Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации торгово-технологического процесса на примере аптеки и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить основную задачу - сравнить торгово-технологический процесс (стадии приемки, хранения, размещения и выкладки, методы продажи товаров и обслуживания покупателей) теоретический и практический, сделать выводы о недостатках и дать рекомендации по его улучшению.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Организация торгово-технологического процесса на предприятии торговли…………………………………………………………………...……….5
1.1 Классификация и функции торгового предприятия………………………..5
1.2 Технологические операции и процессы на предприятии торговли………12
1.3 Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале………….…15
1.4 Правила продажи отдельных видов товаров………………………………17
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности аптеки……...20
2.1 Исследование торгово-технологического процесса в аптеке……………..20
2.2 Сегментация рынка………………………………………………………….23
2.3 Приемка товаров по количеству и качеству в аптеке……………………..26
2.4 Хранение товаров в аптеке………………………………………………….29
2.5 Размещение и выкладка на торговом оборудовании аптеки……………...35
2.6 Организация продажи товаров в аптеке…………………………………....35
3. Рекомендации по совершенствованию организации торгово-технологического процесса аптеки…………………………………………......40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АПТЕКЕ.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров [18].

     При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

  1. однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
  2. целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
  3. декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
  4. полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
  5. в оптимальной зоне обозреваемости (на расстоянии 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
  6. выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
  7. сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, контрольно-кассовых узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

     При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними [13].

     Размещая  товары в торговом зале, и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать их методы продажи, конфигурация торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

     Выкладывают товары на оборудовании этикетками и  рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях. 

     1.4. Правила продажи отдельных видов товаров 

     Правила продажи отдельных видов товаров  разработаны в соответствии с  Законом РФ «О защите прав потребителей»  и регулируют отношения между  покупателями и продавцами при реализации отдельных продовольственных и не продовольственных товаров.

     Правила продажи  рассмотрим на примере технически сложных  товаров бытового назначения [4]:

  1. Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.
  2. Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
  3. По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.
  4. Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
  5. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.
  6. Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и установку на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов, прилагаемой к товару, не допускается.

     Информацию  об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров. Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности аптеки

     2.1 Исследование торгово-технологического процесса в аптеке 

      В компании предусмотрены два подразделения: административный отдел (кадры и  бухгалтерия) и отдел продаж.

      Компания Инфарм представляет собой общество с ограниченной ответственностью, принадлежащее трем акционерам.

      Компания  будет владеть аптекой, специализирующейся на торговле лекарствами и медицинской  продукцией для больных сахарным диабетом. Предлагаемый план создания аптеки описывает предназначение и задачи компании, пути достижения поставленных целей, а также содержит основные финансовые показатели ее предполагаемой деятельности.

     Аптека, находящаяся в г. Валуйки по адресу ул. Фрунзе, д.26, корпус 3, расположена на первом этаже жилого дома, изолирована от помещений другого назначения. Организационно - правовая форма собственности и режима работы указаны в вывеске. Режим работы аптеки с 8.00 до 21.00, в выходные дни – с 10.00 до 19.00.

      Целью компании является получение прибыли благодаря быстрому росту объема продаж, высокому качеству обслуживания и низким производственным затратам.

      Задача  компании — предоставлять качественные и эффективные лекарства, травы  и биологические добавки для  больных сахарным диабетом.

      Миссия компании Инфарм заключается в оказании фармацевтической помощи больных сахарным диабетом. Краткосрочная перспектива компании состоит в интенсивном развитии и активном расширении клиентской базы. В долгосрочной перспективе клиентская база будет стабилизирована, а объем продаж будет стимулироваться повышенным качеством продукции.

      Концепция компании заключается в высоком  качестве лекарств, отличной подготовке кадров и внимательном отношении к обслуживанию пациентов, которое должно создать широкую и устойчивую клиентскую базу компании Инфарм. Высокий спрос и широкая клиентская база должны принести большую прибыль.

      Залогом успеха компании является правильный маркетинг, коллективизм сотрудников, высокое качество обслуживания и  конкурентоспособные цены.

      Основным видом деятельности компании является продажа лекарств и другой медицинской продукции (биологически активных добавок, трав, а также медицинских приборов) для больных сахарным диабетом.

      Местный рынок аптек представляет собой  устоявшуюся среду, в которой  практически все ниши заняты. Однако быстрый рост количества больных сахарным диабетом, к сожалению, является фактором, стимулирующим повышенный спрос на специальные лекарства и приборы (например, измерители концентрации сахара в кроки). Это открывает перед новой компанией возможность занять выгодную позицию в специализированном секторе.

      Ориентировочный финансовый анализ деятельности предполагаемого  предприятия подтверждает благоприятные  прогнозы. Основными факторами, способствующими  успеху компании, является высокий спрос, большой опыт работы персонала и конкурентоспособные цены.

      Штат  компании (таблица 2.1) будет состоять из 10 постоянных сотрудников: директора аптеки, главного фармацевта, консультанта-эндокринолога, трех провизоров, трех консультантов справочной службы и бухгалтера. 
 
 

      Таблица 2.1

Штатное расписание

Штатное расписание
       
  2007 2008 2009
  Затраты на штат(руб./мес) Затраты на штат(руб./мес) Затраты на штат(руб./мес)
Директор  аптеки 30 000,00р. 45 000,00р. 60 000,00р.
Главный фармацевт 30 000,00р. 45 000,00р. 60 000,00р.
Эндокринолог 30 000,00р. 45 000,00р. 60 000,00р.
Провизор 60 000,00р. 90 000,00р. 120 000,00р.
Консультант 45 000,00р. 75 000,00р. 90 000,00р.
Бухгалтер 15 000,00р. 25 000,00р. 30 000,00р.
Всего: 210 000,00р. 325 000,00р. 420 000,00р.
 

      Аптека  расположена в помещении, в котором  выделены зоны приемки, хранения и обслуживания населения, взаимосвязанные между  собой в зависимости от выполняемых  работ. Площадь аптеки составляет 100 кв. м. За один день аптека способна обслужить более 150 посетителей с оборотом 20–25 тыс. руб. Размер арендной платы составляет около 30% от общего объема затрат на создание компании.

     Отделка производственных зон хранения (внутренние поверхности стен, потолков, полов) аптек, а также отделка зон  приемки и обслуживания населения гладкая, светлых тонов и допускает возможность проведения влажной уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

     В аптеке выделено специальный шкаф для  хранения моющих и дезинфицирующих  средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки зон и обработки оборудования. Верхняя одежда и обувь работников аптеки хранится отдельно от специальной одежды и сменной обуви, в шкафу, разделенном перегородкой.

     Аптека  в зависимости от выполняемых  работ, услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, имеет в наличии:

  1. торговое оборудование;
  2. специальную компьютерную систему;
  3. оборудование для хранения лекарственных средств, в том числе холодильное;
  4. приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психрометрические).

     Для осуществления различных видов  деятельности предприятием получены три  лицензии:

  1. для розничной реализации лекарственных средств - специальное разрешение (лицензия) на право осуществления фармацевтической деятельности, которая выдана на пять лет Министерством здравоохранения РФ;
  2. для розничной реализации медицинской техники и изделий медицинской деятельности, которая выдана на пять лет Министерством здравоохранения РФ;
  3. для розничной реализации товаров аптечного ассортимента, которая выдана на пять лет Валуйским городским исполнительным комитетом.

      Конкурентное  преимущество компании Инфарм заключается в высоком профессионализме ее персонала и лояльности потенциальных клиентов. Количество больных сахарным диабетом настолько велико, что уже на этапе создания компании способно обеспечить достаточно высокий спрос на лекарства и принести высокий доход.

2.2 Сегментация рынка

 

      Сегментация рынка (табл. 2.2) осуществляется по следующим характеристикам [5]:

          1. Больные, страдающие инсулинозависимым диабетом (1-го типа). Объем этого сектора рынка составляет примерно 15–20% всех больных сахарным диабетом, т.е. 7500–10000 чел. Для этих людей жизненно важным лекарством является инсулин.

          2. Больные, страдающие инсулинонезависимым диабетом (2-го типа). Объем этого сектора рынка составляет примерно 80–85% всех больных сахарным диабетом, т.е. 42500–45000 чел. Для этих людей основными лекарствами являются сахароснижающие препараты. В основном диабетом 2-го типа страдают пожилые люди. Учитывая осложнения, которые вызывает диабет, ассортимент лекарств следует расширить за счет препаратов, укрепляющих иммунитет и состояние сердечно-сосудистой системы [9].

      Расчет  объема секторов рынка производился на основе предположения, что каждый больной сахарным диабетом потратит за год примерно 10000 руб., а больной диабетом 2-го типа — 7500 руб.

Таблица 1.2

Анализ целевого рынка

Анализ рынка
       
Рыночные  сегменты 2007 2008 2009
Диабет 1-го типа 1 000 000,00р. 1 100 000,00р. 1 200 000,00р.
Диабет 2-го типа 3 375 000,00р. 3 600 000,00р. 4 000 000,00р.
Всего 4 375 000,00р. 4 700 000,00р. 5 200 000,00р.
 

      Больные сахарным диабетом вынуждены постоянно  принимать сахароснижающие лекарства (инсулин, сульфаниламиндные препараты, травы). Это обеспечивает высокий и быстро растущий спрос на лекарства от сахарного диабета. Предполагается, что каждый больной диабетом 1-го типа потратит за 2007 г. примерно 10000 руб., а в 2009 г. — 12000 руб. ( учетом возможного роста цен). Таким образом, объем первого сегмента рынка вырастет с 1 млн. руб. в 2007 г. до 1,2 млн. руб. — 2009 г. Кроме того, по прогнозам, каждый больной диабетом 2-го типа потратит за 2007 г. примерно 7500  руб., а в 2009 г. — 10000 руб. ( учетом возможного роста цен). Таким образом, объем второго сегмента рынка вырастет с 3,375 млн. руб. в 2007 г. до 5,2 млн. руб. — 2009 г.

Информация о работе Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки