Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации торгово-технологического процесса на примере аптеки и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить основную задачу - сравнить торгово-технологический процесс (стадии приемки, хранения, размещения и выкладки, методы продажи товаров и обслуживания покупателей) теоретический и практический, сделать выводы о недостатках и дать рекомендации по его улучшению.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Организация торгово-технологического процесса на предприятии торговли…………………………………………………………………...……….5
1.1 Классификация и функции торгового предприятия………………………..5
1.2 Технологические операции и процессы на предприятии торговли………12
1.3 Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале………….…15
1.4 Правила продажи отдельных видов товаров………………………………17
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности аптеки……...20
2.1 Исследование торгово-технологического процесса в аптеке……………..20
2.2 Сегментация рынка………………………………………………………….23
2.3 Приемка товаров по количеству и качеству в аптеке……………………..26
2.4 Хранение товаров в аптеке………………………………………………….29
2.5 Размещение и выкладка на торговом оборудовании аптеки……………...35
2.6 Организация продажи товаров в аптеке…………………………………....35
3. Рекомендации по совершенствованию организации торгово-технологического процесса аптеки…………………………………………......40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АПТЕКЕ.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

      На  целевом рынке выделяются три основных тенденции:

  • Тенденция 1 (наиболее важная). Быстрый рост количества больных сахарным диабетом (на 5–7% каждый год).
  • Тенденция 2 (средней важности). Быстрый рост цен на сахароснижающие лекарства (на 10–15% каждый год).
  • Тенденция 3 (наименьшей важности). Постоянно возрастает озабоченность населения своим состоянием здоровья. Это стимулирует спрос на медицинские приборы, позволяющие контролировать уровень сахара в крови и другие подобные устройства.

      Рынок фармацевтических услуг в г. Валуйки достиг высокой стадии развития, но на нем остаются свободные специализированные ниши.

      Несмотря на большое количество аптек, их ориентация, уровень обслуживания и компетентность персонала очень отличаются. Это позволяет компании Инфарм найти свое место на рынке, выбрав в качестве специализации сектор больных сахарным диабетом.

      Покупатели  лекарства очень консервативны и очень долго сохраняют приверженность определенным аптекам. Очень часто они завязывают дружеские отношения с фармацевтами и продавцами, пользуются их советами и предпочитают покупать лишь те лекарства, которые были рекомендованы врачом или провизором, вызывающим доверие [20].

      Основные  конкуренты не обладают специальной  подготовкой, позволяющей им победу в конкурентной борьбе в секторе  лекарств для больных сахарным диабетом. Они недостаточно компетентны и  могут быть вытеснены с рынка  с помощью правильной маркетинговой стратегии.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что  рынок аптечных услуг еще полон  возможностей. Выработав правильную маркетинговую стратегию, компания Инфарм может достичь существенного успеха [18].

     2.3 Приемка товаров по количеству и качеству в аптеке 

     Стандартная операционная процедура «Порядок приемки  в аптеке лекарственных средств  и осуществление приемочного  контроля» (далее – Инструкция) разработана  во исполнение постановления Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Надлежащей аптечной практики» от 31 октября 2008 г. № 181 и постановления Министерства здравоохранения РФ от 14.08.2000г. № 35 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках» с учетом указаний СТБ 1433-2004 «Производство лекарственных средств. Технологическая документация».

     Инструкция  содержит описание последовательности процесса разгрузки автотранспорта, контроля за условиями транспортировки  лекарственных средств, их приемки  и осуществления приемочного  контроля, которые следует соблюдать специалистам аптеки [6].

     СОП включает:

     1. Подготовительные операции

     1.1. Подготовить места для размещения  поступающих лекарственных средств  и других товаров аптечного ассортимента (далее - товары): для лекарственных средств, требующих защиты от повышенной температуры, – холодильное оборудование, для остальных лекарственных средств и других товаров – помещения, (шкафы, стеллажи и др.).

     1.2. В зоне приемки предусмотреть  достаточное место для лекарственных  средств и других товаров, забракованных  при приемочном контроле.

     1.3. Подготовить многооборотную тару к отгрузке (если используется в работе).

     1.4. Подготовить поддоны (подтоварники) для размещения товара.

     1.5. Подготовить товар, подлежащий  возврату поставщику.

     2. Разгрузка лекарственных средств  и других товаров аптечного  ассортимента с автотранспорта.

     2.1. При поступлении лекарственных  средств и других товаров в  аптеку пред по приемке (члену) проверить правильность транспортировки, соответствие условий транспортировки требованиям, указанным производителем лекарственных средств в инструкциях по медицинскому применению и (или) листке – вкладыше.

     2.2. Произвести разгрузку лекарственных  средств и других товаров аптечного ассортимента с автотранспорта и разместить групповые транспортные упаковки в зоне приемки на поддонах, подтоварниках.

     2.3. Разместить в специально отведенных  местах хранения термолабильные  лекарственные средства – в первую очередь.

     2.4. Сверить количество мест с  указанным в сопроводительных  документах.

     2.5. Председателю комиссии по приемке  (члену) заполнить сопроводительные  и транспортные документы: товарно-транспортные накладные. поставить на товарно-транспортных накладных печать аптеки, дату приемки, подпись, фамилию, имя, отчество, должность лица, принявшего товар.

     2.6. Передать сопроводительные документы  экспедитору (водителю).

     2.7. Отгрузить многооборотную тару.

     2.8. Отгрузить лекарственные средства  и другие товары аптечного  ассортимента, подлежащие возврату поставщику.

     3. Приемка лекарственных средств  и других товаров по количеству  и качеству.

     3.1. Все лекарственные средства и  другие товары освободить от  групповой упаковки и (или)  разложить по наименованиям.

     3.2. Председателю комиссии по приемке (члену) назвать наименование лекарственного средства или другого товара, указанное в сопроводительных документах. Членам комиссии по приемке подсчитать фактическое количество упаковок и назвать вслух с указанием серии (партии).

     3.3. Председателю комиссии (члену) проверить правильность оформления товарно-транспортных накладных, отметить проверенное наименование лекарственного средства и другого товара, их количество по сопроводительным документам и назвать розничную цену (числовой код). Члену комиссии нанести на упаковку названную цену (числовой код) и дату поставки.

     Нанесение цены осуществлять на упаковках одного и того же наименования в одном  и том же месте, чтобы при этом не закрывалась основная информационная часть упаковки (наименование, серия, срок годности, способ применения).

     3.4. Членам комиссии по приемке  осуществить контроль названного  лекарственного средства по показателям  «Описание», «Упаковка», «Маркировка», проверить наличие инструкций  по применению и их соответствие  количеству упаковок.

     По  показателю «Описание» проверить внешний  вид, наличие запаха.

     По  показателю «Упаковка» проверить целостность  упаковки, соответствие физико-химических свойств.

     По  показателю «Маркировка» проверить  соответствие оформления лекарственных  средств требованиям нормативной документации.

     3.5. Проверить документы, подтверждающие  качество лекарственных средств  и других товаров, а также  соответствие серии (партии) на  упаковках лекарственных средств и других товаров, указанной в товарно-транспортных накладных и документах, подтверждающих качество.

     3.6. Председателю комиссии по приемке  (члену) в приходных документах  указать: «Приемочный контроль  проведен» и заверить своей  подписью.

     3.7. Разместить лекарственные средства  и другие товары по местам  хранения.

     3.8. Вынести многооборотную тару и картонные коробки в предназначенное для этого помещение (зону).

     3.9. В случае отсутствия документов, подтверждающих качество, или сомнения  в качестве разместить лекарственные  средства и другой товар отдельно  с обозначением «Забраковано при приемочном контроле» в соответствии с РИ «О порядке хранения и возврата поставщикам забракованных лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента».

     4. Отражение в учетных регистрах.

     4.1. Первые экземпляры товарно-транспортных  накладных оставить в аптеке для оприходования поступивших лекарственных средств и других товаров.

     4.2. При обнаружении недостачи, излишков, боя, нарушения целостности упаковки и маркировки лекарственных средств и других товаров составить акт в 2 экземплярах, который подписывается всеми членами комиссии, производившими приемку. 

2.4 Хранение товаров в аптеке 

     Согласно  Инструкции по организации хранения на аптечных складах, в аптечных учреждениях  и предприятиях различных групп  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения в аптеке установлены требования к организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях и предприятиях [3].

     В помещении аптеки, согласно постановлению должна поддерживаться определенная температура и влажность воздуха, периодичность проверки, которых осуществляется не реже одного раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами аптека обеспечена термометрами и гигрометрами, которые закреплены на внутренних стенах помещений вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. В каждой зоне ведется карта учета температуры и относительной влажности воздуха, в каждом холодильнике ведется карта учета температуры [17].

     Для поддержания чистоты воздуха помещения хранения в соответствии с действующей нормативной документацией следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. В случае невозможности оборудования помещений хранения приточно-вытяжной вентиляцией рекомендуется оборудовать форточки, фрамуги, вторые решетчатые двери и т.д.

     Помещения хранения обеспечены необходимым количеством  стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п.

     Помещение аптеки содержится в чистоте; полы периодически (но не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных моющих средств [5].

     Лекарственные средства, изделия медицинского назначения в помещениях хранения необходимо размещать  с учетом наиболее полного использования  площади, создания наилучших условий труда аптечных работников, возможности применения средств механизации и обеспечения фармацевтического порядка. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения следует размещать на стеллажах, в шкафах, а в исключительных случаях - на полу (на предварительно подложенном поддоне, подтоварнике, специальной плите и т.п.).

     В помещениях хранения лекарственные  средства размещают отдельно:

     1) в соответствии с фармакотерапевтическими  группами с учетом физико-химических  свойств;

     2) по токсикологическим группами в соответствии со списком А (ядовитые, наркотические), Б (сильнодействующие) и общего списка;

     3) в зависимости от способа применения (внутреннее, наружное);

     4) с учетом установленных сроков  хранения для лекарственных средств  с ограниченным сроком годности;

     5) в соответствии с агрегатным  состоянием (жидкие, сыпучие, газообразные  средства и т.п.).

     Не  рекомендуется располагать рядом  лекарственные средства, созвучные  по названию, лекарственные средства для внутреннего применения с  сильно различающимися высшими дозами, а также располагать их в алфавитном порядке [3].

     Изделия медицинского назначения следует хранить  раздельно по группам: резиновые изделия; изделия из пластмасс; перевязочные средства и вспомогательные материалы; изделия медицинской техники.

     В процессе хранения следует осуществлять сплошной визуальный осмотр состояния  тары, внешних изменений лекарственных  средств и изделий медицинского назначения не реже одного раза в месяц. В случае внешних изменений лекарственных  средств проводится контроль их качества в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ГФ) и другими нормативными документами (НД) и определяется их пригодность к использованию в установленном порядке [11].

Информация о работе Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки