Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:17, контрольная работа
Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1.1. Система контроля затрат в организации 5
1.2. Основы управленческого анализа 11
1.3. Организационно-экономическая характеристика в ЗАО «Кислородмонтаж» 12
1.4. Порядок контроля затрат в ЗАО «Кислородмонтаж» 16
1.5. Анализ производства и реализации в ЗАО «Кислородмонтаж» 24
II. Практическая часть (задача) 29
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Из контрольного отчета виден процент выполнения плана по доходам, установленного на март. Кроме того, отчет содержит информацию о степени выполнения планового задания на I квартал и на год. Март оказался неблагоприятным месяцем для УОК: бюджет продаж удалось выполнить лишь на 78,27%. Но по итогам первого квартала заданные показатели по реализации программных продуктов были достигнуты: по бюджетным организациям - на 101,38%, по коммерческим предприятиям - на 100,03%. Это связано с появлением нового программного продукта, принесшего в январе и феврале большие доходы, чем ожидалось. Вместе с тем по итогам I квартала не выполнен план по лицензионному обслуживанию бюджетных и коммерческих организаций, по продажам услуг и программному сопровождению. Это объясняется возникновением дебиторской задолженности, которая обычно покрывается в конце года.
Используя данные контрольного отчета, рассчитываем структуру доходов по рынкам и видам деятельности.
Структура доходов по рынкам и видам деятельности
Таблица 3.
Направление деятельности |
Сумма, тыс. руб. |
% к общему итогу |
Продажа программных продуктов: |
||
- бюджетным организациям |
88 |
17.5 |
- коммерческим организациям |
56 |
11,13 |
Лицензионное обслуживание программных продуктов, используемых: |
||
- бюджетными организациями |
98 |
19,48 |
- коммерческими организациями |
42 |
8,35 |
Обучение, сопровождение: |
||
- бюджетных организаций |
165 |
32,8 |
- коммерческих организаций |
54 |
10,74 |
Итого по УОК |
503 |
100,0 |
Структура доходов подразделения, рассчитанная по результатам работы за истекший период, учитывается при формировании бюджета продаж подразделения на следующий планируемый период. Она показывает направления, особенно выгодные корпорации, на которых в будущем целесообразно сконцентрировать финансовые и трудовые ресурсы. Однако и от менее доходных направлений отказываться нельзя: можно утратить рынки сбыта, завоевать и укрепиться на которых в будущем, возможно, и не удастся.
Для совершенствования управленческого контроля в корпорации, повышения информативности сегментарной отчетности можно предложить новую форму составления контрольного отчета о выполнении бюджета продаж.
Предлагаемая форма отчета об исполнении бюджета продаж УОК
Таблица 4.
Направление деятельности |
Январь (факт), руб. |
Февраль (факт), руб. |
Март (план), руб. |
Март (факт), руб. |
Выполнение плана в марте, % |
Отклонения |
Причины отклонения |
Продажи ПП: | |||||||
бюджетным организациям |
86000 |
98000 |
96401 |
88000 |
91,29 |
Н |
Снижение заинтересованности в ПП |
коммерческим организациям |
102000 |
72000 |
77120 |
56000 |
72,61 |
Н |
Отказ от программ из-за сбоев |
Лицензионное обслуживание: | |||||||
бюджетных организаций |
68000 |
77000 |
89974 |
98000 |
108,92 |
Б |
Государство расплачивается с бюджетными организациями в конце квартала |
коммерческих организаций |
82000 |
95000 |
89974 |
42000 |
46,68 |
Н |
Отказ от ЛО из-за финансовых трудностей |
Обучение, сопровождение: | |||||||
бюджетных организаций |
209000 |
213000 |
212081 |
165000 |
77,8 |
Н |
Снижение кол-ва обучающихся из-за отказа от ПП |
коммерческих организаций |
85000 |
95000 |
77120 |
54000 |
70,02 |
Н |
Некачественное оказание консультационных услуг |
Итого по УОК |
632000 |
50000 |
642671 |
503000 |
78,27 |
Продолжение таблицы 4.
Ответственный за направление |
Контролируемость отклонений |
Предполагаемые меры по исправлению ситуации |
План I кв., руб. |
Выполнение плана в l кв.,% |
План на год, руб. |
Выполнение плана за год, % |
Нач. отдела «вторичных» продаж бюджетным организациям Иванов И. |
HK1 |
Выход на другие регионы, фирмы |
268293 |
101,38 |
1320667 |
20,31 |
Нач. отдела «вторичных» продаж Петров Е. |
К2 |
Повышение качества ПП |
229926 |
100,03 |
1690714 |
13,6 |
Нач. отдела «вторичных» продаж бюджетным организациям Иванов И. |
К |
296980 |
81,82 |
1412324 |
21,03 | |
Нач. отдела «вторичных» продаж коммерческим организациям Петров Е. |
HK |
Поиски других заинтересованных клиентов |
265002 |
82,64 |
1073065 |
24,7 |
Зам. нач. отдела «вторичных» продаж бюджетным организациям Сидоров О. |
HK |
Выход на другие фирмы, регионы |
683313 |
85,9 |
3603748 |
18,96 |
Зам. нач. отдела «вто-ричных» продаж ком-мерческим организациям Овсянкин В. |
К |
Повышение качества оказываемых услуг |
248935 |
94 |
1065715 |
23,36 |
Руководитель УОК |
- |
- |
1992450 |
89,59 |
10166233 |
19,6 |
Из отчета, составленного в новом формате, видны возникшие отклонения, их причины, ответственность руководителя и принимаемые меры по устранению нежелательных расхождений фактических и бюджетных показателей.
