Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение существующей системы учета себестоимости на ФГУП «Промклапан», предпосылок внедрения системы учета сокращенной себестоимости и разработка путей совершенствования в практике функционирующего предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть существующие в отечественной и зарубежной практике системы классификации затрат, используемые для формирования себестоимости;
рассмотреть сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости;
выявить преимущества в использовании маржинального дохода для принятия управленческих решений;
охарактеризовать существующую на предприятии систему затрат;
проанализировать возможности разработки и внедрения управленческого учета на предприятии;
охарактеризовать организацию учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг;
показать, какую роль система учета сокращенной себестоимости играет в формировании информационной базы управления предприятием и какие решения принимаются на основе полученных данных;
рассмотреть возможности использования автоматизированных программ для целей управленческого учета.
Введение 4
1 Теоретические аспекты процессов формирования полной и сокращенной себестоимости 7
1.1 Классификация затрат, используемых при формировании себестоимости 7
1.2 Сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости 15
1.3 Использование маржинального дохода для принятия управленческих решений 21
2 Предпосылки применения систем полной и сокращенной себестоимости в практической деятельности предприятия ФГУП «Промклапан» 29
2.1 Общая характеристика системы учета затрат на предприятии 29
2.2 Возможность разработки и внедрения управленческого учета на предприятии 33
2.3 Организация учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг 38
3 Основные пути совершенствования существующей системы учета затрат 43
3.1 Преимущества использования системы формирования сокращенной себестоимости 43
3.2 Использование автоматизированных программ для целей управленческого учета 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Произв. с/с = (1212,14 + 45,73 + 32,11) * 315 + 24177,33 / 313 * 4 + 24177,33 / 321 * 311 = 430 076,82
Таким образом, рассмотрев две системы учета затрат, можно сделать выводы о том, что система учета сокращенной себестоимости обладает большей аналитичностью и полезностью для менеджеров и руководителей предприятия, поскольку поступающая из нее информация позволяет быстро и оправдано принимать правильные решения. К тому же, использование системы директ-костинг позволяет избежать не только дополнительных расчетов при выведении прибыли от реализации, но и риска несписания части постоянных расходов в случае, если продукция не будет реализована или возникнут какие-либо другие непредвиденные обстоятельства.
3 Основные пути совершенствования существующей системы учета затрат
3.1 Преимущества использования системы формирования сокращенной себестоимости
Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности. А использование в учете понятия маржинального дохода играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше величина маржинального дохода и уровень рентабельности.
Покажем на примере, каким образом использование метода управленческого учета затрат по сокращенной (цеховой) себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Рассмотрим из всей ассортиментной группы производимых и реализуемых изделий, три наименования:
ПИК 155-2,5 АМ – 313 штук по цене 1693 руб.;
ПИК 110-2,5 АМ – 253 штуки по цене 1006 руб.;
ПИК 220-1,6 АМ – 249 штук по цене 3016 руб.
Переменные издержки на производство 1 изделия составляют 403 763,74 руб., 2 изделия – 191 624,73 руб., 3 изделия – 567 498,39 руб. Постоянные издержки предприятия составили 329 729,81 руб., между изделиями они распределены пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (Табл. 3.1).
Таблица 3.1 – Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия за август 2004 г.
Показатель | Изделие 1 | Изделие 2 | Изделие 3 |
Переменные затраты | 1298,98 | 757,41 | 2279,11 |
Постоянные затраты | 375,3 | 289,78 | 558,02 |
Полная себестоимость | 1674,28 | 1047,19 | 2837,13 |
Цена | 1693 | 1006 | 3016 |
Прибыль | 18,72 | - 41,19 | 178,87 |
Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия 2 является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.
В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 1 535 411 руб. (529 909 + 254 518 + 750 984), валовые издержки предприятия — 1 492 616,67 руб., а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 42 794,33 руб.
Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие 2, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.
В случае отказа от производства изделия 2 выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 1 280 893 руб. При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия 2 на величину 191 624,73 руб. В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема выручки, отказ от производства изделия 2 не повлияет на их величину.
Затраты предприятия без производства изделий 2 составят 1 300 991,94 руб. В этом случае убытки предприятия составят 20 098,94 руб., а общие убытки будут равны 62 893,27 руб. (20 098,94 + 42 794,33), имея в виду, что 42 794,33 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода управленческого учета затрат по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок:
Таблица 3.2 – Расчет величины маржинального дохода на единицу изделия за август 2004 г.
Показатель | Изделие 1 | Изделие 2 | Изделие 3 |
Средние переменные затраты | 1298,98 | 757,41 | 2279,11 |
Цена | 1693 | 1006 | 3016 |
Величина маржинального дохода | 394,02 | 248,59 | 736,89 |
Как следует из этой таблицы, у всех трех изделий величина маржинального дохода положительна. Если отказаться от производства 1 шт. изделия 2, предприятие теряет 248,59 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 253 шт. приведет к потерям в размере 62 893,27 руб. Отсюда можно сделать вывод: изделие 2 необходимо сохранить в ассортименте, не смотря на убыточность по полной себестоимости.
Другим важным направлением обеспечения информацией управляющих является решение о производстве нового вида продукции (или дополнительного количества уже существующего изделия) в условиях ограниченности производственных мощностей. Предположим, что предприятие имеет возможность производить и реализовывать дополнительно клапана ПИК 125-2,5 АМ (изделие 4) в объеме 231 шт. по цене 1213 руб. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 816,33 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 396,67 руб.(1213 – 816,33). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 91 630,77 руб.
Однако производственных мощностей предприятия хватает только для производства, например, 815 изделий. Если предприятие собирается наладить производство клапана ПИК 125-2,5 АМ, ему придется отказаться от выпуска 231 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли производить дополнительное количество изделий и если да, то производство каких изделий следует сократить?
Величина маржинального дохода для единицы изделия 4 составляет 396,67 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия 2 – 248,59 руб. Если отказаться от производства 231 шт. изделия 2, то предприятие потеряет 57 424,29 руб., в то же время от выпуска изделия 4 предприятие дополнительно получит 91 630,77 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 34 206,48 руб. Рассмотрим, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие 4.
Таблица 3.3 – Расчет прибыли предприятия после изменения в ассортименте за сентябрь 2004 г.
Показатель | Изделие 1 | Изделие 2 | Изделие 3 | Изделие 4 | Всего |
Объем выпуска, шт. | 313 | 22 | 249 | 231 | 815 |
Выручка, руб. | 529 909 | 22 132 | 750 984 | 280 203 | 1 583 228 |
Переменные затраты, руб. |
403 763,74 |
15 756,84 |
567 498,39 |
188 572,23 |
1 175 591,2 |
Постоянные затраты, руб. |
|
|
|
|
329 729,81 |
Прибыль, руб. |
|
|
|
| 77 906,99 |
Как видно, в результате изменения ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 42 794,33 руб. до 77 906,99 руб.
Приведенные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения метода управленческого учета затрат по сокращенной себестоимости. Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат.
Это позволяет обеспечивать управленческий аппарат информацией, необходимой для решения таких важнейших задач управления затратами, как:
определение нижней границы цены продукции или заказа (соответствует переменным затратам);
сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства.
Однако, метод учета затрат по сокращенной (цеховой) себестоимости имеет ряд недостатков, которые заключаются в следующем:
отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству;
себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;
сложность разделения постоянных и переменных затрат: во многом оно зависит от длительности рассматриваемого периода времени и от анализируемого диапазона объемов выпуска.
3.2 Использование автоматизированных программ для целей управленческого учета
Важнейшим средством управления современным предприятием, ориентированным на получение прибыли и удовлетворение клиентов, является управленческий учет. При этом наивысший приоритет у финансовых директоров и владельцев предприятий имеет область управленческого учета, обеспечивающая расчет себестоимости продукции или услуг.
Поскольку расчет себестоимости продукции является очень трудоемким процессом и требуется обработка большого количества поступающей информации, разрабатываются специальные программные обеспечения, которые позволяют значительно облегчить процесс сбора, обработки и анализа данных.
Так для расчета управленческой себестоимости консалтинговая компания "ВИП Анатех" (г. Москва) совместно с фирмой "1С" разработала программный продукт "1С-ВИПАнатех: ABIS. ABC. Управленческий учет и расчет себестоимости".
Данный программный продукт является конфигурацией системы программ "1С:Предприятие 8.0" и относится к классу ABIS-систем (Activity Based Information System) - информационных систем, основанных на действиях. В ABIS.ABC реализован расширенный метод ABC (Activity Based Costing) - наиболее результативный инструмент, позволяющий решать такие задачи, как экономия ресурсов, оптимизация затрат, повышение производительности бизнес-процессов и качества, управление рисками, а также предоставлять информацию о затратах и производительности в форме, понятной для управленческого персонала предприятия, владельцев бизнес-процессов.
Особенностью данного метода является распределение затрат в соответствии с детальным расчетом использованных ресурсов, точным расчетом стоимости процессов и их влиянием на себестоимость продукции и услуг. В основу метода положено определение затрат на действия персонала и оборудование предприятия, участвующих в бизнес-процессах, с последующим отнесением вычисленной стоимости действий на объекты потребления этих действий.
Ведется расчет себестоимости конечных объектов затрат - продукции, услуг, клиентов, поставщиков и других объектов. Предусмотрено создание аналитической базы данных и формирование базы нормативов на выполнение действий и бизнес-процессов. Для обработки и проведения анализа информации в системе реализованы различные аналитические отчеты.
В основе технологии расчета по методу АВС лежит понятие действия, которое при его выполнении потребляет определенные ресурсы, и это приводит к появлению соответствующих затрат. Примеры действий - "Замена оборудования", "Перевозка материалов", "Заключение договора" и т.д. Несколько действий, объединенных причинно-следственными связями и относящихся к одному подразделению, образуют бизнес-процесс. Примеры бизнес-процессов - "Выпуск продукции", "Реализация продукции", "Поддержка информационных систем предприятия", "Обеспечение транспортом" и т.д.
На первой стадии расчета действия объединяются в соответствующие бизнес-процессы. Затем выполняется распределение ресурсов на действия, которые эти ресурсы поглощают. Например, суммарные затраты на электроэнергию в стоимостном выражении распределяются по отдельным станкам в соответствии с потребленной ими энергией в натуральном выражении. Результатами первой стадии расчета являются рассчитанные производительность и стоимость каждого действия каждого бизнес-процесса.
На второй стадии стоимость действий списывается на объекты затрат, которые используют данные действия. Объекты затрат подразделяются на "Центры затрат", "Конечные центры затрат" и "Промежуточные центры затрат".