Учет и анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции на примере ОАО ГК «Амазаркан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, выявление недостатков в учете и использовании запасов предприятия, предложения по совершенствованию учета и использования материальных ресурсов на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
- изучение организации и ведения учета материально - производственных запасов на исследуемом предприятии;
- выработка путей совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
- анализ состава материально-производственных запасов, обеспеченности и использования их на исследуемом предприятии;
- выработка путей повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 793.00 Кб (Скачать)

Товарно-транспортная накладная выписывается транспортной организацией, перевозящей груз. В документе указывается место отправления и место назначения, количество мест, наименование и адрес грузополучателя. Этот документ поступает на предприятие вместе с грузом. А к счету- фактуре прилагается квитанция товарно-транспортной накладной (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Материалы также поступают в организацию железнодорожным транспортом, при этом применяется железнодорожная накладная, которая служит основанием для оприходования материалов (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Внутреннее перемещение материалов оформляют требованием-накладной (ф.М-11), которую выписывают в двух экземплярах (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.

Акт (справку) или товарный чек прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Если  организация  получает  товарно-материальные  ценности  по  месту нахождения поставщика, то на имя  сотрудника,  который  будет  их  получать, выписывают доверенность по форме №М-2.

Доверенность выдается только лицам, работающим в организации.

Если представители организации получают товарно-материальные  ценности у поставщиков регулярно, то доверенности выписывают по форме № М-2а.

Доверенности по форме №  М-2  имеют  корешки,  которые  подшиваются  в хронологическом порядке. Доверенности по форме №  М-2а  корешков  не  имеют, поэтому их регистрируют в специальном журнале.

Как правило, на практике доверенность выписывают на 15 дней.  Если  же материальные  ценности  приобретаются  у  одного  и   того   же   поставщика регулярно, то  на  календарный  месяц.  Тем  не  менее,  Гражданский  кодекс разрешает выписывать доверенность сроком до 3 лет.       Если срок действия  доверенности  не  указан,  она  сохраняет  силу  в течение 1 года. В доверенности обязательно должна быть указана  дата  ее  составления. Доверенность, в которой эта дата не указана, является недействительной [2, с.45].

Бухгалтер выписывает доверенность  в  одном  экземпляре  и  выдает  ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности.

Расход материалов на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

- акт на списание материалов (ф.МБ-8);

- требование-накладная на отпуск материалов (ф.М-11).

Акт на списание материалов (ф.МБ-8) применяется для оформления списания в производство материальных ценностей.

Составляется в одном экземпляре. После сдачи списанных материальных ценностей в производство акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию.

Акт на списание материалов выписывается на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу. В нем указываются наименование, единицы измерения, количество списываемого материала, цена, сумма без НДС и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды или сверхлимитного отпуска материалов используют требования-накладные на отпуск материалов (ф.М-11). Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху – получателю, другой остается у материально-ответственного лица.

2.3. Синтетический и аналитический учет материалов в ОАО ГК «Амазаркан»

Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов в ОАО ГК «Амазаркан» ведется на счете 10 «Материалы».

Учет поступления материальных ценностей в ОАО ГК «Амазаркан» осуществляется без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» с использованием счета 10 «Материалы» (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

На стоимость поступивших по документам ценностей дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Например, акцептован счет поставщика ООО «РСК» за поступившие материалы на сумму 600 тыс. руб., т.е. Дебет 10 Кредит 60 – 600 тыс. руб.

Такой же бухгалтерской записью отражаются и затраты по перевозке материальных ценностей, их выгрузке, но на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открываемому к счету 10 «Материалы». Например, отражены транспортные расходы за доставку материалов от ООО «РСК» на сумму 15 тыс. руб., т.е. Дебет 10 «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 – 15 тыс. руб. 

На величину обнаруженной недостачи материалов при их приемке дебетуют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Отражена сумма претензии поставщику в результате выявленной недостачи материалов при их приемке, которая составила 30 тыс. руб., т.е. Дебет 76.2 Кредит 60 – 30 тыс. руб.

Обнаруженные излишки ценностей приходуют по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Обнаружены излишки материальных ценностей, поступившие от поставщика на сумму 5 тыс. руб. – Дебет 10 Кредит 60 -  5 тыс. руб.

