее эффективных путей совершенствования учета производственных запасов в ОАО ГК «Амазаркан». С этой целью необходимо автоматизировать складской учет, что позволит механизировать обработку информации о внутреннем перемещении материальных запасов, понизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в регистры бухгалтерского учета. Автоматизация складского учета возможна с помощью программы 1С: Бухгалтерия «Торговля + Склад». Она позволяет совершать несколько действий в короткий промежуток времени:
-контролировать все первичные приходные и расходные операции с материалами;
-обобщать информацию о движении материалов в специализированных отчетах;
-регулировать взаиморасчеты с организациями, поставляющими материальные ценности;
-контролировать расход и списание материальных ресурсов в производство, учитывая их лимиты и разработанные нормы;
-предоставлять точную информацию об остатках материалов на складах без пересчета в любое время;
-контролировать работу кладовщиков, предотвращать недостачи и потери от порчи ценностей.
Важной задачей работы предприятия является улучшение ресурсосбережения. Этому способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, а также обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничения числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов.
Спецификой горнодобывающей компании ОАО «Амазаркан» на участке учета материально-производственных запасов является то, что происходит задержка в обработке первичной информации по поступлению товарно-материальных ценностей при их фактическом получении центральными складами рудников. Это связана с удаленностью офисов бухгалтерии предприятия и рудников.
3.1 Задачи и источники информации для анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции
Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов являются:
а) определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;
б) анализ уровня материалоемкости продукции в динамике;
в) изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;
г) выявление потерь вследствие вынужденных замен материалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;
д) оценка влияния организации материально — технического снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции;
е) выявление неиспользованных возможностей (внутрихозяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.
Цель анализа материальных ресурсов состоит в повышении эффективности производства за счет рационального использования ресурсов.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным или интенсивным путем.
Экстенсивный путь удовлетворения в материальных ресурсах предполагает приобретение или изготовление большего количества материалов, что ведет к росту удельных материальных затрат. Однако себестоимость продукции может снизиться, если увеличен объем производства или сокращены постоянные затраты.
Интенсивный путь удовлетворения в материальных ресурсах предполагает более экономное расходование материалов в процессе