Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:48, дипломная работа
Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
введение…………………………………………………………………5
Теоретические и методические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
Теоретические и методические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»…………………………………..8
1.2Методика анализа расчетов с покупателями и заказчиками………17
1.3 Методика аудита расчетов с покупателями и заказчиками………23
Анализ практики организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии В ОАО «ЧТЗ»
2.1 Организация бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОАО «ЧТЗ»………..……….32
2.2 Анализ системы расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии в ОАО «ЧТЗ»………………………………............................46
2.3 Совершенствование системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»………………………………….56
заключение…………………………………………………………..61
Библиографический список………………………………
оглавление
введение…………………………………………………………
1.2Методика анализа расчетов с покупателями и заказчиками………17
1.3 Методика
аудита расчетов с
2.1 Организация бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОАО «ЧТЗ»………..……….32
2.2 Анализ системы расчетов
с покупателями и заказчиками на предприятии
в ОАО «ЧТЗ»……………………………….............
2.3 Совершенствование системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «ЧТЗ»………………………………….56
заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………..67
Введение
Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики
риск неоплаты или несвоевременной
оплаты счетов увеличивается, это приводит
к появлению дебиторской
В настоящее время на предприятиях
очень важно уделять внимание
расчетам за продукцию, товары и услуги
с покупателями и заказчиками. Развитие
рыночных отношений повышает ответственность
и самостоятельность
Сомнительная дебиторская
Развитие рыночных отношений повышает
ответственность и
Актуальность данного
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах.
Таким образом, особенности учета расчетов с контрагентами – это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.
Предметом исследования является система учета, аудита и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
Объект – ОАО «ЧТЗ».
Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии и проведение анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- рассмотреть теоретически исследовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками в системе хозяйственно-экономической деятельности предприятия;
- изучить основы нормативно-правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть порядок списания задолженности;
- провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
- выявить пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В качестве объекта исследования в дипломной работе выбрано ОАО «ЧТЗ».
Методологической и технической основой для написания дипломной работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых. Среди которых: Гусева Т.М., Каморджанова Н.А., Мигун О.Ф., Молчанов С.С., Савицкая Г.В., Ендовицкий Д.А., Алексеева.А.И., Гиляровская Д.В.
1 Теоретические и методические аспекты учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками при различных формах расчетов
Предприятие
в процессе хозяйственной деятельности
выступает не только в качестве покупателя
товарно-материальных ценностей, но и
в качестве продавца производимой продукции
или оказываемых услуг. В этом
случае возникают расчеты с покупателя
Вся совокупность расчетов может быть разделена на две большие группы:
- наличные
расчеты – расчеты наличными
деньгами по оплате труда, по
подотчетным суммам, по служебным
командировкам, по текущим
- безналичные расчеты - расчеты через учреждения банков с помощью записей на открытых в нем счетах.[27]
Основная масса расчетов, как правило, осуществляется в безналичной форме.
Наличные
расчеты осуществляются наличными
денежными средствами. Безналичные
расчеты осуществляются через кредитные
организации (филиалы) и/или Банк России
по счетам, открытым на основании договора
банковского счета или договора
корреспондентского счета (субсчета).
Различают следующие формы
- расчеты
платежными поручениями,
- расчеты
по аккредитиву. Аккредитив –
условное денежное
- платежное
требование является расчетным
документом, содержащим требование
кредитора (получателя средств)
- расчеты чеками. Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем вставления чеков. Чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
- расчеты
по инкассо представляют собой
банковскую операцию, посредством
которой банк по поручению
и за счет клиента на
Соответственно, оправдательными документами для первого вида платежей являются счета, товарные накладные, акты выполненных работ либо оказанных услуг, акты о приемке выполненных работ и др. Оправдательными документами для выплаты авансов служат договора.
При продаже товаров покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Кроме того, счет-фактура составляется поставщиком также по фактам поступления любых денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также денежных средств, поступивших в качестве предоплаты. Данный счет-фактура регистрируется в книге продаж, но не предъявляется покупателям для регистрации в книге покупок.
Счета-фактуры, составленные по фактам полученной предоплаты, являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость [32].
Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчикам используется активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Первичными документами к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт приемки-передачи работ, услуг. Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учеты, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. [35]
Для расчетов
с покупателями и заказчиками
используется синтетический активно-
При использовании
организацией ККМ при продаже
в розницу товаров, работ и
услуг каждую операцию записывать отдельной
проводкой в учете
Д-т сч. 50 «Касса»
К-т сч. 90 «Продажи».
Если факт
поставки товара, работ или услуг
не совпадает по времени с получением
за них денежных средств, то у предприятия
возникает дебиторская
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи».
Если же предприятие продает неиспользуемые ОС, излишки сырья и прочие материальные и нематериальные активы, т.е. осуществляет не основной вид своей деятельности, то составляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
При погашении покупателями своей задолженности бухгалтер отражает данную операцию в учете следующей записью (в зависимости от того, каким путем была произведена оплата):
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.
Расчеты с
покупателями и заказчиками плановыми
платежами и предоплатой
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета»
К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
При передаче покупателю или заказчику продукции, выполнении работ или оказании услуг, в счет которых был получен аванс, его сумма зачитывается, и в учете делается следующая внутренняя проводка:
Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если полученный аванс не равняется стоимости отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, то покупатель выплачивает оставшуюся сумму стоимости. В бухгалтерском учете данная операция отражается соответствующими записями.
Если расчет
с покупателем осуществляется в
виде взаимозачета, то в день, который
указан в акте как дата проведения
взаимозачета, каждое предприятие составляет
следующую бухгалтерскую