Материалы, поступившие на предприятие без сопроводительных документов, приходуются по стоимости, исходя из твердых (учетных) цен и фактического поступления: дебет счета 10 «Материалы», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При получении расчетных документов эта запись сторнируется, а на сумму полученных документов делают дополнительную запись. Учет таких ценностей (неотфактурованные поставки) ведется в течение месяца в отдельной ведомости – ведомость учета неотфактурованных поставок, где материалы, по которым документы не поступили, на конец месяца отражаются по учетной стоимости их поступления.   

Поступление документов на материалы без фактического поступления груза отражают в учете как материалы в пути. В течении месяца такие материалы учитывают в отдельном регистре «Ведомость учета материалов в пути» без записей на счетах бухгалтерского учета. В конце месяца, чтобы показать состояние расчетов по этим ценностям, дебетуют счет 10 «Материалы», субсчет «Материалы в пути», и кредитуют счет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками». Например, в течении апреля 2008г. поступили документы за купленные материалы на сумму 80 тыс. руб., но фактического поступления их на склад предприятия еще не было, в конце месяца сделана следующая бухгалтерская запись – Дебет 10 «Материалы в пути» Кредит 60 – 80 тыс. руб.

В начале следующего месяца эта сумма сторнируется, а стоимость поступивших материалов отражают обычной записью.

По мере оплаты счетов поставщиков на основании выписок банка дебетует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредитуют счета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»). Произведена с расчетного счета оплата поступивших материалов от ООО «РСК» в сумме 600 тыс. руб. – Дебет 60 Кредит 51 – 615 тыс. руб.

Если расчеты с поставщиками осуществляются векселем, дебетуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные». При оплате векселя дебетуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные», кредитуют счета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»).

Приобретение материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и:

- кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на сумму материалов, приобретенных подотчетным лицом. Например, заведующим центральным складом и ГСМ Каргиным К.А. 11 апреля 2008г. приобретены материалы на хозяйственные нужды на сумму  106,714 тыс. руб., тогда будет сделана следующая бухгалтерская запись Дебет 10 Кредит 71 – 106, 714 руб.;

- кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» - на сумму ценностей, полученных от ликвидации основных средств. Например, в апреле оприходованы материалы, полученные при разборке станка, на сумму 10 тыс. руб. – Дебет 10 Кредит 91.1 – 10 тыс. руб.  

При списание материалов, израсходованных на выполнение работ оформляется дебетуется счет 20 «Основное производство» и кредитуется счет 10 «Материалы». Например,  в апреле списаны материалы на выполнение работ на сумму 3457 тыс.руб. – Дебет 20 Кредит 10 – 3 457 тыс. руб. Этой же записью списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся на выполнение работ. Например,  в апреле списаны транспортно-заготовительные расходы на сумму 358 тыс.руб. – Дебет 20 Кредит 10 – 358 тыс. руб.

При списании материалов для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, дебетуют счет 26 «Общехозяйственные расходы» и кредитуют счет 10 «Материалы». Например,  в апреле списаны материалы на общехозяйственные расходы на сумму 856 тыс. руб. – Дебет 26 Кредит 10 – 856 тыс. руб. Этой же записью списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся на общехозяйственные расходы. Например,  в апреле списаны транспортно-заготовительные расходы на сумму 57 тыс. руб. – Дебет 20 Кредит 10 – 57 тыс. руб.

На предприятии на счете 10 «Материалы», кроме стоимости приобретенных материалов по оптовым ценам, отражаются еще и расходы по приобретению и доставке (транспортно-заготовительные расходы). Для учета транспортно-заготовительных расходов к счету 10 «Материалы» открывают субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» (Рисунок 2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Обд – сумма ТЗР

 

Д-т    сч.71          К-т                   Д-т         субсчет «ТЗР»                    К-т

Сн

 

 

                           

   А

 

 

 

  Д-т            сч.23          К-т             

 

Сн

 

 

 

    Б

 

 

 

 

 

 

Сн

 

 

 

 

Д-т            сч.76          К-т

 

      В

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Учет транспортно-заготовительных расходов

Примечание -

1 А – стоимость погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных из подотчетных сумм;

2 Б – стоимость перевозки материалов собственным транспортом;

3 В – стоимость перевозки материалов сторонним организациями. 

Фактическая заготовительная себестоимость товарно-материальных ценностей представляет собой сумму оборотов по дебету счета 10 «Материалы» и дебету субсчета «Транспортно-заготовительные расходы» (Рисунок 2.2).

 

Сн               

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-т          сч.10  

             «ТЗР»          

4

 

 

 

 

 

 

   К-т 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

      

Сн

 

 

Информация о работе Учет и анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции на примере ОАО ГК «Амазаркан»