Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 01:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации торгово-технологического процесса на примере аптеки и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить основную задачу - сравнить торгово-технологический процесс (стадии приемки, хранения, размещения и выкладки, методы продажи товаров и обслуживания покупателей) теоретический и практический, сделать выводы о недостатках и дать рекомендации по его улучшению.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Организация торгово-технологического процесса на предприятии торговли…………………………………………………………………...……….5
1.1 Классификация и функции торгового предприятия………………………..5
1.2 Технологические операции и процессы на предприятии торговли………12
1.3 Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале………….…15
1.4 Правила продажи отдельных видов товаров………………………………17
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности аптеки……...20
2.1 Исследование торгово-технологического процесса в аптеке……………..20
2.2 Сегментация рынка………………………………………………………….23
2.3 Приемка товаров по количеству и качеству в аптеке……………………..26
2.4 Хранение товаров в аптеке………………………………………………….29
2.5 Размещение и выкладка на торговом оборудовании аптеки……………...35
2.6 Организация продажи товаров в аптеке…………………………………....35
3. Рекомендации по совершенствованию организации торгово-технологического процесса аптеки…………………………………………......40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном месте.
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю.
По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:
По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым залом, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны [13].
Целями развития оптовой торговли являются:
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции [1]:
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на макроуровне в разнообразные функции оптовых торговых предприятий:
Функции
торгового предприятия
Рис. 1.1. Реализация функций торгового предприятия
Для
реализации основной функции торговое
предприятие выполняет
1.2. Технологические
операции и процессы на предприятии торговли
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Товарный процесс обеспечивает не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, т.е. последовательность выполнения различных операций, зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
На данном предприятии (универсам) происходят следующие торгово-технологические процессы [8]:
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приёмка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей [16].
Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
Оформление поступления товаров. Основанием для приёма товаров материально ответственным лицом торгового предприятия и их оприходования является накладная (не зависимо от её вида).
Обязательными документами при поступлении каждой партии товара являются также сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификат качества, ветеринарный сертификат и другие документы в зависимости от особенностей реализуемого товара), которые подтверждают безопасность товаров для здоровья и жизни потребителей.
Торговое предприятие в соответствии с законом несёт ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата будет вынуждено платить штрафы, нести убытки в связи с запрещением реализации товаров или выплатой значительных денежных средств за проведение испытаний и выдачу сертификата соответствия. Для предприятий (прежде всего оптовых), закупающих и реализующих импортные товары, особенно важным является то обстоятельство, что согласно закону РФ «О защите прав потребителей» ответственность за качество несёт продавец товаров, за исключением тех случаев, когда фирма - производитель товаров имеет представительство в РФ [4].
Следует обращать особое внимание на правильность оформления сертификата и его копий, а также информации, содержащийся в нём, так как требования являются довольно жёсткими и строго контролируются проверяющими органами.
Правила заполнения и получения сертификатов устанавливаются в отдельных нормативных актах, как в целом, так и для конкретных товарных групп. Во многих случаях для подтверждения безопасности товара необходимо предоставить не только сертификат соответствия, но и гигиенический сертификат, а также информацию о протоколах испытаний.
В
сопроводительных документах на особо
скоропортящиеся пищевые
Если товар поступил в торговое предприятие без сопроводительных документов поставщика, то приёмка проводится комиссией по фактическому наличию товара с оформлением акта приёмки по типовой или произвольной форме. При этом в акте указывается, какие документы отсутствуют.
Приёмка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приёмки товаров [9].
Приёмка
товаров по количеству – это сверка
массы, числа мест, единиц фактически
поступивших товаров с
Приёмка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а так же сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Приёмку товаров производят в установленные инструкциями сроки. При обнаружение недоброкачественных товаров приёмку приостанавливают и составляют коммерческий акт [2].
Технологическая
карта – это форма
1.3
Принципы размещения и
Способ организации процесса продажи зависит, прежде всего, от сложности ассортимента товаров, характера спроса и формы продажи, а также от размеров торговой площади, степени готовности товаров к продаже и других факторов [1].
Процесс принятия решения о включение товара в ассортимент товаров, предлагаемых различным предприятиям, при условии соблюдения специализации, взаимозаменяемости товаров и с учётом контингента обслуживания и соответствующего ценового уровня.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование [17].
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила торгового соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, использующиеся частым спросом. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование.
Информация о работе Совершенствования организации торгово-технологического процесса аптеки