Например, выполнение плана по реализации программных продуктов коммерческим организациям составило 72,61% и является для анализируемого центра ответственности неблагоприятным отклонением. Его причина состоит в том, что ряд фирм отказался от новых версий программ из-за частых сбоев, возникающих не по вине пользователей. Это отклонение является контролируемым для начальника отдела «вторичных» продаж коммерческим организациям. Единственная мера, которая может быть принята в данном случае, - повышение качества программных продуктов. Необходим более тщательный подход к разработкам новых версий. Следовательно, ответственный за возникновение подобного неблагоприятного отклонения Петров Е. может понести наказание.
Другое неблагоприятное отклонение УОК связано с недовыполнением планового задания по показателю выручки от лицензионного обслуживания программных продуктов, используемых коммерческими организациями (выполнение плана составило лишь 46,68%). Это отклонение не является контролируемым для руководителя центра доходов Петрова Е. Причина его возникновения - отказ предприятий от лицензионного обслуживания ранее приобретенных программных продуктов в связи с финансовыми трудностями. Рассмотрев проблемы разработки бюджета продаж, обратимся к порядку составления бюджета расходов.
Переменные расходы УОК (фонд оплаты труда (ФОТ) с налогами, закупка материалов, оплата услуг сторонних организаций) нормируются администрацией корпорации:
Таблица 5.
Статья затрат |
Норма затрат |
ФОТ |
20% выручки |
Налоги на ФОТ |
39,5% ФОТ |
Закупка материалов |
1% выручки |
Оплата услуг сторонних организаций |
2% выручки |
В соответствии с бюджетом продаж в марте 2007 г. выручка от продажи услуг планировалась в размере 642670 руб. ( таблица 1). Исходя из нее и установленных нормативов переменных затрат (таблица 5) разработан бюджет расходов УОК на март 2007г. (таблица 6).
Бюджет расходов УОК на март 2007г.
Таблица 6.
Статья расходов |
Бюджет, руб. |
Факт, руб. |
Экономия (-), перерасход (+), руб. |
Переменные расходы: |
|||
- ФОТ |
128534 |
134301 |
+5767 |
- налоги на ФОТ |
50771 |
53049 |
+2278 |
- услуги сторонних организаций |
12853 |
- |
-12853 |
- прочие переменные расходы |
6426 |
31 000 |
+24 574 |
Постоянные расходы: |
|||
- арендная плата |
4515 |
4515 |
- |
- командировочные расходы |
2000 |
- |
-2000 |
- семинары |
15000 |
- |
-15000 |
- реклама |
6790 |
- |
-6790 |
- обучение персонала |
1500 |
- |
-1500 |
- приобретение, модернизация техники |
35000 |
10711 |
-24289 |
- почтовые услуги |
- |
- |
- |
-представительские расходы |
1000 |
1000 |
- |
- накладные расходы |
182171 |
1 76 544 |
-5627 |
Итого |
446560 |
411120 |
-35440 |
Фонд оплаты труда должен был составить:
642670x0,2 = 128534 руб.;
Налоги на ФОТ - 128 534 х 0,395 = 50 771 руб.
Из приведенной таблицы видны отклонения фактического размера затрат от запланированного. Благоприятные отклонения связаны с экономией ресурсов и показаны со знаком «-», неблагоприятные, напротив, означают перерасход денежных средств и имеют знак «+».
По результатам работы центра доходов за март благоприятные отклонения (экономия) наблюдаются по командировочным, рекламным расходам, по расходам на проведение семинаров, съездов, обучение персонала, приобретение и модернизацию техники, по оплате услуг сторонних организаций. Вместе с тем наблюдается превышение фактического размера фонда оплаты труда в сравнении с запланированным. Как следствие, допущен перерасход по всем налогам, исчисляемым с фонда оплаты труда.
Однако причины выявленных отклонений по затратам подразделений, как и при анализе доходов, в компании не выясняются. Вместе с тем, как уже отмечалось, сам факт появления отклонений (как благоприятных, так и неблагоприятных) должен привлечь внимание бухгалтера-аналитика и явиться побудительным мотивом к проведению серьезного анализа причин отклонений. Недопустим упрощенный подход к анализу отклонений, когда все благоприятные отклонения однозначно расцениваются как успех предприятия, а неблагоприятные - как следствие упущений в работе. Выявленные отклонения, как и в предыдущем случае, не подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.
Проанализируем неблагоприятное отклонение, возникшее в УОК по фонду заработной платы. Его причиной стало решение руководства о премировании группы сотрудников, успешно продвинувших на рынке новый программный продукт и существенно улучшивших его качество. Поэтому руководитель УОК не должен нести ответственность за возникновение данного неблагоприятного отклонения. Иначе говоря, для руководителя УОК это отклонение является неконтролируемым.
Другим существенным недостатком в организации бюджетирования и контроля за деятельностью структурных подразделений корпорации следует признать отсутствие анализа результатов деятельности сегментов на основе составления гибких бюджетов. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются.
В таблице 7 выполнен анализ финансового результата деятельности УОК за март 2007г. на основе составления статического (жесткого) бюджета.
Расчет финансового результата деятельности центра ответственности на основе статического бюджета, руб.