Учет и анализ издержек обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:26, дипломная работа

Описание работы

Система учёта и отчётности на предприятии построена на всеохватывающем процессе получения, оценки и отражения экономически значимых данных, характеризующих прошедшие и будущие периоды деятельности предприятия, а также его отношения с внешней средой в прошлом и будущем. Организация системы учёта зависит от типа, юридической формы, отрасли деятельности и размеров предприятия.

Работа содержит 1 файл

Дипл..doc

— 469.50 Кб (Скачать)

    С увеличением товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом, совокупные издержки обращения выросли на 289,29 тыс. руб., или на 27,61%.

    Как было отмечено ранее, совокупные (суммарные) издержки складываются из постоянных и переменных. Величина, на которую изменилась сумма издержек (289,29 тыс.руб.) при изменении объёма производства, называется предельными издержками.

     В случае прямой пропорциональной зависимости  совокупных издержек от объёма значение предельных издержек постоянно и равно значению переменных издержек на единицу продукции.

    При полном учёте на носители издержек распределяется их совокупная величина, при частичном – только переменные издержки.

     Метод полного учёта используется для  установления рентабельных цен на основную продукцию предприятия в долгосрочном периоде, а также для калькуляции фактической себестоимости единицы продукции за отчётный период.

     Принятие  текущих решений внутри отчётного  периода согласно данному методу приводит к неверным выводам. Поэтому оба метода применяются параллельно в зависимости от стоящих перед руководством предприятия (ООО «Ича-Вест») задач.

    Еще одним важным показателем является определение темпа изменения издержек.

      Темп  изменения издержек обращения 

      Тизм.ио.= ((Уиоф-Уиоп) /Уиоп) * 100,

      (6)

      где: Уиоф – фактический уровень издержек обращения; Уиоп – плановый уровень издержек обращения

      Тизм.ио.= ((11,647-10,429) / 10,429) *100 = 11,679 %

      Сумма относительной экономии (или перерасхода) издержек обращения определим по формуле:

      ((Уиоф  – Уиоп) / 100 * Тоф,

      (7)

      где: Тоф – товарооборот фактический

      = (( 11,647 – 10,429) / 100) * 8328 = 101,435 тыс. руб.

   Этот показатель дает реальную характеристику состояния.

      Рассчитаем  влияние факторов:

  1. За счет увеличения объема товарооборота

      (( 8328-6526) * 10,429) / 100 = 187,85 тыс.руб.

  1. За счет роста уровня издержек обращения

      (( 11,647 – 10,429 ) * 8328) / 100 = 101,44 тыс.руб.

    Оба фактора оказали влияние на рост суммы издержек обращения на 289,29 тыс.руб. 

    Таким образом, в текущем году, несмотря на увеличившийся товарооборот, который вёл к увеличению издержек обращения по сумме, они были снижены по уровню.

    Планирование издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно на высоком уровне  осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

    Рассчитаем максимально возможный для обеспечения безубыточной работы предприятия уровень переменных издержек обращения в процентах к товарообороту по формуле [24, c.29]:

      Упер.max = ( Увд (1-Сндс) – Упост )*100%,

      (8)

      где: Увд – удельный валовый доход;

      Сндс – сумма НДС; 

      Упост  - удельный вес постоянных затрат

      Упер.max = (0,25*(1- 0,1667) – 1282,9/10626,53 )* 100% = 8 %.

    Следовательно, для того чтобы ООО «Ича-Вест» не вошло в ряд убыточных, плановая сумма переменных издержек обращения не должна превышать 850,12 тыс.руб. (10626,53*8,0%), а общая сумма затрат – превышать  2133,02 тыс.руб. (850,12+ 1282,90). 

    Общая сумма плановых издержек обращения представляет собой сумму плановых переменных и постоянных затрат.

      Таблица 8

      Издержки обращения ООО «Ича-Вест»  на планируемый год (тыс.руб.)

Показатели  Оптовый

товарооборот

Условно-переменные

издержки

Условно-постоянные

издержки

2006 год 6526,00 48,71 631,94
2007 год 8328,00 69,53 900,41
Среднегодовой темп роста, % 127,61 142,74 142,48
Плановый  год – 2008г. 10626,53 99,22 1282,90
Плановый  год, % к базисному 127,60 142,70 142,48
 

      На  основании данных таблицы 8 рассчитаем:

      И.О  пл. пост. = 900,41*142,48% = 1282,90 тыс.руб.

      К = 42,74 / 27,61 = 1,547

      И.О  пл. пер. = 69,53 * (1+(0,276 *1,547)) = 99,22 тыс.руб.

      И.О  пл. = 1282,90 + 99,22 = 1382,12 тыс. руб.

     Из  приведенных расчетов можно сделать  вывод, что в ООО «Ича-Вест»  в сравнении с предыдущим периодом сумма затрат увеличивается. Это  происходит в связи с увеличением товарооборота. В общем,  за 2007 год  продажа товаров в ООО «Ича-Вест» рентабельна, организация по итогам года получила прибыль. За счет которой планируется увеличить расходы в части затрат по рекламе, т.к. анализируя затраты по рекламе 2007 года в сравнении с 2006 годом, отмечено увеличение и рост товарооборота.

