Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение существующей системы учета себестоимости на ФГУП «Промклапан», предпосылок внедрения системы учета сокращенной себестоимости и разработка путей совершенствования в практике функционирующего предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть существующие в отечественной и зарубежной практике системы классификации затрат, используемые для формирования себестоимости;
рассмотреть сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости;
выявить преимущества в использовании маржинального дохода для принятия управленческих решений;
охарактеризовать существующую на предприятии систему затрат;
проанализировать возможности разработки и внедрения управленческого учета на предприятии;
охарактеризовать организацию учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг;
показать, какую роль система учета сокращенной себестоимости играет в формировании информационной базы управления предприятием и какие решения принимаются на основе полученных данных;
рассмотреть возможности использования автоматизированных программ для целей управленческого учета.
Введение 4
1 Теоретические аспекты процессов формирования полной и сокращенной себестоимости 7
1.1 Классификация затрат, используемых при формировании себестоимости 7
1.2 Сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости 15
1.3 Использование маржинального дохода для принятия управленческих решений 21
2 Предпосылки применения систем полной и сокращенной себестоимости в практической деятельности предприятия ФГУП «Промклапан» 29
2.1 Общая характеристика системы учета затрат на предприятии 29
2.2 Возможность разработки и внедрения управленческого учета на предприятии 33
2.3 Организация учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг 38
3 Основные пути совершенствования существующей системы учета затрат 43
3.1 Преимущества использования системы формирования сокращенной себестоимости 43
3.2 Использование автоматизированных программ для целей управленческого учета 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Эффективность организации учета произведенных затрат во многом зависит от их группировки или классификации. Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета: для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; для осуществления текущего контроля и регулирования; для принятия управленческих решений 9, с. 306.
В настоящее время учеными разработано много различных признаков, по которым можно классифицировать затраты, причем некоторые из классификаций схожи как для бухгалтерского, так и для управленческого учета, а другие, напротив, используются только для нужд одной из дисциплин. Для целей как финансового, так и управленческого учета Ю.А. Бабаев и В.Б. Ивашкевич предлагают следующие признаки классификации затрат.
По экономическому содержанию затраты подразделяют на экономические элементы и статьи расходов (статьи калькуляции).
Экономическим элементом называют вид затрат, состоящий из однородных расходов. Подразделение затрат по экономическим элементам позволяет определить вид затрат по организации в целом независимо от места их возникновения и направления. Установлена единая для всех организаций независимо от форм собственности и видов деятельности номенклатура экономических элементов:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость материальных ресурсов, которая формируется, исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость), надбавок, наценок, стоимости услуг различных сторонних организаций (таможни, товарных бирж, складов, транспортных организаций и пр.). Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов.
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, которые в процессе производства утратили полностью или частично свои качества и поэтому не могут использоваться по своему прямому назначению. Оцениваются такие возвратные отходы по ценам возможного использования.
Элемент «Затраты на оплату труда» охватывает затраты на оплату труда производственного персонала, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.
Элемент «Отчисления на социальные нужды» отражает все обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и обязательного медицинского страхования. Они начисляются с сумм затрат организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (работ, услуг). На отдельные виды оплаты труда страховые взносы не начисляются (такие виды выплат оговариваются в нормативных документах).
Элемент «Амортизация основных фондов» отражает сумму амортизационных отчислений производственных основных средств. Сюда входят также суммы ускоренной амортизации активной части основных средств.
К элементу «Прочие затраты» относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы), затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, на подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и пр.
Подразделение затрат по экономическим элементам необходимо в бухгалтерском учете для установления сметных (плановых) и фактических затрат на производство по организации в целом, без определения их целевого назначения, т.е. независимо от того, на что произведены затраты.
Таким образом, сумма затрат по экономическим элементам определяет объем затрат, произведенных организацией за отчетный период на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Но для эффективного управления организациям всегда нужно знать и размер затрат, определяющих себестоимость выпущенных из производства готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг 9, с. 307.
Статьей затрат, или калькуляционной статьей, обычно называют определенный вид затрат, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и всего товарного выпуска. В основу такой группировки положен способ включения их в себестоимость отдельного вида продукции (прямо или косвенно). Состав калькуляционных статей жестко не регламентирован, но на основе нормативных документов типовую номенклатуру статей можно представить следующим образом:
1. Сырье и материалы
2. Возвратные отходы (вычитаются)
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций
4. Топливо и энергия на технологические цели
5. Заработная плата производственных рабочих
6. Отчисления на социальные нужды
7. Расходы на подготовку и освоение производства
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы
10. Потери от брака
11. Прочие производственные расходы
Итого: Производственная себестоимость продукции
12. Коммерческие расходы
Итого: Полная себестоимость продукции.
Можно заметить, что отдельные калькуляционные статьи по названию близки к названиям экономических элементов, а по содержанию они не только близки, но и частично совпадают. Однако есть и различия. Например, в статье калькуляции «Сырье и материалы» отражаются не только затраты на покупные материальные ресурсы (как в элементе «Материальные затраты»), но и на ценности собственного производства и заготовления. В отдельных отраслях состав калькуляционных статей расходов различен, так как номенклатура статей определяется особенностями каждой отрасли, ее производственной спецификой, характером выпускаемых товаров и продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг 9, с. 308.
