Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации торгово-технологического процесса на примере аптеки и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить основную задачу - сравнить торгово-технологический процесс (стадии приемки, хранения, размещения и выкладки, методы продажи товаров и обслуживания покупателей) теоретический и практический, сделать выводы о недостатках и дать рекомендации по его улучшению.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Организация торгово-технологического процесса на предприятии торговли…………………………………………………………………...……….5
1.1 Классификация и функции торгового предприятия………………………..5
1.2 Технологические операции и процессы на предприятии торговли………12
1.3 Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале………….…15
1.4 Правила продажи отдельных видов товаров………………………………17
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности аптеки……...20
2.1 Исследование торгово-технологического процесса в аптеке……………..20
2.2 Сегментация рынка………………………………………………………….23
2.3 Приемка товаров по количеству и качеству в аптеке……………………..26
2.4 Хранение товаров в аптеке………………………………………………….29
2.5 Размещение и выкладка на торговом оборудовании аптеки……………...35
2.6 Организация продажи товаров в аптеке…………………………………....35
3. Рекомендации по совершенствованию организации торгово-технологического процесса аптеки…………………………………………......40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АПТЕКЕ.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Торговая  сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил  и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном месте.

     Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному  профилю.

     По  первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  1. стационарную (магазины);
  2. полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
  3. передвижную (развозная и разносная).

      По  второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  1. смешанную (предлагающую продовольственные и не продовольственные товары на одном рабочем месте продавца);
  2. специализированную (торгующую товарами одной или трёх групп или комплексов);
  3. узкоспециализированную (специализирующуюся на отдельных группах и видах товаров);
  4. универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или не продовольственных).

     Важная  роль в развитии сферы обращения  товаров народного потребления  принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в  торговый, определяя структуру и  направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым залом, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны [13].

     Целями  развития оптовой торговли являются:

  1. создание развитой структуры каналов, товародвижения;
  2. поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
  3. формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

     Основными задачами оптового торгового предприятия  являются:

  1. поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других предприятий;
  2. закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
  3. формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
  4. обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
  5. маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
  6. информационное обслуживание.

     На  макроуровне оптовая торговля выполняет  следующие функции [1]:

  1. интегрирующую (обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта);
  2. оценочную (определение уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование);
  3. организующую и регулирующую (обеспечение рационального построения и гармонического функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения).

     Макроэкономические  функции оптовой торговли трансформируются на макроуровне в разнообразные  функции оптовых торговых предприятий:

  1. экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;
  2. преобразование производственного ассортимента в торговый;
  3. формирование товарных запасов;
  4. сглаживание цен;
  5. хранение;
  6. доработка, доведение товаров до требуемого качества;
  7. фасовка, упаковка.

     Функции торгового предприятия обусловлены  функциями торговли как экономической категории. Основная функция – продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы Д – Т – Д', или графически (рис. 1.1). 

     Рис. 1.1. Реализация функций торгового предприятия

     Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество  сопутствующих функций: изучает  спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров и др.[7]. 

1.2. Технологические операции и процессы на предприятии торговли 

     Оперативные (торгово-технологические) процессы в  магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

     Товарный  процесс обеспечивает не только доведение  товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, т.е. последовательность выполнения различных операций, зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.

     На  данном предприятии (универсам) происходят следующие торгово-технологические процессы [8]:

  1. Поступление и приёмка товара, в которую входит разгрузка, распаковка и приёмка по количеству и качеству;
  2. Хранение и подготовка товара к продаже;
  3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале;
  4. Обслуживание покупателя: отбор товара, расчётно-кассовые операции, получение товара от продавца. Продажа товаров через прилавок. При обслуживании покупателей продавец должен предоставить возможность выбора, оказать помощь в выборе нужного товара, показать нужный товар, проконсультировать о свойствах товара. Продавец должен максимально быстро и аккуратно обслужить покупателя и вручить ему его покупку.

     Технологический процесс обеспечивает обработку  товарных потоков, начиная с поступления  товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приёмка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей [16].

     Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских  свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

     Оформление  поступления товаров. Основанием для  приёма товаров материально ответственным лицом торгового предприятия и их оприходования является накладная (не зависимо от её вида).

     Обязательными документами при поступлении  каждой партии товара являются также  сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификат качества, ветеринарный сертификат и другие документы в зависимости от особенностей реализуемого товара), которые подтверждают безопасность товаров для здоровья и жизни потребителей.

     Торговое  предприятие в соответствии с  законом несёт ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата будет вынуждено платить штрафы, нести убытки в связи с запрещением реализации товаров или выплатой значительных денежных средств за проведение испытаний и выдачу сертификата соответствия. Для предприятий (прежде всего оптовых), закупающих и реализующих импортные товары, особенно важным является то обстоятельство, что согласно закону РФ «О защите прав потребителей» ответственность за качество несёт продавец товаров, за исключением тех случаев, когда фирма - производитель товаров имеет представительство в РФ [4].

     Следует обращать особое внимание на правильность оформления сертификата и его  копий, а также информации, содержащийся в нём, так как требования являются довольно жёсткими и строго контролируются проверяющими органами.

     Правила заполнения и получения сертификатов устанавливаются в отдельных  нормативных актах, как в целом, так и для конкретных товарных групп. Во многих случаях для подтверждения безопасности товара необходимо предоставить не только сертификат соответствия, но и гигиенический сертификат, а также информацию о протоколах испытаний.

     В сопроводительных документах на особо  скоропортящиеся пищевые продукты должны быть указаны дата и час  выработки, температура хранения, конечный срок реализации. При этом сертификаты (этикетки, ярлыки) на таре (единице упаковки) поставщика, содержащие аналогичную информацию, должны сохраняться до окончания сроков реализации данных товаров [3].

     Если  товар поступил в торговое предприятие  без сопроводительных документов поставщика, то приёмка проводится комиссией по фактическому наличию товара с оформлением акта приёмки по типовой или произвольной форме. При этом в акте указывается, какие документы отсутствуют.

     Приёмка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приёмки товаров [9].

     Приёмка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счёт-фактура, товарно-транспортная накладная). Приёмку  товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

     Приёмка товаров по качеству – это выявление  качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а так  же сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Приёмку товаров производят в установленные инструкциями сроки. При обнаружение недоброкачественных товаров приёмку приостанавливают и составляют коммерческий акт [2].

     Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты приёмки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приёмкой товара. 

     1.3 Принципы размещения и выкладка  товара в торговом зале 

     Способ  организации процесса продажи зависит, прежде всего, от сложности ассортимента товаров, характера спроса и формы продажи, а также от размеров торговой площади, степени готовности товаров к продаже и других факторов [1].

     Процесс принятия решения о включение  товара в ассортимент товаров, предлагаемых различным предприятиям, при условии  соблюдения специализации, взаимозаменяемости товаров и с учётом контингента обслуживания и соответствующего ценового уровня.

     Товары  доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится  минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование [17].

     Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров  в торговом зале. Оно позволяет  правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

  1. Предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
  2. Создания условий комфортности во время пребывания в магазине;
  3. Предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
  4. Оптимального использования торговых площадей магазина;
  5. Обеспечение сохранности материальных ценностей;
  6. Организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями

     При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила торгового  соседства. За каждой товарной группой  следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают  ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, использующиеся частым спросом. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование.

Информация о работе Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки