Теоретические и методические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Содержание

введение…………………………………………………………………5
Теоретические и методические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
Теоретические и методические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»…………………………………..8
1.2Методика анализа расчетов с покупателями и заказчиками………17
1.3 Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками………23
Анализ практики организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии В ОАО «ЧТЗ»
2.1 Организация бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОАО «ЧТЗ»………..……….32
2.2 Анализ системы расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии в ОАО «ЧТЗ»………………………………............................46
2.3 Совершенствование системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»………………………………….56
заключение…………………………………………………………..61
Библиографический список………………………………

Работа содержит 1 файл

Морозова_Диплом напечатать.docx

— 115.16 Кб (Скачать)

6. Документы  второго уровня представлены  положениями по бухгалтерскому  учету, устанавливающими правила  его ведения .

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок  учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете  и отчетности отдельных участках.

Из положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета

7. К числу  важных документов третьего уровня  относятся методические указания  по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности  учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость»

8. План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  Деятельности предприятий и Инструкция  по его применению. Утв. Приказом  МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38н).

9. О формах  бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

10. Расчеты  с покупателями и заказчиками  за товары могут проводиться  безналичным образом (через расчетные  счета в банках). Эти операции  регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, октябрь 2002 г.

Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

11. Основными  рабочими документами организации  являются:

  • документ об учетной политике предприятия;
    • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты, в которых рассматриваются  вопросы регулирования расчетных  операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления  Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.

Основная  цель аудита - установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками  должны быть решены следующие задачи:

- проверка  правильности оформления первичных  документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

- подтверждение  своевременности погашения и  правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

- оценка  правильности оформления и отражения  в учете предъявленных претензий.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Чтобы наметить направления проверки и области  углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет - выполняет поставленные перед ним задачи.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками  используются приемы фактического и  документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным  вопросам данного раздела аудиторской  программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных  форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.

Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается  правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Аудитор должен проверить правильность отражения  в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и  отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет  «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.

В заключение выясняется правильность применяемых  схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

Типичные  ошибки:

- отсутствие  договоров на поставку продукции,  первичных расчетно-платежных документов  или неполное их оформление;

- неправильное  определение налогооблагаемой базы  по НДС и Т.Д.; - некорректная  корреспонденция счетов бухгалтерского  учета; 

- недостоверность  аналитического учета; 

- формальное  проведение инвентаризации расчетов.

 

2 Анализ практики организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»

 

2.1 Организация бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»

 

Бухгалтерский учет на изучаемом предприятии ведется  по журнально – ордерной форме. Учет расчетов с покупателями и заказчиками не автоматизирован. Схема документооборота операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражена на рис. 1.

В соответствии с пунктом 208 Методических указаний отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) на изучаемом предприятии  осуществляется на основании соответствующих  первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной  на изучаемом предприятии  используется форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону".

Основанием  для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, а  в некоторых случаях непосредственно  в цехе,  является распоряжение руководителя ОАО «ЧТЗ», а также договор с покупателем (заказчиком).

Постановление Госкомстата РФ N 71а обязывает  выписывать накладную в двух экземплярах. Однако для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью отпуска готовой продукции, а также для оптимизации графика документооборота (повышения оперативности поступления первичных документов в бухгалтерию ОАО «ЧТЗ»), накладная оформляется в 3 экземплярах. Все 3 экземпляра накладной передаются в бухгалтерию ОАО «ЧТЗ» для регистрации в специальном журнале и подписи их главным бухгалтером. Подписанные накладные возвращаются на склад или в цех, где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика или мастера) как          оправдательный документ на отпуск   

 





 


 

 

 

 

 

 



 


 


 




 

 

 

 

Рисунок 1 - Схема документооборота операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками на ОАО «ЧТЗ»

готовой продукции, второй служит основанием для выписки  счета-фактуры; третий экземпляр накладной  передается получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции.

Бухгалтерская служба ОАО «ЧТЗ» систематически осуществляет выверку данных об отпущенной готовой продукции с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании  накладных на отпуск готовой продукции бухгалтерия ОАО «ЧТЗ»  выписывает счета-фактуры по форме установленной в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в журнале учета выставлентных счетов – фактур и в книге продаж для начисления налога на добавленную стоимость.

Перечень  реквизитов, обязательных к отражению  в счете-фактуре, установлен статьей 169 НК РФ.

         Для обеспечения контроля за расчетами с каждым покупателем  по конкретным отгрузкам продукции в бухгалтерии составляется Ведомость № 16 «Отгрузка и реализация продукции» (приложение 6).  Ведомость открывается на месяц, сначала в нее записывают остатки товаров, отгруженных на начало месяца. Затем в нее вписывают счета, выписанные покупателям в отчетном месяце. По мере оплаты счетов покупателями в ведомости делают об этом отметки. В случае возврата продукции покупателем записи об отгрузке в ведомости сторнируются. 

 

В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с  покупателями и заказчиками на изучаемом  предприятии ведется на одноименном  счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".  В  Плане  счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых  к счету 62. При этом закреплено требование об организации аналитического учета  по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по  каждому  предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми  платежами - по каждому покупателю и  заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность  получения необходимых данных по:

-покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

-покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

-авансам полученным;

-векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

-векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

-векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

На изучаемом  предприятии расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются без  выделения субсчетов к счету 62. Все особые отметки об операциях  осуществляются в ведомости № 16.

Рассмотрим  порядок отражения расчетов ОАО «ЧТЗ» с покупателями и заказчиками на счетах бухгалтерского учета, с учетом того, что учетной политикой данного предприятия установлено признание выручки по мере отгрузки продукции и выполнения работ.

3 декабря  2011 года ОАО «ЧТЗ» отгрузило запасные части по договору на сумму 36000 руб., в том числе НДС 6000 руб. Фактическая себестоимость запчастей составила 22000 руб. По условию договора покупатель производит оплату после получения запчастей от  ОАО «ЧТЗ». В журнале регистрации хозяйственных операций ОАО «ЧТЗ» за декабрь 2011 года были оформлены следующие бухгалтерские проводки:

дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 20 – 22000 руб. - на сумму  фактической себестоимости запчастей  для ООО «Виста»;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет "Выручка" –36000 руб. -  на сумму задолженности  заказчика за проданные запчасти;

дебет счета 90, субсчет "НДС" кредит счета 68 – 6000 руб. - на сумму НДС по сумме  стоимости запчастей;

дебет счета 51 кредит счета 62 – 36000 руб. -  на сумму  денежных средств, поступивших на расчетный  счет от ООО «Виста».

На ОАО «ЧТЗ» иногда  расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются  с использованием денежных авансов. Для учета полученных авансов на изучаемом предприятии предусмотрен субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным».  Авансовые платежи оформляются платежными поручениями, в которых содержится ссылка на договор.  С полученных сумм авансов ОАО «ЧТЗ»  начисляет НДС, который подлежит взносу в бюджет.  По завершении и сдаче заказчику работ, а также при отгрузке  продукции покупателям полученные суммы авансов засчитывают в уменьшение задолженности покупателей и заказчиков. При этом на сумму НДС, ранее начисленную по полученным авансам, делают восстановительную запись.

Информация о работе Теоретические и методические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками