Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение существующей системы учета себестоимости на ФГУП «Промклапан», предпосылок внедрения системы учета сокращенной себестоимости и разработка путей совершенствования в практике функционирующего предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть существующие в отечественной и зарубежной практике системы классификации затрат, используемые для формирования себестоимости;
рассмотреть сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости;
выявить преимущества в использовании маржинального дохода для принятия управленческих решений;
охарактеризовать существующую на предприятии систему затрат;
проанализировать возможности разработки и внедрения управленческого учета на предприятии;
охарактеризовать организацию учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг;
показать, какую роль система учета сокращенной себестоимости играет в формировании информационной базы управления предприятием и какие решения принимаются на основе полученных данных;
рассмотреть возможности использования автоматизированных программ для целей управленческого учета.
Введение 4
1 Теоретические аспекты процессов формирования полной и сокращенной себестоимости 7
1.1 Классификация затрат, используемых при формировании себестоимости 7
1.2 Сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости 15
1.3 Использование маржинального дохода для принятия управленческих решений 21
2 Предпосылки применения систем полной и сокращенной себестоимости в практической деятельности предприятия ФГУП «Промклапан» 29
2.1 Общая характеристика системы учета затрат на предприятии 29
2.2 Возможность разработки и внедрения управленческого учета на предприятии 33
2.3 Организация учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг 38
3 Основные пути совершенствования существующей системы учета затрат 43
3.1 Преимущества использования системы формирования сокращенной себестоимости 43
3.2 Использование автоматизированных программ для целей управленческого учета 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Данная ведомость составляется в совокупности по двум счетам синтетического учета: 20 «Основное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы» (ОПР). Более детальная разбивка понесенных затрат дается в журнале – ордере №10. Затраты в данном учетном регистре распределены между основным производством и общецеховыми расходами. Это позволяет видеть непосредственно прямые расходы на производство продукции, а также выделить косвенные, которые в силу своей специфики не могут быть отнесены непосредственно на какой-либо вид продукции и требуется их перераспределение согласно закрепленной в учетной политике базы распределения.
Тоже самое можно сказать и про общехозяйственные расходы (ОХР), которые собираются на активном собирательно-распределительном 26 счете «Общехозяйственные расходы», в конце месяца происходит их списание на счет основного производства в полном объеме.
Рассмотрим более подробно какие затраты собираются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Таблица 2.2 – Общепроизводственные и общехозяйственные расходы за 2004г. (Тыс. руб.).
Элементы затрат | ОПР | ОХР |
Амортизация зданий, сооружений и прочих ОС | 23,32 | 1672,88 |
Содержание, ремонт зданий и сооружений | 336,67 | 2405,99 |
Зарплата | 857,65 | 1044,85 |
Отчисления на соц. нужды | 221,26 | 269,56 |
Прочие | 204,64 | 721,03 |
Итого | 1643,55 | 6114,31 |
В конце месяца происходит списание данных расходов, и даются проводки:
Д 20 К 25 – 1 643 549,60 – списываются общепроизводственные расходы;
Д 20 К 26 – 6 114 310, 29 – списываются общехозяйственные расходы.
Все затраты предприятия, понесенные им в основном производстве, списываются непосредственно на 20 счет со счетов затрат: 10 «Материалы», 28 «Брак в производстве», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д. При этом даются следующие проводки:
Д 20 К 10 – 26 057 265, 85 – списывается сумма используемых материалов;
Д 20 К 28 – 67 325, 94 – потери от брака включаются в затраты основного
производства;
Д 20 К 70 – 762 395, 70 – начислена заработная плата работникам основного
производства;
Д 20 К 69 – 209 658, 79 – начислен ЕСН с заработной планы работников
основного производства;
Д 20 К 76 – 675 070 – списаны услуги сторонних организаций на счет
основного производства.
Таким образом, фактическая производственная себестоимость произведенной продукции, списанной на счет 43 «Готовая продукция», составит:
Д 43 К 20 – 35 529 576, 17
Учитывая величину коммерческих расходов 254 489,73 руб., которые собираются на счете 44 «Расходы на продажу» и ежемесячно списываются в уменьшение выручки от продаж, можно подсчитать полную себестоимость произведенной продукции, которая составит 35 784 065,90 руб.
Так как основным в деятельности предприятия является получение прибыли, то можно предположить, что в основе принятия управленческих решений должна лежать информация о полученной или «упущенной» прибыли от основной деятельности. В соответствии с методом учета полной себестоимости, расчет прибыли будет выглядеть следующим образом (Таблица 2.3):
Таблица 2.3 – Расчет прибыли от основной деятельности за 2004 г.
Показатель | Значение, руб. |
Выручка от продаж | 35 866 589 |
Производственная себестоимость |
29 415 265,88 |
Валовая маржа | 6 451 323, 12 |
Коммерческие и административные расходы |
6 368 800, 02 |
Операционная прибыль | 82 523, 10 |
Как видно из приведенной таблицы, выпуская продукцию стоимостью 35866589 руб. предприятие получает прибыль в размере 82523,10 руб., что означает правильный выбор ценовой стратегии на рынке, позволяющей покрыть все произведенные затраты и в тоже время быть конкурентоспособной.
Однако, расчет себестоимости, исходя из совокупной величины затрат, не позволит менеджерам и управляющим предприятия принять обоснованные, а главное правильные решения в области дополнительного выпуска продукции по сниженной цене.
Пример 1: предприятию предложено выпустить дополнительно такой же объем продукции, если на это хватит производственных мощностей, однако, стоимость партии товара будет стоить 30 млн. руб.
Исходя из полной себестоимости продукции, естественным будет отказаться от данного предложения, поскольку величина выручки не покроет понесенные предприятием затраты и образуется убыток. В тоже время, часть затрат предприятия имеет постоянный характер, не зависящий от объемов производства, и эти затраты уже были покрыты в ходе производственной деятельности предприятия. Если учесть данный фактор, то себестоимость дополнительной партии производимой продукции будет ниже рассчитанной полной себестоимости, и может быть принято другое решение.
Таким образом, рассмотрев организацию учета затрат на предприятии по полной себестоимости, было выявлено, что получаемая информация не будет адекватной и отвечающей требованиям качества для принятия управленческих решений в области дополнительного производства продукции по сниженной цене. Это происходит вследствие того, что затраты по отношению к процессу производства имеют постоянный и переменный характер, который позволяет вскрыть система управленческого учета, основанная на методе калькулирования сокращенной себестоимости продукции. Рассмотрим подробнее возможность разработки и внедрения на предприятии системы управленческого учета.
2.2 Возможность разработки и внедрения управленческого учета на предприятии
Переходя к рассмотрению возможности организации на предприятии системы управленческого учета, необходимо отметить, что в отличие от финансового и налогового учета, которые строго регламентированы стандартами и законодательством, управленческий учет ведется в соответствии с информационными потребностями менеджмента конкретного предприятия.
Главная цель внедрения системы управленческого учета на предприятии - обеспечение руководства компании максимально полной информацией, необходимой для эффективной работы. Часто на российских предприятиях внедрение управленческого учета осуществляется по инициативе высшего руководства, которому не хватает конкретной управленческой информации.
На примере исследуемого предприятия, можно отметить, что оно производит от 7 до 10 различных видов продукции (клапанов), которые имеют различную цену, себестоимость и спрос на рынке. У предприятия примерно 20 основных покупателей, на которых приходится примерно до 85% объема реализации. В соответствии с рыночными условиями для удержания постоянных клиентов предприятие постоянно использует систему скидок и дополнительных услуг клиентам.
Таким образом, чтобы принять правильное решение по поводу оптимальной цены продаваемой продукции, руководству необходимо разработать и внедрить систему управленческого учета, которая предоставит обоснованную экономическую информацию, отвечающую требованиям релевантности, достаточности и аналитичности.
Кроме того, исследуя процесс производства с помощью системы управленческого учета можно выявить недостатки в использовании материальных и трудовых ресурсов, в организации производства, снабжении, нормировании и выявить имеющиеся внутренние резервы.
В организационной структуре предприятия можно выделить следующие основные подразделения по функциональным направлениям:
отдел закупок;
складская деятельность;
сборочный цех;
маркетинг (отдел продаж);
административная деятельность.
Данная ситуация характеризуется тем, что данные поступают из разных служб компании. Естественно, цифры будут отличаться, поскольку каждая из служб до этого собирала информацию «для себя» так, как считала правильным. Соответственно одной из задач является сверка данных, составляемых в разных подразделениях, чтобы показатели можно было использовать в управленческом учете.
В соответствии с теорией и практикой управления отдельные структурные подразделения, службы, цеха, отделы или группы являются центрами ответственности. Их начальники несут ответственность за конкретные участки работ и решение поставленных руководством задач. Применение такой классификации структурных подразделений, каждое из которых несет свою часть общих расходов предприятия, позволит собирать и анализировать информацию о затратах в управленческом учете более подробно, корректно и оперативно.
Для каждого центра ответственности необходимо разработать набор показателей, характеризующих эффективность его деятельности, величину понесенных расходов и полученных доходов, а также регламент сбора, обработки и хранения полученной информации. Для этого нужно создать формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.
Так можно использовать форму отчетности, которая будет составляться в каждом центре затрат и включать показатели объема и стоимости полученных услуг, израсходованных материалов, имущественных активов. Примером такой формы является ведомость выпуска по элементам затрат за различные месяца, которая позволяет наглядно видеть какие затраты и в какой сумме были понесены в процессе производственной деятельности предприятия.
Затраты в данной ведомости группируются по следующим элементам:
основные материалы;
полуфабрикаты;
отходы производства (происходит исключение данного показателя);
основная зарплата;
отчисления на социальное страхование;
накладные расходы, которые включают два элемента затрат: цеховые расходы и электроэнергия;
потери от брака.
В ведомости также представлены данные о производстве каждого вида клапанов в натуральном выражении, и рассчитывается себестоимость каждой группы. Таким образом, использование данного учетного регистра позволит собирать необходимую информацию по каждой единице выпускаемых изделий, о величине постоянных и переменных расходов и объемах выпуска.
Как правило, данная ведомость составляется между 5 и 10 числами месяца, следующего за отчетным, что позволяет наиболее оперативно использовать данные для принятия управленческих решений, своевременно выявлять изменения и негативные тенденции в процессе производства для внесения корректировок.
Поскольку одновременное ведение бухгалтерского учета для целей налогообложения и управленческого учета в качестве информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений довольно трудоемкий процесс, то можно использовать на предприятии единый план счетов для бухгалтерского и управленческого учета, но с максимально возможной детализацией. Так, например, учет коммерческих расходов можно разбивать на следующие подпункты:
данные о складских расходах;
затраты, связанные с поставкой товара;
комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
расходы на рекламу;
представительские расходы;
С одной стороны, детальная аналитика позволяет накапливать статистический материал для анализа по каждому принципиальному виду расходов, что необходимо для принятия правильных управленческих решений. С другой стороны, есть возможность группировать счета «низшей детализации» в более крупные группы расходов для целей бухгалтерского или налогового учета.