40
Выполнение контрольных операций с участием
специалистов или представителей общественности.
Выделяют
ряд приемов:
1) инвентаризаци
2) контрольный
запуск сырья в производство - помогает
выявить различные
недостатки и нарушения в нормировании
и технологии производства, вскрыть хищения
и
другие злоупотребления, связанные с созданием
неучтенных излишков материальных
ценностей за счет применения завышенных
норм расхода и необоснованного списания
сверх норм, изменения технологического
режима, искажения качественных показателей
продукции;
- контрольная
закупка - проводится контролером в присутствии
двух понятых. Целью является установление
соблюдения правил торговли, ведения финансовой
или предпринимательской деятельности.
В результате ее проведения определяются
фактический вес отпущенного товара, правильность
денежных расчетов;
- контрольные
обмеры - наиболее часто применяются для
проверки выполнения строительно-монтажных
и ремонтных работ с помощью обмеров такими
инструментами, как рулетка, метр, геодезический
инструмент. Результаты обмера выполненных
работ отражаются в составляемом ревизором
совместно со специалистом-строителем
акте обмера, который подписывают все
участники этого действия.
- ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ
РЕВИЗИЯ.
Документальная
ревизия применяется при рассмотрении
в суде и расследовании уголовных и гражданских
дел. Это проверка совершения хозяйственных
операций, процессов и деятельности предприятия
по данным первичной документации, записей
в учётных регистрах и отчётности. Документальная
ревизия не является процессуальным институтом.
Ревизия - это один из способов хозяйственного
контроля. В процессе её проведения решаются
такие задачи, как:
- проверка
законности совершения операций;
- проверка
сохранности материальных ценностей и
денежных средств;
- проверка
правильности постановки бухгалтерского
учёта;
- проверка
доброкачественности документов, которыми
оформляются хозяйственные операции;
- проверка
правильности записей на счетах бухгалтерского
баланса;
- проверка
достоверности данных бухгалтерской отчётности;
Материалы
документальных ревизий, в которых
устанавливаются факты злоупотреблений,
влекущих уголовную ответственность,
должны передаваться правоохранительному
органу для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела. Для
правильного решения этого вопроса предоставленные
материалы должны содержать:
- письменное
заявление соответствующего должностного
лица о фактах выявленных злоупотреблений
с просьбой привлечь виновных к ответственности;
- акт
ревизии, в котором содержится описание
хода исследования и выводы ревизора;
- инвентаризационная
ведомость, если проводилась инвентаризация;
- сличительная
ведомость (сопоставление данных бухгалтерского
учёта с фактическим наличием ценностей);
- подлинные
документы, подтверждающие факты выявленных
злоупотреблений;
- выводы
специальной комиссии о результатах рассмотрения
акта ревизии по предприятию;
- объяснения
ревизуемых и других лиц по обстоятельствам
выявленных злоупотреблений;
- заключение
ревизоров по этим объяснениям.
42.Виды
документальных ревизий:
- в
зависимости от проверяющего органа:
-
ведомственная (обычный аудит)
-
вневедомственная (государственная).
- по
характеру организации:
-
плановые;
-
внеплановые.
- в
зависимости от объёма проверки:
-
полные;
-
частичные.
4. по
методу проверки документов:
-
сплошные (проверяются все документы
подряд);
-
выборочные.
5. по
составу ревизионной группы:
-
бухгалтерские;
-
комплексные.
- в
зависимости от повторяемости проверки:
-
первичные;
-
повторные;
-
дополнительные.
Вневедомственные
контрольные органы, имеющие право
проводить документальные ревизии субъектов
хозяйствования:
- КГК;
- Минфин
(КРУ);
- ГНК
и его инспекции;
- Национальный
банк.
Органом,
который обязан выполнять документальную
ревизию по заданию правоохранительного
органа является КРУ Минфина (Постановление
КМ от 12.12.94г. №241).
- Особенности
документальной ревизии,
проводимой по требованию
следователя.
Ст.64
УПК предоставляет следователю
право требовать проведения в
необходимых случаях документальных
ревизий и инвентаризационных проверок.
У неё ряд особенностей по сравнению
с обычной ревизией, являющейся способом
хозяйственного контроля.
Документальная
ревизия по требованию следователя
- имеет
двойственную правовую природу. По своей
сущности она остаётся способом хозяйственного
контроля, а по целям и методам - способом
собирания доказательств по делу;
- проводится
в соответствии с процессуальным законодательством,
но не является следственным действием,
т.к. процессуальным законом не регулируется;
- порядок
проведения ревизии не регулируется процессуальным
законом, а постановлением Правительства,
а также ведомственными нормативными
актами;
- ревизор,
проводивший ревизию по заданию следователя,
является должностным лицом соответствующего
контрольного органа, а сам процессуальной
фигурой не является. По делу он является
свидетелем.
Несмотря
на то, что ревизия по требованию
следователя УПК не регулируется,
с учётом важности её результатов
для дела, при её проведении необходимо
соблюдать ряд процессуальных гарантий
и правил, обеспечивающих полноту, достоверность
и объективность её результатов.
Особенности
данной ревизии могут подразделяться
на три группы:
- особенности
назначения ревизии. Ревизия назначается
при наличии фактических оснований, т.е.
когда установлены какие-либо факты злоупотреблений,
нарушений преступного характера, однако
документальные данные, подтверждающие
факты последних, не собраны. Такая ревизия
назначается путём вынесения следователем
постановления в адрес высшей организации
или соответствующего контрольного органа.
На основании этого постановления руководитель
организации должен издать приказ, в котором
определяется состав ревизионной группы,
выдаётся задание. Следователь должен
ознакомиться с составом ревизионной
группы на предмет установления заинтересованности
в деле (может потребовать замены ревизора);
- особенности
производства ревизии. В ходе ревизии
ревизор может быть ознакомлен с некоторыми
материалами дела по усмотрению следователя.