Помимо классификации затрат по экономическому признаку их можно группировать и по отношению к производственному (технологическому) процессу. По этому признаку все затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг); они занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат организации.
Накладные расходы образуются в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
По отношению к объему производства все затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся расходы, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции (работ, услуг). Если объем производства увеличивается, например, на 20% , то и переменные затраты увеличиваются на 20%. К ним можно отнести расходы сырья и основных материалов, на заработную плату производственных рабочих и т.д.
Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объемов производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и некоторые другие расходы. Однако существуют затраты, которые нельзя отнести ни к постоянным, ни к переменным, так как они включают элементы и тех, и других затрат; их принято называть условно-постоянными или условно-переменными в зависимости от преобладания в них постоянных или переменных частей.
В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты бывают прямые и косвенные.
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость. К ним относят чаще всего расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда производственных рабочих.
К косвенным относят затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ. Такие расходы могут быть распределены между себестоимостями каждого вида продукции (работ, услуг) только на основе специальных расчетов. Но всякое косвенное распределение затрат приводит к неточности в определении себестоимости, поэтому при организации учета необходимо так организовать аналитический учет, чтобы минимизировать удельный вес косвенных расходов.
Для целей налогообложения прибыли затраты можно подразделить на лимитируемые и нелимитируемые. Под лимитируемыми понимают такие расходы, по которым законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы. Это компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей, командировочные и представительские расходы, оплата обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, расходы на оплату процентов за кредиты, расходы на рекламу. К не лимитируемым относят расходы, принимаемые в фактических размерах.
В зависимости от периодичности возникновения все расходы распадаются на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода. Обычно это основная часть расходов организации. Единовременными называют расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели (оплату отпусков, ремонт основных средств и пр.).
По составу все расходы подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют затраты, состоящие из однородного вида затрат. Например, заработная плата, амортизационные отчисления и пр. Комплексные расходы состоят из нескольких видов затрат, например, в состав общехозяйственных расходов входят затраты материалов на общехозяйственные цели, заработная плата руководства организации, амортизация зданий и пр.
По целесообразности расходования затраты бывают производительные и непроизводительные. Под производительными понимают все расходы, которые необходимы и планируемы для данного производства. К непроизводительным относят расходы, которые образуются по причинам, свидетельствующим об отклонениях от нормальной технологии производства продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных работ и пр.
По участию в производственном процессе расходы могут быть производственные и коммерческие (расходы на продажу). Производственные охватывают все расходы организации, связанные с изготовлением товарной продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаемые в их себестоимость. Коммерческие (расходы на продажу) расходы — расходы, связанные со сбытом продукции потребителям.
В отличие от бухгалтерского финансового учета управленческий имеет собственные цели, а поскольку его основу составляет анализ затрат, то используются соответствующие признаки классификации. И.Г. Кукукина в дополнение к уже перечисленным признакам добавляет следующие:
1. по времени дебетования выручки от продаж выделяют затраты продуктовые (списываются на единицу продукции) и периодические (списываются на весь объем продаж);
2. по принципам калькулирования затрат на единицу продукта, работы или услуги: себестоимость с полным распределением затрат; себестоимость с частичным распределением затрат 21, с. 15.
Таким образом, информацию об издержках производства, которая является одним из основных объектов финансового и управленческого учета, можно классифицировать по множеству различных признаков. Причем многие авторы придерживаются схожих классификационных признаков. Это происходит потому, что еще не получила достаточно широкого развития в нашей стране система управленческого учета с ее собственными принципами, методами и приемами группировки затрат в зависимости от целей, установленных руководством. Однако многие авторы уже сделали достаточно много в этом направлении, но все же этого недостаточно.
Если рассматривать зарубежный опыт, то в работах К. Друри можно почерпнуть ряд признаков, применяемых непосредственно в управленческом учете:
1. Релевантные затраты – это те будущие издержки, которые меняются в результате принятия каких-либо решений. Нерелевантные затраты – это издержки, на которые принимаемые решения не оказывают влияния 14, с. 34.
2. Устранимые – это расходы, которых можно избежать, которые могут быть сэкономлены, если выбрать какой-либо альтернативный вариант. Неустранимые – расходы, которые будут понесены в любом случае 14, с. 35.
3. Инкрементные расходы – отражают дополнительные расходы в результате выпуска нескольких добавочных единиц продукции. Маржинальные затраты – дополнительные затраты, которые понесены на дополнительную единицу выпускаемой продукции 14, с. 37.
4. Альтернативные затраты – затраты, измеряющие возможность, которая потеряна или которой пожертвовали в результате выбора одного из вариантов действий, когда от остальных вариантов приходится отказываться.
Таким образом, управленческий учет в зарубежных странах продвинулся значительно дальше в вопросе разработки признаков классификации издержек производства, что позволяет ему более оперативно, достоверно и наглядно решать вопросы, возникающие в процессе работы руководителей, менеджеров и управляющих.