     В ООО «Ича-Вест» планируется увеличение товарооборота на 2008 год на 27,61%. В  связи с чем будут увеличены  расходы, в частности транспортные. 
    Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому в фирме важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торговых надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы фирмы. 
    Следующим этапом анализа является исследование состава издержек обращения. Каждую статью издержек обращения фирма тщательно анализирует. ООО «Ича-Вест» ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов фирма добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.

     Анализ  выполнения плана товарооборота  по общему объему дополняется анализом товарной структуры товарооборота. Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных продуктов и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.

     С точки зрения маркетинга состав продажи  товаров отражает сегментацию рынка, позволяет оценить эффективность диверсификационных процессов, а также является составным элементом характеристики конкурентоспособности фирм. Таким образом, товарную структуру, с некоторыми оговорками, можно рассматривать как отражение структуры реализованного спроса.

     В процессе анализа товарной структуры  товарооборота на предприятии изучается:

  • процент выполнения плана продаж по отдельным товарным группам;
  • характеристика места отдельных товаров в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы;
  • динамика структурных сдвигов в товарообороте;
  • его ассортиментная структура (то есть удельный вес товарооборота по каждой товарной группе в товарообороте магазина);
  • степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары.

      Товарооборот по всему предприятию принимается за 100 процентов, а чтобы рассчитать относительную величину структуры, товарооборот по каждой товарной группе необходимо разделить на товарооборот магазина и умножить на 100 процентов. При этом сумма всех полученных удельных весов должна составлять 100%.

     При расчете товарооборота на предстоящий период экономико-статистическим методом используются данные анализа товарооборота за предыдущий период. Необходимо следить за тем, чтобы эти принимаемые для расчета показатели были сопоставимыми по уровню розничных цен. Нужно также учитывать тот факт, что в течение квартала по ряду причин возможны колебания спроса и, следовательно, товарооборот не может быть равномерным на протяжении всего исследуемого периода. Поэтому при распределении планируемого товарооборота по месяцам предстоящего квартала нужно учитывать, какой удельный вес занимает тот или иной месяц в общем объеме товарооборота. Данные об этих удельных весах можно получить путем анализа данных за аналогичный период прошлого года, а если таковых не имеется - с помощью исследования объективных причин, влияющих на спрос и прогнозирования его колебаний.

     Распределение общего объема товарооборота по товарным группам производится на основе ассортиментной структуры товарооборота за предыдущие периоды, с учетом удовлетворения изменяющегося покупательского спроса на отдельные товары.

3.2. Мероприятия по совершенствованию учета товарооборота и издержек

     В условиях рыночной экономики основой  успешной деятельности любого предприятия  является обеспечение требуемого уровня рентабельности его хозяйственной деятельности. Не менее важно поддержание платежеспособности фирмы, планирование и контроль связанного с этим фактором движения денежных средств.

     Проведение  анализа  в современных  условиях  прогрессирующей  инфляции  и  роста  цен,  весьма  затруднённо  и  носит  условный  характер,  что в свою  очередь  даёт  приблизительные результаты. 

    Учёт издержек производства в качестве своей основной задачи ставит информирование руководства предприятием об отклонения от норм. Общеизвестно, если руководство своевременно обратит внимание на места возникновения отклонений, виды отклонений и людей, ответственных за отклонения, то будут приняты меры, корректирующие отрицательные последствия каких-либо явлений и операций.

    В учёте издержек должны быть не просто представлены отклонения от норм и нормативов текущего периода, но и даны объяснения по возникшим текущим отклонениям.

    Процесс управления издержками обращения достаточно сложен, поскольку он требует учета разнонаправленных интересов:

  • государства;
  • отрасли;
  • предприятия;
  • контрагентов;
  • покупателей.

    Основная задача создания системы управления издержками, таким образом, состоит в том, чтобы увязать эти интересы и создать саморегулирующийся механизм их формирования и изменения. При этом важно ранжировать интересы по их значимости. Действовавшие до недавнего времени административно-хозяйственные методы управления требовали учета, прежде всего, государственных интересов. Социальные факторы при формировании издержек не учитывались. Система управления издержками в рыночных условиях определяется как система экономических средств и методов направленного воздействия на интересы отрасли, предприятия, работника с целью оптимального согласования с интересами потребителей и всего общества в целом по соблюдению соответствующих общественно необходимых с учетом спроса населения пропорций в формировании затрат.

    Важнейшим показателем, характеризующим качество управления издержками, является показатель их управляемости — способность оперативно и динамично в заданных пределах изменять параметры издержек в соответствии с изменениями системы экономических методов и средств.

    Процесс управления издержками обращения включает:

          1) организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;

Информация о работе Учет и анализ издержек обращения