Взаимодействие следователя и ревизора
проявляется во взаимном обмене информацией,
согласовании методов исследования и
т.д. Следователь может при необходимости
ограничить ревизора в его правах получать
от проверяемых лиц объяснения или в праве
сам применять некоторые методы фактического
контроля. В ходе ревизии действия
ревизора могут дополняться некоторыми
оперативными мероприятиями;
- особенности
использования результатов. Особенность
заключается в проверке следователем
полноты выполнения задания, обоснованности
данных, приводимых в акте ревизии, документами
и инвентаризационными материалами.
Следователь
проверяет в ходе ревизии соблюдения законных
прав и интересов ревизуемых лиц. Следователь
вправе потребовать от ревизора необходимых
пояснений по акту ревизии, а также потребовать
проведения дополнительной или повторной
ревизии.
44.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИИ
Ревизор
обязан выполнить свою работу в соответствии
с установленным планом или полученным
специальным заданием (при внеплановых
ревизиях). Ревизор должен не только выявлять
злоупотребления, но и разрабатывать мероприятия,
необходимые для улучшения работы ревизуемой
организации и в частности, для улучшения
работы ревизуемой организации, для предотвращения
злоупотреблений. Закончив свою работу
в установленный срок, ревизор составляет
акт определенной формы.
Таким
образом, основными этапами ревизии является:
1) подготовка
к проведению ревизии.
Вначале
издается приказ, распоряжение о проведении
ревизии субъекта экономического контроля.
Затем составляется программа ревизии.
Далее изучаются нормативные
акты, регулирующие хозяйственную деятельность
проверяемого субъекта, изучается предыдущий
акт ревизии;
2) проведение
ревизии.
Организовывается
работа на месте. Проводятся различные
ревизионные действия (приемы контроля);
3) подготовка
материалов ревизии.
Составляются
различные справки (акты). Составляются
промежуточные акты. Составляются приложения
к актам. Составляется основной акт.
(На
основании акта документальной
ревизии вышестоящий орган принимает
меры по устранению недостатков,
выявленных документальной ревизией,
и привлекает к ответственности
виновных);
4) реализация
материалов ревизии.
Устранение
недостатков в ходе ревизии. Разработка
плана по устранению недостатков. Обсуждение
акта ревизии и издание приказа.
Передача материалов ревизии в правоохранительные
органы. Информация об устранении недостатков
и проверка ревизором на месте этой
информации. Проверка устранения недостатков
при проведении следующей ревизии.
Значительное
число преступлений, связанных с
хищениями государственного и общественного
имущества, а также должностных
преступлений выявляется ведомственными
документальными ревизиями (примерно
50 % уголовных дел о хищениях имущества
в крупных и особо крупных размерах).
- Оформление
результатов док-й ревизии
По
рез. Проверки, в ходе кот. Были обнаружены
нарушения, составляется акт. Если нарушений
нет – оформляется справка.
Структура
и содержание акта ревизии, проведенной
по постановлению дознавателя, следователя,
прокурора, суда состоит из трех частей:
1. Обшей
(вступительной), предназначенной для
показа, как была ор-
ганизована ревизия, и что собой представляет
хозяйствующий субъект.
- Исследовательской
(основной).
- В
общей (вступительной) части
указываются: наименование органа, производившего
документальную ревизию и название ревизуемого
хозяйствующего субъекта; постановление
следователя, номер и дата прЯкг13а>
удостоверения ревизионного органа, на
основании которого произведена документальная
проверка, обстоятельства, вызвавшие ее
проведение; фамилия, имя, отчество ревизора;
ревизуемый период; сведения о проВеР>яе-мых
должностных, материально ответственных
лицах (когда заключен договор о материальной
ответственности, издан приказ о приеме
на рзб°'гу); перечень вопросов, поставленных
на разрешение ревизору-бухгалтерУ' Дата
начала и окончания ревизии; перечень
представленных на исследоВание
документов и рекомендуемые приемы их
проверки.
- В
исследовательской (основной) части
содержатся: общие сведения о ревизуемом
хозяйствующем субъекте (наименование,
вид, юридический адрес, подчиненность;
краткая характеристика видов экономической
деятельности, согласно уставу, учредительному
договору, лицензии; йкие
бухгалтерские документы, учетные регистры
проверены и за какой период хозяйственной
деятельности; форма проведения ревизии
(полная илИ частичная); процесс проверки,
приемы исследования данных учета; суШ11С)сть
нарушений, злоупотреблений, установленных
в ходе исследования; ^кие положения (указы,
приказы, распоряжения, постановления
и инстрУк1ши) были нарушены, их номер,
дата и наименование; какой определен
предварительный размер материального
ущерба и кто из должностных, Материально
ответственных лиц ответственен за его
причинение.
- Заключительная
часть, выводы и приложения отражают:
кра"гкие
ответы ревизора по каждому исследуемому
вопросу; общий размер Материального ущерба,
период, причины его образования и дифференциал11*1
по каждому из ответственных лиц; состояние
бухгалтерского учета. ^ актУ прилагаются
составленные в ходе ревизии таблицы,
схемы, график*1' расчеты по проверяемым
документам.
- Таким
образом, акт ревизии должен иметь установленную
фор^ на~ писан последовательно,
без недосказанных мыслей, отражать сущность
нарушений, злоупотреблений со ссылкой
на нормативно-правовые акП>>- Относительно
оценки акта ревизии С. П. Голубятников
указывает, что: «Обычно при этом следователь
решает два вопроса: насколько доброкачественно
проведена ревизия, и какое значение для
дела имеют ее материалы».