Учет, аудит и анализ расчетов по оплате труда (на примере ООО "Каскад")

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда с персоналом организации (на примере ООО «Каскад»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и формы расчетов по оплате труда с персоналом предприятия;
изучить правила ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в организациях на основании законодательной нормативной базы и утвержденных подзаконных актов ведения бухгалтерского учета;
рассмотреть основы организации аудиторских проверок расчетов по труду и его оплате;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы учета, аудита и анализа учета труда и его анализа 8
1.1 Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда 8
1.1.1 Документация по учету личного состава предприятия, по учету труда и его оплаты 8
1.1.2 Формы и системы заработной платы и организация оплаты труда 10
1.1.3 Учет расчетов с персоналом по оплате труда 21
1.1.4 Учет удержаний и вычетов из заработной платы и ЕСН 31
1.4.3 Учет удержаний за причиненный материальный ущерб 36
1.4.4 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 38
1.2 Аудит расчетов по оплате труда 41
1.3 Цели, сущность и задачи анализа расчетов по оплате труда 53
2 Анализ учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО «Каскад» 58
2.1 Организационная характеристика ООО «Каскад» 58
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Каскад» 63
2.3 Анализ наличия, состояния, движения и использования фонда оплаты труда в ООО «Каскад» 69
3 Совершенствование учета, аудита и анализа расчетов с персоналом по оплате труда 73
3.1 Аудит системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Каскад» 73
3.2 Совершенствование учета расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Каскад» 82
3.3 Совершенствование аудита расчетов с персоналом по оплате труда 85
3.4 Совершенствование анализа расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Каскад» 86
Заключение 90
Список использованной литературы 97

Работа содержит 1 файл

Учет, аудит и анализ расчетов по оплате труда в организации (на примере ООО Каскад).doc

— 594.00 Кб (Скачать)

 

Из приведенного тестирования видно, что внутренний контроль расчетов с персоналом по оплате труда находится на предприятии на высоком уровне, осуществляется двойной контроль со стороны главного бухгалтера и ревизионной комиссии. Система бухгалтерского учета отвечает требованиям достоверности и полноты, осуществляется систематический контроль за ведением учета на предприятии. При этом при проведении проверки был обнаружен ряд неточностей в ответах на вопросы, связанных с состоянием бухгалтерского учета в области труда и его оплаты. В связи с этим необходимо в программу аудита включить вопросы, по которым в тесте получены неточные ответы или совсем не получены никакие ответы. Наиболее слабым звеном является отсутствие на предприятии утвержденного в установленном порядке Положения об оплате труда.

Поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия, то приобретает юридическую силу. Поэтому  в нее необходимо включить все  перечисленные ниже аспекты, которые  должны быть подкреплены нормативными документами:

    1. Выбор формы бухгалтерского учета;
    2. Организацию работы в бухгалтерии;
    3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
    4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
    5. План счетов бухгалтерского учета;
    6. Технологию обработки учетной информации;
    7. Объем, сроки и адреса представления отчетности;
    8. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.

Для обеспечения рациональной организации  бухгалтерского учета оплаты труда необходимо разработать план его организации.

План организации бухгалтерского учета начинается с составления плана документации и документооборота.

Бухгалтерскими документами оформляются  любые хозяйственные операции в  той последовательности, в какой  они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Ответственность за своевременное  и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Именно в создании хорошо продуманного графика движения документов, в его умелом и настойчивом выполнении наиболее эффективно должна проявляться роль бухгалтерии как организатора учета и контроля в хозяйствующем субъекте.

График обычно включает перечень и сроки учетных работ, выполняемых оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. по каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм и др.

Свое назначение графики в учете  оправдывают только тогда, когда  они неуклонно соблюдаются. Поэтому  их выполнение должно повседневно контролироваться главным бухгалтером и всеми работниками бухгалтерии.

Инвентаризация необходима для  того, чтобы проверить сохранность  материальных ценностей у материально-ответственных  лиц и своевременно выявить ошибки в учете. Необходимо составить план инвентаризации. В нем указывают сроки проведения инвентаризации основных средств, состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Инвентаризация может быть полной или частичной, плановой или внеплановой. Все это оговаривается в плане инвентаризации.

Отчетность как элемент методы бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной для последующего планирования. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Правильно разработанный план составления  и представления отчетности помогает соблюдать требования достоверности и своевременности.

В условиях перехода к рыночной экономике  радикально меняются роль и задачи бухгалтерской службы организаций. Бухгалтер из регистратора событий превращается в бухгалтера-аналитика, бухгалтера-мыслителя. Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений переводит его из разряда просто служащих в состав управленческого персонала, финансового менеджмента, основной смысл деятельности которого – не просто фиксация сложившегося результата работы, а его оценка и осмыслении, что становится базой диагностики и прогноза, т.е. сопоставления возможных вариантов и условий развития, подготовки мер по сохранению и упрочению финансового благополучия организации на перспективу.

