Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:56, реферат
Для формирования теоретических основ бухгалтерского дела, а также их адаптации к решению прикладных задач необходимо определить Понятие бухгалтерского дела, его цели, объект, Предмет и содержание.
Определение понятия бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».
Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от правил и требований. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Например, принцип о непрерывности деятельности не применим при определении учетной политики на период ликвидации организации. Однако подобные ситуации являются исключениями из общего правила.
Кроме того, выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной деятельности, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой (учетной) информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Иными словами, Чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между принципами и требованиями исходя из профессионального суждения бухгалтера.
Становление рыночной экономики в России Потребовало разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее созданий.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующее прямо или косвенно постановку учета в организациях.
Особое место в этом уровне занимает Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЭ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как Необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие Чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации Юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.
К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.
Второй
уровень системы нормативного регулирования
составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету. В этих документах обобщены принципы
и базовые правила
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты следующие нормативные документы по бухгалтерскому учету:
• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями);
• Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организаций» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом
от 9 декабря 1988 г. №60н;
В соответствии с «Мерами по реализации в 2001—-2005гг. Программы реформирования бухгалтерского учета» предполагается, что будет разработано и введено в действие еще более 20 положений (стандартов), охватывающих наиболее существенные стороны методологии бухгалтерского учета и в большей мере международных стандартов финансовой отчетности.
Третий уровень Нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).
Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1—3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.
Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1—3-го уровней.
Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане рассматриваются порядок и сроки Осуществления мероприятий в отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого документа заключается в том, что развитие бухгалтерского учета является составной частью общего процесса становления рыночных отношений в Российской Федераций. Содержание представленного документа подчеркивает, что в результате разделения права собственности и функций управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в Получении объективной и подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на международном уровне.
В соответствии с содержанием плана одним из важнейших условий реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных органов.
В
России все разрабатываемые положения
по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят
из норм, заложенных в МСФО. Однако переход
на международные стандарты осуществляется
прежде всего для того, чтобы сделать финансовую
отчетность организаций прозрачной, а
следовательно, создать условия для привлечения
дополнительных средств инвесторов на
развитие предпринимательства, в том числе
малого и среднего. Вместе с тем концепция
реформирования бухгалтерского учета
с ориентировкой на МСФО имеет недостаток,
заключающийся в том, что если наши организации
смогут попасть на американский финансовый
рынок свободных капиталов, то они вынуждены
будут составлять бухгалтерскую отчетность
не только на основе МСФО, но и отдельно
по нормам GAAP. Необходимо также разрабатываемые
ПБУ приводить к сопоставлению их содержания
с параметрами и критериями МСФО. Это позволит
говорить о гармонизации и стандартизации
российского бухгалтерского учета и отчетности
с международными стандартами.
2. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией
Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие — управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.
Бухгалтерский учет в системе управления организацией. Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей.
Бухгалтерский
учет в информационной системе управления
организацией может быть представлен
интерактивными схемами (рис. 1.1, 1.2).
Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является Частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации.
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей турой управления организацией.
Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) являются:
• организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования;
• поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;
• своевременное
обеспечение финансовыми
• эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; ]
• сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала)
•
обеспечение своевременности
Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются:
• финансовая политика;
• кредитная политика;
• политика управления денежными потоками;
• амортизационная политика;
• дивидендная политика;
• политика формирования доходов и расходов;
• налоговая политика.
Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов — регистров бухгалтерского и налогового учета и документов
внутренней отчетности.
Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:
• разработку
организационно-
•
составление графика
• создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;
• формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации);
• создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса).
Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998 г. № 34н, установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации.
Информация о работе Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование