Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Для формирования теоретических основ бухгалтерского дела, а также их адаптации к решению прикладных задач необходимо определить Понятие бухгалтерского дела, его цели, объект, Предмет и содержание.
Определение понятия бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».

Работа содержит 1 файл

Л.бухдело.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

6.              Ведение соответствующих регистров  налогового учета.

Отдел учета текущих расчетов и обязательств

1.                 Учет расчетов с контрагентами  организации.

2.                   Выписка исходящих счетов-фактур  и регистрация входящих счетов-фактур в журналах регистрации.

3.                Формирование книги покупок и  Книги продаж, а также Соответствующих проводок за месяц в соответствий t рабочим планом счетов.

4.    Ведение соответствующих регистров налогового учета.

Отдел внутренней бухгалтерии

1.                   Отражение в учете поступлений  движения, использования и выбытия  материальных ценностей и внеоборотных активов для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

2.                  Формирование сводных проводок  на своем! участке за месяц  в соответствии с рабочим планом  счетов.

3.                   Ведение соответствующих регистров налогового учета. 

     Для большинства учетных систем в  мировой практике характеры наличие  двух бухгалтерий: финансовой (общей) и  управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагента ми. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируете государством, а во многих случаях и группой государств в лице меж правительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров при были, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опубликования в открытой печати.

     Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия направлена на решение внутренних проблем, связанных с повышение эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегменте деятельности. В управленческой бухгалтерии организуют синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими. Деятельность управленческой бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности сегментов деятельности, обеспечении учета доходов (маржи) и расходов.

     В разных учетных системах взаимосвязь  между финансовой управленческой бухгалтериями  осуществляется с помощью специальной системы счетов: отражающих, переплетающихся, собирательно-распределительных.

     В российской практике учета предпочтение отдано применений системы отражающих счетов (30—39).

     Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов в cooтветствии с утвержденным графиком документооборота.

Возможны  два варианта Организации учетного процесса:

•                    централизованный;

•                  децентрализованный.     

При централизации учетного Процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих Подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности.

     В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется ведение аналитического и синтетического учета, составляются Отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделений, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по организации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации.

     В структуре могут быть выделены филиалы, обособленные подразделения, представительства.

     Содержанием статьи 55 ГК РФ определено, что филиалы  или представительства являются обособленными Подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Основное различие между ними Заключается в том, что филиалы полностью или частично выполняют функции создавшего его юридического Лица, в том числе функции представительства, которое представляет интересы головной организации и осуществляет их защиту.

Общим в положениях о филиалах и представительствах являются следующие Позиции:

•     они являются юридическими лицами;

•    действуют на основании доверенности;

•   наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (собственником).

     Согласно  ст. 55 ГК РФ, обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны быть указаны в учредительных  документах создавшего их юридического лица.

     Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленными подразделениями организации являются любые территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные paбочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на Срок не менее одного Месяца.

     Признание обособленного подразделения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах. От признании или непризнания наличия обособленного подразделения зависит порядок начисления и уплаты налогов в бюджет как головной организацией, так и отдельными обособленными подразделениями, выделенными на самостоятельный баланс.

     В соответствии с п. 8 Положений по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказа Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов иных подразделений, включая выделенные на отдельный баланс.

     Подразделения могут быть выделены как на отдельный баланс, так и остаться в составе головной организации.

     В практической деятельности организаций  возможны следующие схемы организации  бухгалтерского учета в структурных  подразделениях.

Схема 1. Структурное подразделение не выделено на отдельный баланс, учетный процесс осуществляет головная организация.

Схема 2. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, но не имеет расчетных (текущих) счетов.

Схема 3. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет текущий счет, но не осуществляет самостоятельно продажу товаров, продукции, работ, услуг (по существу является затратным подразделением — представительством головной организации в регионе).

Схема 4. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетные счета, самостоятельно осуществляет продажу товаров, продукции, работ, услуг.

     Организация документооборота включает составление график прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов и соответствующим отражением фактов хозяйственна деятельности на счетах бухгалтерского учета. Оптимизация документооборота позволяет установить количество необходимых документ и число работников, которые обращаются с данными документами.

При составлении  графика должны быть соблюдены следующие требования:

•                    первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией должны иметь все обязательные реквизиты;

•                  при приеме документов должна осуществляться проверка правильности арифметических вычислений;

•                   документы должны быть оформлены в соответствии с основаниями законодательных и нормативных актов;

•                    все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием исправления;

•                   по любой сделке должны быть представлены все необходим документ (договор и дополнения к нему, накладная, акт выполненных работ, смета, счет-фактура, платежное поручение)

     На  начальном этапе работы по составлению графика документооборота главный бухгалтер устанавливает круг лиц, которые обращаются с первичными документами (работники отдела снабжения, лица, ответственные за продажи (маркетологи). В официальном порядке до них доводятся сведения о правилах оформления первичных документов и сроки представления данных документов в бухгалтерий. Следует заметить, что очень часто это положение не включается в общий график документооборота, в результате чего задержка в Приеме счетов-фактур достигает .Нескольких месяцев. Рекомендуется оформить соответствующий приказ руководителя по организации, в котором также устанавливается ответственность за несвоевременное представление документов в бухгалтерию.

     Своим распоряжением по бухгалтерии главный  бухгалтер обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.

     Контролю  подлежит правильность отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Для этого к каждому первичному учетному документу прилагается перечень бухгалтерских записей с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера.

     На  этом же этапе устанавливается контроль за правильностью оформления первичных  учетных документов и отражения на их основании фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Возможны ситуации, Когда некоторые документы учитываются два раза. Так, например, по накладной материал списан со склада на один объект учета затрат, а затем передан на другой без оприходования через склад и вновь списан на расходы. В данном случае нарушены правила документооборота о необходимости отражения движения всех материалов через склад.

     Задачей главного бухгалтера является оптимизация (или разработка) собственно документооборота и технологии обработки получаемой информации. В структуре Документооборота выделяют две составляющих: документооборот внутри организации и документооборот внутри бухгалтерии. При этом устанавливается:

•                    перечень первичных документов, применяемых  в организации;

•                   список работников, Имеющих право  подписывать данные документы и нести ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

•                   рабочая схема действующих отделов организации;

•                    порядок движения, каждого документа  между отделами организации и крайней, с рок их представления конечному потребителю информации (Например, бухгалтерии);

• график движения документа внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать исчисление налогов и составление бухгалтерской отчетности

     После составления и утверждений графика  каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за невыполнение требований документооборота. При этом график документооборота позволяет улучшить контроль со стороны бухгалтерии за работой организм щи, повышает эффективность учетной работы. 
 

В общем  виде график документооборота имеет  следующий вид

Название организации   Утверждено

 Приказом  руководителя

№         дата

Наименование документа Ф. И. О. исполнителя, формирующего документ Ф. И. 0. исполнителя, обрабатывающего документ Ф. И. 0.

исполнителя, контролирующего содержание документа

Ф. И. 0. исполнителя, обеспечивающего хранение документов и их  сдачу  в архив
         

                                                Подпись главного бухгалтера 

Информация о работе Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование