Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Для формирования теоретических основ бухгалтерского дела, а также их адаптации к решению прикладных задач необходимо определить Понятие бухгалтерского дела, его цели, объект, Предмет и содержание.
Определение понятия бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».

Работа содержит 1 файл

Л.бухдело.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

сроков хранения, утвержденном Росархивом 6 октября 2000 г. Эти (Сроки распространяются на все организации независимо от того, поступают ли документы на хранение в государственные и муниципальные архивы или нет.

■  Срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания материалов делопроизводства.

5.               Для систематизации и накопления  информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются  регистры бухгалтерского учета.  Регистры бухгалтерского учета могуг вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

Формы регистров  бухгалтерского учета разрабатываются  и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Содержание регистров  бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — государственной тайной.

6.               Имущество, обязательства и иные  факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно. — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления  (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в  частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование  текущей рыночной стоимости производится на Основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имушества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе  путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Записи в бухгалтерском  учете по валютным счетам организации. а также по операциям в иностранной  валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

7. Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, проведение инвентаризации обязательно:

•          при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

•          перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября  отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

•          при смене материально ответственных лиц;

99Й

•           при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

•           в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

•           при реорганизации или ликвидации организации;

•           в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 22 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и \ финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные I комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной  комиссии допускается  проведение  инвентаризаций : возлагать на нее.

Персональный  состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации на основании приказа (постановления, распоряжения). В состав 'инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие i специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Основными целями инвентаризации являются:

•          выявление фактического наличия  имущества;

•          сопостаапение фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

•           проверка полноты отражения в  учете обязательств.

Перед тем как  начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движе-[ нии материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием даты. Кроме того, материально ответственные лица организации должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также, что все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.

Фактическое наличие  имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного  его подсчета, взвешивания, обмера. Для этого руководитель организации должен создать необходимые условия; обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.д.

Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов, при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов может производить на основании обмеров и технических расчетов.

Сведения о  фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. Их формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. (й ред. от 3 мая 2000 г.) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. При ручном способе они заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки подчеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в описях допущены ошибки, то их исправление  производится путем зачеркивания неправильных и представления над зачеркнутыми правильных записей. Причем все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Инвентаризации  подлежат:

•          все имущество организации независимо от его местонахождения;

•           все виды финансовых обязательств;

•           производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации,  но числящиеся  в бухгалтерском

учете (находящиеся  на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).

Заключительным  этапом при проведении инвентаризации считается процесс сравнения фактических остатков материальных ценностей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатами такого сравнения является составление сличительных ведомостей (№ ИНВ-18; № ИНВ-19; № ИНВ-26). Следует отметить, что суммы излишков и недостач товарно-материальнь!х \ ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с ' их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Все сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием вычислительной техники, гак и вручную.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором  она была закончена, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

•           излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

•          недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Отметим, что  суммы недостач имущества и его  порчи, выявлен-ные при инвентаризации, списываются на виновное лицо только в тех случаях, если работник:

•           признан виновным по решению суда;

•          является виновным в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

•          в соответствии с Трудовым кодексом РФ может быть привлечен к полной или ограниченной материальной ответственности.

8. Для  ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную опре- 

Информация о работе Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование