Системы учета полной и сокращенной себестоимости в формировании информационной базы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является рассмотрение существующей системы учета себестоимости на ФГУП «Промклапан», предпосылок внедрения системы учета сокращенной себестоимости и разработка путей совершенствования в практике функционирующего предприятия.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть существующие в отечественной и зарубежной практике системы классификации затрат, используемые для формирования себестоимости;
 рассмотреть сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости;
 выявить преимущества в использовании маржинального дохода для принятия управленческих решений;
 охарактеризовать существующую на предприятии систему затрат;
 проанализировать возможности разработки и внедрения управленческого учета на предприятии;
 охарактеризовать организацию учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг;
 показать, какую роль система учета сокращенной себестоимости играет в формировании информационной базы управления предприятием и какие решения принимаются на основе полученных данных;
 рассмотреть возможности использования автоматизированных программ для целей управленческого учета.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты процессов формирования полной и сокращенной себестоимости 7
1.1 Классификация затрат, используемых при формировании себестоимости 7
1.2 Сущность и построение систем учета полной и сокращенной себестоимости 15
1.3 Использование маржинального дохода для принятия управленческих решений 21
2 Предпосылки применения систем полной и сокращенной себестоимости в практической деятельности предприятия ФГУП «Промклапан» 29
2.1 Общая характеристика системы учета затрат на предприятии 29
2.2 Возможность разработки и внедрения управленческого учета на предприятии 33
2.3 Организация учета затрат и формирования себестоимости по системе директ-костинг 38
3 Основные пути совершенствования существующей системы учета затрат 43
3.1 Преимущества использования системы формирования сокращенной себестоимости 43
3.2 Использование автоматизированных программ для целей управленческого учета 47
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по БУУ.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

     Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции. Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов. Дополнительные производственные мощности могут оказаться бесполезными. При решении вопроса о выпуске продукции необязательно отдавать предпочтение более рентабельной.

    Также важной особенностью директ-костинга является  то,  что  благодаря  ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости  между  объемом  производства, затратами и прибылью. Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую.

    При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ "затраты - объем - прибыль" позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.

     Данный анализ является инструментом управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

     Анализ "затраты - объем - прибыль" позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами:

      снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации;

      увеличить постоянные затраты и увеличить объем;

      пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.

     Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции также оказывает существенное влияние на выбор модели поведения фирмы на рынке. Одним словом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.

     Анализ "затраты - объем - прибыль" часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции.

     Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

     Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также "мертвой" или точкой безубыточности. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как точки рентабельности. Наглядно это можно продемонстрировать на графике (Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 – График взаимосвязи прибыли, расходов и объема производства

     Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д. Любой анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика и перемещению точки перелома. Использование анализа соотношения "затраты — объем — прибыль" принесет большую отдачу, если вы понимаете взаимоотношения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты 21, с. 99.

     Другой важной составляющей в условиях рыночной экономики выступает цена на производимую продукцию и оказываемые услуги. Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену.

    Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока, и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).

     Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики:

1.      назначить такую цену, которая привлечет покупателей;

2.      использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен;

3.      использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

     В управленческом учете используют два термина: "долгосрочный нижний предел цены" и "краткосрочный нижний предел цены".

     Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

     Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам. Руководители российских предприятий, как правило, недооценивают значение данного показателя 16, с. 378.

     Очень часто бывают ситуации, когда при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.

     Такие управленческие решения разрушают традиционные представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции. В реальной действительности цены меняются, и влияние от их изменения необходимо правильно оценить. Для этого применяется чувствительный анализ.

     Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за критической точкой. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

     Степень контроля за величиной переменных расходов различна в зависимости от объема продаж, что объясняется психологией менеджеров. Когда наблюдается бум, управляющие склонны наращивать объем производства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами. При снижении объема продаж обычно уменьшают отпускные цены и увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограничения применения анализа соотношения "затраты — объем — прибыль", так как при его построении допускается прямо пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема и не принимается во внимание вышеописанная психология менеджеров.

     Постоянные расходы не статичны от года к году. Они могут быть намеренно увеличены для обеспечения более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изменения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах. Например, можно увеличить расходы по продаже, заменив реализацию через оптовиков на прямую, непосредственно на рынке. Эта комбинация дает возможность повысить отпускную цену. Может быть приобретено более современное оборудование с целью сокращения удельных переменных расходов. Но в некоторых случаях более мудрым будет решение о сокращении постоянных расходов, например замена розничной торговли на оптовую.

     После того как сделаны основные предложения по изменениям в постоянных расходах, менеджер прогнозирует вызванные этим предложением изменения прибыли и удельной маржи. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет точку перелома.

     Таким образом, маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности. Постараемся провести практический анализ двух систем формирования себестоимости на примере конкретного предприятия, который и позволит выявить достоинства и недостатки того или иного метода с точки зрения принятия управленческих решений на основе полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Предпосылки применения систем полной и сокращенной себестоимости в практической деятельности предприятия ФГУП «Промклапан»

 

2.1 Общая характеристика системы учета затрат на предприятии

 

     Федеральное государственное унитарное предприятие «Промклапан» является коммерческой организацией с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием. Основной деятельностью организации является: производство прямоточных клапанов в целях удовлетворения общественного спроса и получение прибыли.

     Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, учитывая интересы потребителя, их требования к качеству продукции и другие условия выполнения обязательств.

     Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с системой учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), выделим те элементы методики учетной политики, которые оказывают непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности, выявляемого на счете 90 «Продажи»:

      готовая продукция учитывается по полной фактической себестоимости;

      организация реализации продукции осуществляется по полностью выполненным работам при поступлении оплаты от заказчика на расчетный счет с использованием счета 90 «Продажи»;

      общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26, ежемесячно списываются на счет 20 пропорционально основной заработной плате производственных рабочих;

      затраты на проведение ремонта производственных основных средств осуществляются по фактическим затратам и списываются на себестоимость текущего отчетного периода.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что через механизм учетной политики в силу единого интегрированного характера отечественного бухгалтерского учета решается часть вопросов, которые на западных предприятиях входят в систему управленческого учета.

      Переходя к рассмотрению системы расчета себестоимости, необходимо отметить, что расчет затрат на предприятии осуществляется по экономическим элементам. Соответственно разделение затрат на постоянные и переменные, которое необходимо для расчета себестоимости по системе директ-костинг, не производится. Однако, в случае необходимости элементы и статьи затрат можно сгруппировать в группы постоянных и переменных расходов.

     Для наглядной иллюстрации затрат, понесенных предприятием в ходе своей производственной деятельности, составим таблицу на основе ведомости расчета затрат на производстве по экономическим элементам.

Таблица 2.1 – Расчет затрат на производстве по экономическим элементам за 2004г. (тыс. руб.).

Элементы затрат

Материальные затраты

Затраты на опл. труда

Отчисл. на соц. нужды

Амортиз. основных средств

Брак

Прочие затраты

Себестоимость выпуска

Сумма

27069,01

1620,05

430,92

23,32

67,32

204,64

29415,26

Информация о работе Системы учета полной и сокращенной себестоимости в формировании информационной базы управления предприятием