Важнейшими условиями эффективной  работы бухгалтерии организации являются правильное построение ее аппарата, а также расстановка учетных работников – то, что принято называть структурой бухгалтерии. Под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать его подразделение на составные части на основе принципов разделения труда, т.е. специализация работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий.

Выбор учетной политики зависит  от специфики предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности. текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

Проверка расчетов с рабочими и  служащими по оплате труда началась с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого была проведена сверка сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Также были сверены данные по счету 76 (субсчет «Расчеты по депонированным суммам») с данными книги учета депонированной зарплаты.

Затем изучалась достоверность  первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. при этом особое внимание уделялось проверке табелей учета рабочего времени.

При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливалось наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.

При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда выяснилось, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого был проведен анализ нарядов по датам их выдачи, сопоставлялись фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Проверялось, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание было обращено на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, по переделке работ, выполненных с низким качеством.

При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание уделялось правильности арифметических подсчетов.

Дальнейшими этапами осуществления  аудиторской проверки являлись:

    • выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;
    • порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;
    • документальное оформление и оплата простоя;
    • документальное оформление брака продукции и его оплаты;
    • доплата за работу в ночное время;
    • оплата труда за работу в сверхурочное время;
    • оплата работы в праздничные дни;
    • начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);
    • начисление пособий по временной нетрудоспособности;
    • проверка правильности удержаний из заработной платы.

В ходе проверки было обращено внимание на моменты, отражающие, что в соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания:

    • налог на доходы физических лиц;
    • погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки;
    • погашение задолженности по подотчетным суммам;
    • возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию;
    • по исполнительным документам;
    • за брак продукции.

Другие удержания из заработной платы могут быть произведены  лишь с согласия работника. Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ «О налоге с доходов физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями.

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.

Удержание за товары, проданные в  кредит, производится на основании  поручения-обязательства.

Удержание в возмещение материального  ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

3.2 Совершенствование учета расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Каскад»

 

В настоящее время на предприятиях, как правило, применяется три  вида систем оплаты труда: повременная, сдельная, бонусная.

Наиболее отсталой и экономически неэффективной из рассматриваемых систем оплаты труда является, как ни удивительно, сдельная система. Этот факт объясняется просто. В свое время, когда экономика страны была построена по социалистическому принципу, эта система считалась наиболее прогрессивной, поскольку основной целью экономики страны был рост валовых объемов производства продукции. При этом существовала четкая кооперация и ее потребители, как правило, были известны заранее.

Самой распространенной сегодня продолжает оставаться повременная система оплаты труда, которую отличает ряд преимуществ и для работодателя, и для работника.

Труд является особым товаром –  он не наделен способностью постоянно сохранять свои качества. Качество труда и отдача, получаемая от него, зависят от не поддающихся прямому воздействию параметров, таких как настроение работника, его самочувствие и т.п. В этих условиях важнейшим рычагом регулирования свойств труда становится заинтересованность работника в его результатах.

Повременная система оплаты труда, применяемая на большинстве российских предприятий не дает возможности регулировать эти параметры, вследствие чего страдает и работодатель (так как труд работника со временем становится все менее эффективным) и работник (поскольку, не имея стимула к повышению эффективности труда, он, как правило, перестает совершенствовать свои знания и навыки).

Принимая во внимание, что всякий бизнес в неустойчивой экономической среде подвержен рискам, работодатели пытаются обезопасить себя, «играя на понижение» на рынке труда. Такой подход приводит к двум возможным последствиям: низкому качеству труда и текучке кадров. Оба эти фактора всегда негативно отражаются на экономических результатах работы предприятия.

Бонусная система оплаты труда  включает две составляющие - определенный оклад сотрудника плюс бонус (процент от полученной предприятием прибыли). Эта система применяется в основном в торговле и страховании и построена на оценке личного участия работника в получении предприятием прибыли (например, определенный процент за каждую проданную единицу товара).

Бонусная система оплаты труда  в условиях рыночной экономики является наиболее эффективной, поскольку стимулирует каждого работника в достижении получения прибыли – основной цели бизнеса. К сожалению, эта система используется лишь на небольшом количестве предприятий. Это объясняется тем, что она четко не разработана (вследствие чего непонятна как работодателю, так и работнику) и экономически не обоснована (поэтому бывает затруднительно понять экономический эффект от ее внедрения).

Информация о работе Учет, аудит и анализ расчетов по оплате труда (на примере ООО "Каскад")